Емшан-трава

Ирина Поволоцкая
(Из автобиографической повести в миниатюрах «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю»)

...Дед Мазай работал руками всегда один. Очень не любил, когда посторонние были где-то рядом. Но я могла играть или тихо сидеть где-то рядом – и он спокойно занимался своими делами.

Когда строгал или пилил что-то, он обычно напевал песню, от которой у меня остался образ степи, аромата ковыля и трав, синего неба, конского ржания и запаха костра. Слов я, конечно, дословно не смогу припомнить.

Но... Как-то я взяла и записала этот «стих» – моё воспоминание о той песне...

Емшан сухой бери с собой,
В беде и в счастье он – с тобой.
Уходит в даль тропа твоя –
Емшан с тобой. То Степь твоя!
Когда в седле ты день провел –
Подбрось в костер емшан сухой!
Родной Земли далёкой зов –
Емшан-травы – травы степей.
Когда зовёт домой отец –
Гонцу емшан с собой даёт.
И так ему даёт наказ –
«Коль сын на песнь не отзовется –
Сухой травы подбрось в костёр, –
И тот немедля в юрт примчится.»
Бунчук родной так не зовёт,
Как запах той травы степной…

Дед напевал много разных песен. Не всегда – на понятном мне языке. Вполне возможно, что в этом стихе – собралось несколько его любимых напевов... Он очень любил запахи сухой травы, которую доставал из маленького кожаного мешочка. Этот запах я тоже храню в душе... Он острый, горьковатый, и ни на что не похожий – в нём простор, ветер, сухость и горечь – и ширь небес... И запахи костров, лошадей и пыли...

2003 г.