Подвалы европейской цивилизации Уве Зайдля

Анатолий Обросков
В финале международного кинофестиваля "Послание к Человеку" был показан фильм современного киноклассика из Австрии Уве Зайдля "В подвале"(Im Keller).
Это художественный документ, который содержит в себе беспощадный диагноз кризиса гуманизма и традиционных ценностей современной Европы.

Когда смотрел картину Зайдля в "Великане", мне вспомнился документальный фильм "В подвалах Дыбенко" об умиравших от наркотиков совсем ещё молодых людях.Дыбенко: это прилегающая к станции метро территория в Санкт-Петербурге, где процветала торговля героином.    

Синопсис

Новый фильм Ульриха Зайдля посвящен людям, подвалам и тому, что люди делают в подвалах. Это фильм об игре на духовых инструментах и оперных ариях, о дорогой мебели и дешевых шутках, о сексуальности и стрельбе, о фитнесе и фашизме, о кнутах и куклах. Картина показывает и смешное, и грустное, стараясь забраться как можно глубже в дебри австрийской души.

Фильм вошёл во внеконкурсную программу Венецианского кинофестиваля 2014 года.
http://message2man.com/program/card/film/?ID=2056

Мнение одного из кинокритиков

Между тем, Зайдль находит в австрийских подвалах (в тех самых, в которых приклопилы годами держат своих жертв) примеры не менее впечатляющих сбоев: любительница садо-мазо, начинавшая как жертва семейного насилия, участвует в католической благотворительности; вот этот нацистский портрет  на стене — подарок от коллег на свадьбу. Почти в самом начале фильма мы видим питона, перед съедением гипнотизирующий свою жертву — симпатичного грызуна, в конце следует эпизод, в котором голая молодая женщина пытается разместиться в крошечной клетке.

Между этими вызывающими волну мощного физического дискомфорта сценами — полтора часа анекдотов из подполья, в которых Зайдль, вопреки сложившейся репутации, предстает пронзительным гуманистом: сквозь смех и омерзение отчетливо проступают сочувствие, жалость, симпатия и грусть. Не Зайдь придумал зарифмовать садо-мазо и тоталитаризм, но его новый фильм предлагает взгляд на проблему снизу вверх, из узкого подвального окошка: человек так порабощен своими неотрефлексированными комплексами, что будет до бесконечности мучить другого — а морали здесь не будет, мораль не изменит ничего.

Ещё один кинокритик высказывается о фильме

Тем, кого вывернет на обстоятельной сцене футфетиша у Ларри Кларка, нечего делать на новом документальном фильме Ульриха Зайдля «В подвале» (Im Keller), в ассортименте представившем не столь невинные увлечения простых австрийцев. В специально обустроенных подвалах в свободное от работы время кто-то из них исполняет фашистские марши; кто-то предается садизму — как окрашенная в розовый цвет бесцветная домина, в буквальном смысле подвешивающая за яйца своего секс-раба (в обычной жизни - вахтёра театра) и рассказывающего, что "его тело принадлежит ей полностью"; кто-то, наоборот, мазохизму — как жертва семейного насилия, работница социальных служб, когда-то зарезавшая мужа-мучителя, а теперь расслабляющаяся только во время порки. В скрытом от всего человечества (кроме Зайдля) подвале занимаются тем, чем не занимаются в спальне или в гостиной. В «подвал» вытесняется все то, что табуировано «здоровым» обществом, но доставляет радость конкретному, маленькому, смешному, долбанутому на всю голову человеку. В признании права каждого на скрытую от глаз других жизнь заключается посыл к зрителю «неприличной» картины Зайдля — главного и лучшего «обличителя» австрийской и мировой обывательщины и кича.

Мнение зрительницы

Документальный фильм «В подвале» австрийского режиссера Ульриха Зайдля увидят очень немногие. Потому что если это кино вдруг покажут в российских кинотеатрах, у Милонова сотоварищи случится паническая атака, помноженная на инсульт и расстройство желудка. Категория «18+» в случае с этим фильмом более чем оправдана. Но обо всем по порядку.

Если коротко, то фабула такова. Зайдль нашел (не без помощи киношных богов, определенно) с десяток удивительных персонажей, объединенных одним. Все они — европейцы с секретами. В подвалах своих ухоженных и комфортных домов они держат нечто самое сокровенное, тайное. Как бы это доходчивее объяснить… Ну, представьте, что Синяя Борода отличной вписался бы в этот сюжет.


У одного героя в подвале — тир и собственный оперный зал, в котором он поет арии. У другого — комната для сексуальных утех с проститутками: пояса, ремни, наручники, гинекологическое кресло, вот это вот все. Зайдль нагнетает постепенно: начинает с таких секретов как коллекция чучел у старого охотника, и заканчивает такими как комната для мучений у БДСМ-пары.

Все снято невероятно эстетично. Все, включая подвешивание за мошонку «раба» его «госпожой». Да, есть там и такое. Я никогда не писала рецензии (эту пишу на спор с сестрой режиссером), поэтому не могу оперировать всеми этими умностями вроде «геометрия кадра», «композиция»… Поэтому скажу просто — смотреть приятно, глаз не оторвать, честное слово. Какими средствами Зайдль достиг этого эффекта, когда каждый кадр настолько магнетический, я не знаю. И знать не хочу, магия разрушится. Кроме того, он умудряется еще шутить с помощью монтажа!
http://mariyalans.ru/2014/10/ульрих-зайдль-в-подвале

На мой взгляд, "В подвале" показывает обречённую на вымирание и самоликвидацию европейскую цивилизацию; обречённую, если не будут решительно прекращены процессы дехристианизации, дегуманизации, разрушения человеческого образа, сексуального насилия, которые идут параллельно с установлением в Европе по сути олигархической диктатуры ЛГБТ, банкиров, наркобизнеса, косовско-албанской и необандеровской оргпреступности по отношению к беззащитному перед оккульно-политическим закулисьем среднему европеоиду.
"В подвале" это продолжение Зайдлем художественного диалога о судьбе европейцев, который был начат кинокартинами "С широко закрытыми глазами" Кубрика и "Призрак" Полански, книгой Виктора Маларека о работорговле.
См.Призрак подсудимого Международного уголовного судаhttp://www.proza.ru/2010/09/15/993, Крим-инфо7.Продаются Наташи...
http://www.proza.ru/2008/05/30/71
Развитые в Европе работорговые рынки, рынки органов, процветающая наркоторговля, коррупция в спорте, криминальная иммиграция, разрушение семьи: все эти факторы грозят разрушить содружество европейских государств, а с ним и гуманистичный мир достижений культуры и искусства. 
Австрийский кинохудожник ещё раз ставит своим фильмом зрителя перед выбором: или показанные им подвалы, или воскрешение Христианства, защита традиционных ценностей.
Судьбы Европы и России, Хартлэнда взаимосвязаны. И редутом защиты Европы от  дегуманизации являются трезвеннические и патриотические силы Санкт-Петербурга.
НОД и Трезвый Петроград остановили майдан в Питере
http://www.proza.ru/2014/09/15/712
Некролог и значение смерти активистки НОД
http://www.proza.ru/2014/09/20/264
На массовых пикетах НОД в Санкт-Петербургеhttp://proza.ru/2014/09/09/735
Бендерлоги,геть! Пробудился русский медведь!
Следственная комиссия Верховной рады Секретная программа истребления
Автор этих строк выступает именно за возрождение Христианского всеевропейского государства физической и духовной Трезвости апостола Петра, чья каноническая территория распространится по крайней мере до гор Урала, более того, уверен в его неминуемости.И Трезвенники России, европейских стран это ядро Христового духовного воинства такого государства.
Иначе: Европе и России наступит Кончита. 

К17 Андропова и митрополит Никодимhttp://www.proza.ru/2014/10/03/92
Восьмой Вселенский Собор в 2016 году http://www.proza.ru/2014/10/01/1125
У нас есть Папа и Антипапа! http://www.proza.ru/2014/03/24/1315
Министру культуры о снятии с проката фильма Кровь http://www.proza.ru/2014/09/29/1234
План нарковойны и геноцида. Борьба за Хартлэндhttp://www.proza.ru/2014/04/28/101
Нацистская Украина в ожидании своего Нюрнбергаhttp://www.proza.ru/2014/06/05/1782