Юбилей школы

Александр Быков 3
К дню учителя

Быть краеведом вредно и опасно для окружающих. Краевед  знает то,
что обычным людям неведомо, всегда вылезет в самый неудобный момент со своими данными и все испортит.

Вспоминается мне одна давняя история из 2002 г. В Заднесельской школе решили устроить юбилей, 90-лет учебному заведению. Дата достойная, кроме того, есть и другой повод, школа только что переехала в новое здание и директору не терпелось похвастаться. Собрали всех, кто когда то работал, их родственников, подтянули районную самодеятельность. Глава администрации с красавицей дочкой разыграли сцену про то, как местный помещик Мерцалов (то же, кстати, краевед) подарил когда то большое полукаменное здание под нужды школьного образования. Торжества прошли пышно, многоречиво и пафосно. Был и ужин с пирогами и неформальное общение с танцами.
Смотрел я на это действо сначала с интересом, потом с некоторым недоумением, а когда стали строить планы о столетнем юбилее школы через 10 лет, не выдержал и, улучив минутку, подошел к директору школы:
-У меня вопрос, а вы про 90 лет откуда взяли?
-Как откуда? Со стенда!
-???
-У нас в старой школе в учительской висел стенд, где было написано, что в 1912 г. школа стала называться "высшим начальным училищем".
-Хорошо, но это же не источник!
-Как не источник, люди же знали о чем писали!
-Вы поймите,-говорю директору,- для точной даты нужен архивный документ или хотя бы выписка из него. Вам что, в РОНО на слово поверили?
-Конечно поверили, нам врать не к чему. Наша школа одна из старейших в районе. -Директор посмотрела на меня с гордостью.
-Я не возражаю,- говорю, - вот только насчет даты у меня сомнение.
-А что такое?
-Не мог помещик Мерцалов подарить в 1912 г. здание школы!
-Почему это?
-Он умер в 1906 г.
-Правда что ли?
-Точно, можете проверить.
Наступила пауза, почти МХАТовская, а потом, директор заговорщически подмигнула мне и прошептала:
-Никому не говорите, а то меня в РОНО съедят...
-Хорошо, не скажу, в конце концов, дата-это формальность.
Праздник продолжился, а я вскоре уехал домой.
На другой день, вспомнив историю с юбилеем, заглянул в анналы, где была опубикована биография краеведа Мерцалова и почти сразу нашел, то, что надо. В биографии черным по белому было написано: "В 1902 г. Мерцалов на свои деньги выкупил у купца Васильевао полукаменный дом, бывшую мельницу для устройства там земского начального училища, которое в 1903 г. открылось в селе Заднем".
Ох, - вырвалось у меня, - поторопились однако с юбилеем. На самом деле школе в аккурат 99 лет и столетие надобно праздновать уже в следющем году.
В очередной приезд в село Заднее я сказал об этом директору. Она только рукой махнула, денег на новый юбилей, пусть и столетний, РОНО не даст!

С тех пор прошло еще десять с небольшим лет. Помещение старой школы в руках вологодских детдомовцев, там у них дача, но никакого ухода за историческим зданием нет, поэтому все разрушается. Здание новой школы тоже в плачевном виде, учреждение закрыто в 2012 г. Немногочисленные заднесельские школьники учатся теперь в райценте, здание пустует и тоже потихоньку разрушается...
 На месте могилы краеведа Мерцалова- пустырь, хранятся пиломатериалы, вот она. человеческая память....
Задумали было заднесёлы часовню сделать, так жулик предприниматель подменил нормальный лес на некондицию, из которой ничего путного сложить не сумели... Так и живут, а ведь права пословица, раньше времени праздновать - большой грех!