Старое лучше нового

Марина Калюк
(Рецензия на книгу Надежды Свеженцевой "Ажурные узоры для вязания крючком", впервые размещенная на сайте Эксмо.)

Существует некий стандарт для книг, представляющих собой сборник узоров для вязания крючком. Они напоминают альбом, в котором два ряда картинок: с одной стороны страницы - фото готового образца узора, с другой - схема этого узора. Так же в альбоме табличка или текст с описанием значков в схемах (к сложным значкам прилагается описание их выполнения). По такому стандарту делаются все подобные книги за рубежом да и у нас раньше делались аналогично. Основной недостаток в таких книгах - несовпадение фото и схемы. Чем лучше издание, тем меньше таких недочетов вплоть до полного их отсутствия. Чем плох этот стандарт? Только тем, что большинства узоров дается в нем на ровное прямоугольное полотно. Такое полотно редко вяжется в практике. Чаще всего узор приходится видоизменять в ходе работы: прибавлять/убавлять по краю (скосы), существенно расширять/сужать по всему полотну. Не так много мастериц могут сами нынче справиться с подобной задачей. Чаще всего это связано со слабой теоретической подготовкой (не знают приемов, с помощью которых это можно сделать и при этом сохранить рисунок). Поэтому появление схем со скосами узора в "Дуплете" было приятной находкой создателей журнала.
Беря в руки данную книгу, приходится сталкиваться с новым шаблоном. Помимо фото готового образца и схемы предлагается масса тестовой информации.
Прежде всего идут рекомендации по выбору пряжи.  На каждый узор своя рекомендация. Надо сказать весьма бестолковая рекомендация. При хорошем подборе соотношения толщины нити и крючка, с учетом особенностей вязки данной мастерицы, любой узор можно связать любой ниткой. Любого состава, любой толщины, любого цвета, любой скрутки и так далее. Другой вопрос, что например, темные цвета несколько скрывают рисунок, а светлые дают возможность его лучше показать. Секционно-окрашенные (мерсеризованные) нити накладывают на узор свою собственную окраску, которую заранее достаточно сложно предсказать и которая зависит от цветовой гаммы и длинны одноцветных участков нити. Но это общие закономерности и имеют больше отношения к личным предпочтениям и пожеланиям мастерицы, чем к данному узору. Давая такую рекомендацию, автор заранее ограничивает использование этого узора начинающими.  Для опытных вязальщиц подобная рекомендация лишены смысла.
Вторая рекомендация по использованию узора. В основном там упомянута одежда (мужская, женская, детская). На мой взгляд, эти рекомендации достаточно ограниченные и весьма не точные. Глядя на иной узор можно легко придумать ему применение, которое не упомянула автор. Потому и эта рекомендация такая же, как и предыдущая.
Третья и последняя рекомендация к узору - Особенности узора. В основном дается описание узора, элементов в него входящих. Упоминается фактура узора, но это относится в основном к показанному на фото образцу. При другом соотношении толщины крючка и нитки, при других нитках, фактура узора будет иной. Об этом автор сообщить забывает. Есть упоминания об обработке края данного узора в изделии, но это обязательно в любом случае. Часто рекомендации по обработке связаны со спицами (а что делать тем, кто вяжет только крючком?)
У некоторых узоров как их особенность упоминается исключение использования многоцветного вязания. При этом такие узоры вполне можно вязать секционно-окрешенными и разными цветами. Например, узор 48 на стр. 40 вполне можно связать нитями двух цветов при смене цвета каждый ряд.
Интересно упоминание об отделочной нити, декорирования в особенностях узора. Будто сам по себе узор уже не может быть декором или его обязательно надо еще дополнительно отделать. Красивый узор уже сам по себе изысканный декор по своей сути, тем более ажурный. Это первое. Второе - декорируют все же не узор, а изделие, частью которого может стать этот узор. Принципиальная разница.
Так же упомянутые в этом пункте рекомендации по уходу больше применимы к изделиям из нитей определенного состава и качества, чем к данному узору. Не понятно, зачем автор взялась путать в данном вопросе читателей.
В целом, этот пункт по своей сути содержит массу информации, которая почти не имеет отношения именно к особенностям данного узора и имеет весьма частный характер.
Теперь о схемах. Схемы сделаны аккуратно, с изображением обоих краев образца (петли подъема с обоих сторон). Недостатки:
- знак "под арочку" показан только  в первых рядах, а не на всей схеме, словно дальше вязать надо без применения данного приема;
- смена цветов показана сбоку маленькими цветными кружочками, что весьма неудобно и дает вид схемы монохромного, а не цветного узора;
- в главе "Отделочные узоры"  дано направление вязки маленькой стрелочкой. Бесполезное по сути указание. Во-первых направление вязки в схеме видно по расположению элементов и петель подъема. Во-вторых, оно видно на фото образца;
- узор 5 на стр. 87 имеет достаточно запутанную схему для начинающих и нуждается в том, чтобы первые несколько рядов было дано указание направления чтения схемы, чего нет;
- узор 23 на стр. 93 отличается не полной схемой (петли подъема указаны  только на конце и отсутствуют в начале, будто там можно без них обойтись), а так же ложной информацией о том, что этот узор вяжется только на лицевой стороне полотна. Этот узор вяжется туда-обратно, но так как его ряд очень короткий, то создается впечатление, что вяжется только с одной стороны, в то время как на самом деле работа постоянно поворачивается;
- узор 28 на стр. 95 назван поперечным лишь потому, что образец на фото и схема лежат на боку относительно большинства других узоров в книге, но сам узор при этом остался таким же. Ничего поперечного в нем нет.
Теперь о фото образцов.
- в ряде случаев на фото образец лежит иначе, чем показано на схеме, что затрудняет их сравнение при разборе схемы;
- на фото узора 44 на стр. 37 образец лежит криво, в результате чего не видно даже целого раппорта узора;
- узор 10 на стр. 44: на фото два столбика с накидом делаются под арочку возле 3 столбиков с накидом предыдущего ряда, а на схеме узора один из этих столбиков выполняется над крайним столбиком из 3 столбиков с накидом предыдущего ряда,  а второй об арочку (в узоре это даст другой рисунок, хотя и похожий на тот, что дан на фото);
- фото узоров 8 и 9 на стр. 88 перепутаны.
Из-за текстового сопровождения узоров расположения схемы и фото достаточно не удобное (особенно когда фото внизу одной страницы, а схема в начале другой).
В целом предложенный новый шаблон для книг с узорами по вязке крючком крайне неудачен. Дополнительная информация при всей своей массовости малоприменима на практике и по сути является лишней. В сравнении с уже существующим шаблоном для этих книг он заметно хуже. Будет лучше вернуться к старому и проверенному временем шаблону.