Скалы Симеиза. Дива. ч. 1

Валентина Телепенина
На черноморском побережье Крыма бархатный сезон. Я впервые в Симеизе, южной точке побережья, в двадцати километрах от Ялты. Городок спускается к морю, утопая в зелени кипарисов, туй, сосен, кедров, можжевельника в голубых шариках. Хвойная экзотика перемежается с лиственными породами: дубом, буком, ясенем, кое-где мелькают и берёзы. У каждого дома растут плодовые деревья, для меня это тоже экзотика, впрочем, как и другие лиственные деревья Симеиза, так как дома глаз привык к липам и каштанам. За красотой города стоит труд многих поколений и, конечно, забота Матери Природы, подарившей краю свою Благодать.

Над Симеизом величественно протянулась гряда Ай-Петри. Иногда над ней нависают тяжёлые облака – осень всё-таки! – и сплошной завесой укрывают горы. Смотришь и удивляешься: облака ходят так низко? А представлялось – высоко. Забываешь, что горы не маленькие, высота Ай-Петри составляет 1234 м над уровнем моря.

С западной стороны над городом возвышается достопримечательность – гора Кошка, а из моря величественно выступает не менее известная гора Дива. Многое повидали на своём веку горы Симеиза. Богата история земли крымской благодаря прекрасному климату и природе, именно они издревле привлекают людей в благодатное место. Предполагается, что первые люди появились в Крыму в каменном веке. Возможно, память гор хранит информацию о древних киммерийцах, проживавших здесь в XV-VII веках до н.э. Пришедшие им на смену тавры оставили о себе свидетельства: древние стоянки, дольмены, каменные могильники с глиняной посудой, бронзовыми украшениями, конской сбруей, наконечниками копий и стрел. Скифы, сарматы, греки, генуэзцы, татары, османы – каждый народ оставил свой неповторимый узор в духовной сущности Тавриды.
Следят горы за современной историей, и, наверное, удивляются стремительному бегу времени… 

Каждое утро выхожу на балкон и испытываю счастье, глядя на море, всегда разное, но неизменно прекрасное, и на Диву, восстающую не из моря, а из зелени парка. Всем существом утопаю в нежности розового утра, в красоте пейзажа. А воздух! Удивительный дух витает над побережьем!

Лицевой частью Дива распахнута к востоку. Скалистая плоть вбирает в себя первые солнечные лучи, ведь в ней тоже течёт жизнь, а всему живому требуется энергия светила. Можно подняться по ступенькам на вершину сорокапятиметровой Дивы, и, пока не ушла утренняя свежесть, вместе с ней встретить восход солнца, а потом воспарить над таинственной Ай-Петри, покружить над зелёным массивом Симеиза, приветствуя виллы, коттеджи, многоэтажки, церковь и мечеть.
 
Стою на вершине, здороваюсь с солнцем, принимаю его ласковые касания и улыбаюсь свежему ветерку. Взгляд любовно скользит по насыщенной синеве Чёрного моря и пытается объять необъятное. На волнах одиноко качается Александр, гражданин Молдавии, в прошлом инженер. Мы прозвали его Робинзоном. Май-сентябрь он живёт на пляже в самодельном шалаше под скалой. Длинные седые волосы, борода, смуглое тело, высушенное солнцем и ветром, – видом он напоминает древнего тавра, примостившегося к скале своим нехитрым скарбом. Его легко узнать по надувному полосатому «плавсредству». Робинзон отдался волне, она унесла его далеко от берега, и теперь он превратился в точку на карте Чёрного моря. Постоянно живя среди приезжего люда, в пляжной суете, Александр нуждается в тишине, и таким образом он обретает её.

На берегу возле Дивы есть ещё одна гора – Монах, в сравнении с Кошкой и Дивой эта гора – малышка. Поучительная легенда связывает три горы воедино. Коротко она звучит так:

«В скалах Симеиза поселился бывший воин с кровавым прошлым. На его совести много жертв, в их числе и погубленные девушки. Отшельник изнурял себя постом, чтобы забыть свои злодеяния.

Годы вытеснили из памяти людей ужасное прошлое старика, в их глазах он теперь праведник. Он и сам уже в это поверил, возгордился. Дьявол и тень его, злой дух, завидовали отшельнику: человека, по внутренней сути равного им, так высоко вознесли люди. Решили они спровоцировать старика на недостойные дела. Злой дух обернулся кошкой, в ненастный день пожаловал к старику, разжалобил его и обрёл место в пещере. По вечерам кошка мурлыкала, навевая картины семейного очага. Хозяина это раздражало: в его жестоком сердце не было места для другого человека. Раздражение переросло в гнев, и он выбросил кошку из пещеры.

Сам дьявол обернулся девой и забрался в невод старика. Ему удалось вывести на чистую воду мнимого праведника – старик поддался обольщению. Возрадовался дьявол, но светлые силы восстали против кощунственного отношения к семейным ценностям и превратили всех троих в камень. Так, из воды поднялась Дива, за ней следит Монах, сидящий на берегу напротив, а над ними разлеглась Кошка, сторожащая обоих».

Фигура монаха угадывается легко, чётко видна его голова под капюшоном и согнутая в локте правая рука. Раньше Монах выглядел по-другому, был гораздо выше нынешнего, но ему пришлось претерпеть разрушения – нет покоя преступнику даже в камне. А вот Дива не подаёт никакого намёка на деву, как я ни стараюсь зацепиться взглядом и вычленить хоть какой-то женский силуэт.  К сожалению, с пляжа видна только одна боковая грань скалы, поэтому придётся плыть к самой горе, познакомиться с ней анфас – а вдруг там есть что-нибудь интересное? Тянет меня туда...

В одно прекрасное утро я готовлюсь к заплыву, собираюсь с силами для броска. Однако в воде замечаю, что море само несёт меня к цели, оно не сопротивляется, а наоборот, помогает. Под руками – живая материя, нежная, ласковая; вода переливается густой синевой редкого для моря оттенка, возникающего при шевелении мелких треугольных гребешков. Это новое впечатление, я увлекаюсь игрой воды и света, временно забыв о цели, и погружаюсь в очарование момента «здесь и сейчас». Как я люблю наблюдать в себе восторг, рождающийся в общении с природой!

А вот и она, таинственная грань скалы. Первое, что привлекает внимание, – это глаз под красиво очерченной бровью. На меня смотрит ОНА! На другой глаз выпала трещина, поэтому он представлен лишь уголком у переносицы, но образ девушки не страдает – воображение легко дорисовывает недостающую часть. Нос, рот, белёсый подбородок, на голове – объёмные пряди высокой причёски, напоминающие женщин в крупных бигуди. Из волос вытекают огненные языки пламени, образованные тёмной породой на общем светлом фоне горы. Это впечатляет! Дива мгновенно привораживает меня и долго не отпускает. Дива, настоящая Дива! Моё существо наполняется радостью открытия, я вдохновляюсь, окрыляюсь, появляется ощущение, что я не одна в этом месте. Кто ты: ундина или хозяйка горы? Я нашла тебя! Тот, кто дал название горе, должен был видеть её или нечто подобное. Легенда отпадает как ненужное приложение.

Мне не терпится поделиться находкой с подругами. Светлана не плавает далеко от берега, а Тамара соглашается посмотреть на моё «чудо». Мы отправляемся к Диве не утром, а во второй половине дня, но, к сожалению, она не проявляется среди огненных язычков пламени. Возможно, сейчас тени лежат по-другому, вот образ и не складывается. Однако Дива не откроет свой лик в течение нескольких дней, хоть я и буду тщательно следить за временем.

Застряв в заветном месте в очередной раз, завожу разговор о Диве с женщиной, которая так же внимательно изучает скалу. Жалуюсь, что Дива отвернулась от меня, интересуюсь, не открылся ли ей искомый образ. Нет, Дива ей не открылась, и дело не в освещении, просто она не хочет по какой-то причине являть себя. «А вы просили её открыться снова, раз уж она сделала это однажды?» Мне подобная мысль в голову не приходила.

Незнакомка показывает статую «поверженного» мужчины на самом верху горы. Из камней разной величины сложились стопы, голени, туловище и голова атлета, кажется, что он отдыхает лёжа на боку. Удивительные картинки можно увидеть на горе! Я показываю ей голову младенца, напоминающую Володю с октябрятской звёздочки, она мне – причудливое животное. А хочется увидеть только ЕЁ!

Моя собеседница направляется к берегу, я же остаюсь и продолжаю вглядываться в скалу. Не появляется моё «чудо». Сказали же: нужно попросить! Не рассчитывая ни на что, готовая ко всему, я обращаюсь к духам природы и прошу открыть мне заветное место. И они открывают светлый лик девушки! Благодарю Бога за дарованную возможность отдохнуть в красивом интересном месте, а Природу – за внимание к моей просьбе. Стараюсь накрепко запечатлеть в памяти образ и его место. И мне это удаётся: здесь, в Симеизе, она больше не будет прятаться от меня, но только здесь…


Продолжение  http://proza.ru/2014/10/07/1324