Возрождение святыни

Вячеслав Судаков
   


             Часть первая. НАЧАЛО. Посвящается игумену, отцу Феофану, настоятелю храма иконы Казанской Божией Матери в г.Егорьевск.


                Давно это было, лет десять, а может и пятнадцать назад, точно утверждать не берусь. Да только приехал ко мне один житель города Егорьевск и заказал мне картину, размером 100 х 120 см. А. что бы вы думали, он заказал? Думаете пейзаж, натюрморт или портрет? Нет, нет и нет! Храм Божий, он мне заказал написать! Да не просто храм, а тот , которого уже не существовало с 1935 года! Привез он мне много всяких репродукций, сканированных с архивных документов фотографий, по которым мне пришлось восстанавливать внешний вид храма. А назывался тот храм - Собор Успения Пресвятой Богородицы или Белый Собор! В городе Егорьевске, в 1826 году, первосвященником Филаретом был заложен этот храм, по проекту известного архитектора Бове, в лучших традициях классицизма в стиле ампир. Строился этот храм на пожертвования купцов : А.Е. Щенина, Х.С.Щедрина, Н.А.Лежнева и других...Освящен он был 10 и 11 сентября 1889 года. Это был прекраснейший храм из белого мрамора, расписанный великими художниками и живописцами.

Храм вмещал в себя 5000 человек, тогда, как в городе было всего 3000 жителей.
       
                В 6 часов утра 17 апреля 1935 года, вместо благовеста, прогремел взрыв.
                Позволю себе маленькую цитату. Полностью статью можете прочитать тут. http://ru.wikipedia.org/wiki/()

                " Советский период.
В 1928 году в Исполком Совета депутатов от "группы лучших рабочих г. Егорьевска" поступило предложение закрыть Успенский собор и Троицкий храм города и превратить их в центры культуры и просвещения. С 1929 года, в течение пяти лет шла переписка о судьбе собора и, наконец, Президиум Всероссийского Исполнительного Комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 10 сентября 1933 года вынес решение: «Так называемый собор ликвидировать». В 6 часов утра 17 апреля 1935 года в городе вместо благовеста прогремели взрывы. Был взорван главный, больше века простоявший Успенский (Белый) собор, как якобы мешавший прямому уличному движению. На месте собора был разбит сквер."
                К моему величайшему сожалению, таких снимков мне не дали в то время.
                Очень интересная деталь. Когда я спросил, чем вызван заказ написания именно этого храма, ответ меня поразил. " У меня есть такие марки автомашин, которых ни у кого нет и никогда не будет!  Вот я и захотел, что бы у меня была картина с храмом, которого уже нет, а у меня есть! И картины такой никогда ни у кого не будет!"               
                Картина понравилась.

        Часть вторая.Приобщение. 

        Когда - то,  в начале своего увлечения живописью, я написал свою первую картину с церковью. На окраине нашего города Железнодорожного , в поселке Саввино стоит прекрасный храм, вот его - то я и запечатлел на своем полотне.
        Переехав жить в деревню, невольно обратил свое внимание на окружающую природу и неотъемлемую часть ее - храмы. Пока жил в деревне написал несколько картин с церквями, в основном  на продажу.

                Изучая историю района, я выяснил, что вокруг города Егорьевска множество храмов и монастырей. Лично я знаю 27 церквей. Множество, еще не восстановленных...неизвестных...

"Бывшие село Заовражье и погост Мещерка располагались по берегам речки Неверки (Поповки), в 1,5 км к югу от нынешней деревни Иншаково. Мещерка - одно из древнейших поселений района, упоминаемое в документах 14 века. Возможно, это было племенное поселение мещеряков. Тогда же, в 14 веке, схимник Иоасаф крестил местное население и заложил первую церковь. Почитание перво крестителя округи было столь велико, что его надгробный камень с надписью "под сим камнем лежит схимник Иоасаф" почитался более 500 лет, и в 19 веке крестьянином Яковом Наумовым над ним было сооружена специальная деревянная часовня (не сохранилась). Основная же деревянная церковь не раз обновлялась и отстраивалась, пока в 1929 году не была разобрана на стройматериал. В начале 20 века монахиня Серафима основала поблизости обитель, в которой вместе с ней проживало 8 послушниц.
В начале 70 годов оба селения - Зовражье и Мещерка - перестали существовать. Осталось лишь старинное кладбище и большой пруд,
до которого можно добраться в любую погоду на автотранспорте, свернув налево с трассы Москва-Касимов в деревне Подрядниково. " Подробней о наших исторических местах можете прочитать тут .     http://shushmor.narod.ru/whatis/egor.htm.

                Из этой, моей деревни -  Подрядниково, пройдя через поле по проселку,пройдя мимо старого , песчаного карьера и маленького прудика в деревне Демидово, оставшегося немного справа,подойдем к пруду - это старый овраг перегороженный дамбой, по дну которого протекает речка Неверка (Поповка) и о которой уже никто не вспоминает, это место называется Заовражье, с одной стороны пруд, с другой протока которая приведет нас к водным просторам Шалаховского водохранилища, рыбхоза. Река Цна.

                Я много раз пытался найти , хотя бы приблизительно, место , где стояла женская обитель, но так и не нашел, опрашивал многих местных сторожил, которых с каждым годом становится все меньше. Вот недавно , умер еще один из них, мой хороший друг Анатолий, который в детстве ходил в ту самую церковь. Он мне рассказывал , что недалеко от храма, стоял дом священника , который перед тем, как разрушить храм, подожгли. Священник с семьей , его дом тоже сожгли, после пожара жил в доме другого моего знакомого, Михаила, жившего по соседству, который переехал с мамой и папой к своей бабушке, жившей в другой деревне. Через небольшой промежуток времени , семью священника увезли в неизвестном направлении и больше о  них никто не слыхал. По словам местных жителей церковь несколько раз поджигаль, вновь отстраивали, и снесли совсем в 1940 году. Причины не известны.
               
                Лично у меня было желание воздвигнуть на месте , где была церковь, маленькую часовенку, но это оказалось несбыточной мечтой. Все упирается в финансирование и разрешение на строительство. Общими усилиями активистов и жителей , достигли небольшого прогресса.

                В прошлом году , на кладбище (бывший погост Мещерка) близлежащих деревень: Демидово, Подрядниково и Иншаково был воздвигнут поминальный крест на том месте где был храм Рождества Пресвятой Богородицы с пределами в честь Пресвятой Троицы, святителя Николая Чудотворца и святого Василия Блаженного и отслужен молебен.

                На могилке  у схиигумена Иоасафа , камня надгробного , конечно, нет, но могилка опрятная, на ней постоянно лежат цветы. Народ помнит!
               

 Часть третья.Возрождение.

По всей Московской области полыхают пожары.


Дым поднимался до небес
И было страшно от огромного пожара,
Стелились смог и гарь
И люди падали на землю от угара.
Крестилась бабка второпях,
Держа в руке старинную икону .
А старый дед, совсем седой,
Шептал молитвы и отвешивал поклоны.
Где были деревенские дома,
Стояли покосившиеся печки,
Трещали , догорая , головешки,
Торчали трубы, как оплавленные свечки.
А обгорелые стволы,
Роняли пепел на зеленые травинки.
Пучки обугленных цветов,
Спеклись в венок, деревне на поминки.


 
                Над землей стелется плотный, горячий дым, в котором «плавают» черные, обугленные кусочки сосновой коры и пепла, медленно опускающиеся на зеленую траву, пожухшие цветы и деревья, покрывая их плотным покрывалом.
                Возле моего дома, в деревне, остановилась машина, из нее вышел священник, в церковном одеянии, с окладистой бородой и направился к калитке. Так состоялось моя первая встреча с настоятелем храма в честь иконы Казанской Божией Матери в городе Егорьевске – игуменом, отцом Феофаном. (Щелкунов)
                Отец Феофан прослышал о том, что в этом доме живет художник и решил познакомиться. Наше знакомство продолжается до настоящего времени.

                Вот я и подошел к основной, главной теме своего повествования. Вероятно , что образ отца Феофана заслуживает отдельного произведения, настолько интересна и многогранна жизнь этого человека, но для этого необходимо согласие и желание самого отца Феофана.
                Мне же хочется рассказать немного о вкладе этого человека в возрождение , вверенного ему храма.

                Более подробно вы можете прочитать об этом тут. http://www.ioann-bogoslov.ru/egorjevsk/1.htm

                Отец Феофан очень интересный собеседник и большой знаток, и любитель живописи. Он монашествует, для своей уединенной, маленькой квартирки и веранды он приобрел картины у меня и у других художников города.
                Возвращаясь к истории создания храма, нужно вспомнить, что храм тесно связан с военной историей о чем очень хорошо написал отец Феофан. 139-й пехотный Моршанский полк. Историческая справка, подготовленная отцом Феофаном.  http://www.ioann-bogoslov.ru/egorjevsk/139.htm

                Мне очень трудно судить, чем объяснить любовь батюшки Феофана к казачеству, но он тесно связан с ним и постоянно общается с казаками, они приезжают в храм.
                Пожалуй, это все, что я хотел рассказать об игумене, отце Феофане. К моему сожалению не могу вставить фотографии из моего архива, что бы полнее показать образ отца Феофана.

                Прежде всего мой рассказ вызван тем обстоятельством, что в данный момент отец Феофан тяжело болен, у него инсульт, он лежит в реабилитационном центре «Журавушка» г.Егорьевск, после больницы.
                Я очень надеюсь, что моя публикация , привлечет внимание к этому человеку, добавит ему частичку нашей энергии, поможет ему встать на ноги, вернуться к своему служению Богу, помогать своей пастве, нести слово Божие людям!


ANDREI MAKUSHKIN
Вера,дар Божий!

***********
Мы часто задаем себе вопрос,
-А есть ли Бог и что есть вера?
Вопрос сей ,в споры перерос,
К большому наслажденью люцефера.
 
Мы спорим ,надеясь истину найти,
Забыв ,что вера,дар нам Божий,
Что очень хочет Он спасти,
Заблудший мир наш многобожий.
 
Не знаем ,иль забыли мы,
Что некто Иисус из Назарета,
Был Сыном Божьим и воскрес из тьмы,
Но почемуто мы не верим в это.
 
И чтоб мы не творили, веры не имея,
Для Господа,мы гибнущий народ.
Лиш только вера нас спасет святая,
Связь с Господом,из рода в род!
 

                Ушел мой друг, ушел на небо!

                Часть четвертая и последняя.(эпилог)
                Пока я писал свой рассказ, пытаясь привлечь внимание к здоровью этого человека, жизнь написала за меня этот печальный эпилог.
                23 августа 2014 года, на 60 году жизни после тяжелой болезни преставился ко Господу клирик Московской Епархии Егорьевского благочиния игумен Феофан (Щелкунов).
                Отец Феофан ( Щелкунов Александр Степанович) родился в 8 октября 1954 г. В г. Егорьевске в семье служащих. В 1974 году окончил среднюю школу. С 1974 по 1976 гг. прошел службу в Советской армии.
                После армии он избрал пастырскую долю, он возложил на себя одну из сложнейших задач: духовное окормление и наставление на путь истинный заблудших душ тех, кто однажды преступил закон.
                С 1978 года нес послушание псаломщика в Александро – Невском храме г. Егорьевска.
                10 июня 1988 г. Пострижен в монашество с именем в честь свт. Феофана , Затворника Вышенского.
                22 мая 1989 г. Рукрположен в сан диакона в Богоявленском соборе г.Ногинска и назначен штатным диаконом Александро –Невского храма г.Егорьевска.
                20 мая 1990 г. Возведен в сан нерея с возложением набедренника и назначен штатным священником Александро – Невского храма.
                С 22 сентября по 18 ноября 1992 г. Состоял в числе братии Высоцкого мужского монастыря г.Серпухова.
                18 ноября 1992 г. Назначен в штат этого храма. В это время отец Феофан взялся за наисложнейшее дело возрождения разрушенного в советские годы Казанского храма, что возле городского СИЗО. В разгар кризиса 1998 года он сумел сплотить вокруг себя православную общину единомышленников, найти спонсоров начать работы по восстановлению святыни.
                В 2006 году в подвале началось обустройство отдельного подземного храма для заключенных. Одновременно с этим игумен отец Феофан являлся постоянным членом комиссии по условно – досрочному освобождению заключенных, принимая свое непосредственное участие в их судьбе.
 
                Лично для меня его жизнь – загадка. Его огромная сила воли, вера в Господа для меня являются огромным примером. Его уважал и любил не только я, огромное количество прихожан, для которых он умел найти нужные, добрые слова, заключенные, которых он исповедовал и утешал, все, кому хоть раз довелось побеседовать с ним. Тепла его простого, человеческого сердца хватало всем, и сиротам , и одиноким людям, всем тем , кто нуждался в его помощи. Игумен Феофан был поистине всенародным батюшкой!
 
                Для меня отец Феофан стал не столько заказчиком ( очень не люблю это слово) , сколько почитателем моего таланта (способностей). Ему очень нравились мои картины, читая мои стихи и маленькие рассказы, он говорил мне: - «Вам нельзя закапывать талант, данный Богом».
                С огромным вниманием, пониманием и уважением ко мне, отец Феофан относился к моему увлечению авиамоделями, предупреждая о том, чтобы мое увлечение не превратилось в порочную страсть!
Предлагал помощь в издании сборничка моих стихов, посвященных городу, социальным вопросам и религиозной тематике.
                Мне будет очень не хватать его, его мыслей, его светлого образа, который навсегда останется в моей памяти, в моем сердце.
               Пускай светлая память об этом человеке останется и в ваших сердцах, и воплотится в наших делах!