Эффективность Public Relations. Джексон и Мадонна

Юрий Язовских
В 80-е годы Майкл Джексон и Мадонна стали некоронованными "королем" и "королевой" поп-музыки. Конечно не в СССР — в "загнивающих" США и Европе.  Мы присоединимся к почитанию этих идолов несколько позже. Джексон стал «королем» чуть раньше Мадонны — в 1983 году — после выхода его плаcтинки "Thriller", а Мадонна достигла этого статуса лишь к концу 80-х. Означает ли этот факт, что Майкл  и Мадонна превосходили своих конкурентов в области поп-культуры в музыкальном плане, а потому и  добились таких титулов? Реальность, как это часто бывает, мало отражает пиаровские штампы, внедренные в массовое сознание.

Я хорошо помню, как после чтения  каких-то газетных статеек о супермегапопулярном "Триллере", который стал самым продаваемым альбомом всех времен, мечтал купить его, ожидая услышать нечто действительно выдающееся. Когда мне в руки попала кассета с записью "Триллера", и я ее прослушал, то моему разочарованию не было предела. И это раскупили в количестве более 40 миллионов экземпляров?! Да что тут слушать-то? В альбоме была использована типичная американская стратегия для продажи музыкального товара: 2-3 хита, а остальные песни только для заполнения места на пластинке. Разумеется, ничего выдающегося в альбоме не было — это не культурное явление в рамках  мировой поп-культуры. Чтобы там не говорили про совершенно новый звук — сам звук без хороших песен роли не играет. Альбом "Триллер" и последующая "джексомания" - выдающееся явление исключительно в рамках шоу-бизнеса, а не музыки.

Старый "король" в этом королевстве — Элвис Пресли умер еще в 1977 году и место было  вакантно. Америка ждала нового короля, и так получилось, что им стал Майкл Джексон. Раскрутка нового альбома этого известного исполнителя, главную роль в которой сыграло телевидение, и привела к появлению нового "короля поп-музыки". Пиар, а не музыка, стал залогом успеха. Ключевым фактором выступили запоминающиеся музыкальные клипы, крутившиеся в 1983 году на новом канале MTV. Один из них - снятый на песню "Триллер" - длился целых 15 минут и больше напоминал мини-фильм. Очень к месту пришлась и "лунная походка" Джексона, которую он продемонстрировал публике на концертах и видео.

Майкл Джексон взобрался на вершину шоу-бизнеса и что бы он потом не делал - все шло на поддержание его безумной популярности. Музыка как таковая для создания бренда "король поп-музыки" имела значение, но отнюдь не главное — еще меньше она значила для поддержания бренда. Все поступки Майкла рассматривались под микроскопом и мусолились на все лады в прессе и по телевидению. Весь мир узнавал о каждом чихе идола и петь ему было совсем не обязательно. Выпущенный в 1987 году альбом "Bad", по сути, провалился, но это никак не поколебало позиций "короля". Поначалу "король" вел себя вполне прилично, затем стал восприниматься как весьма эксцентричный персонаж, спящий в барокамере и ежегодно делающий пластические операции на лице, а в конце концов "король" превратился в безносого бледнолицего маньяка в шляпе, рядом с которым нельзя было оставлять детей без присмотра. Майкл Джексон и "педофил" стали почти синонимами. Парадоксально, но и его влечение к детскому обществу, хоть и привело Майкла практически к банкротству, не привело к свержению "короля" в массовом сознании. Альбом 1991 года "Dangerous" помог Джексону и все 90-е годы провести в качестве "короля поп-музыки", хотя в 90-е он был больше медийным персонажем, чем певцом, и постоянно перемещался из светской хроники в криминальную.

С Мадонной ситуация несколько иная — ее взлет был вызван не столько удачным романом с телевидением, сколько эффективной стратегией продвижения бренда "Мадонна". В первую очередь необходимо отметить удачный выбор ее псевдонима: настоящее ее имя - Луиза Чикконе - было явно неподходящим для карьеры поп-певицы (хотя некоторые утверждают, что Мадонна — это одно из ее многочисленных имен в свидетельстве о рождении). Сценическое имя "Мадонна" сразу навевало ассоциации с самой почитаемой христианской святой (матерью Иисуса Марией), при этом поведение современной Мадонны было отнюдь не библейским. Способом продвижения Мадонна избрала не музыку как таковую, а секс — отсюда и рискованные наряды, вызывающие тексты песен, и поведение достойное больше падшей женщины, чем публичной персоны. "Материальная девушка" стала постоянной и самой желанной героиней желтой прессы и благодаря этому, а не музыкальным достижениям имя Мадонны узнали во всем мире.

Справедливости ради отмечу, что в отличие от Майкла, Мадонна все-таки гораздо больше внимания уделяла музыкальному творчеству и ряд ее альбомов и песен действительно можно назвать новаторскими. Музыка Мадонны постоянно менялась — как и ее сексуальные партнеры. Благодаря своей кипучей энергии она действительно успевала все — на ее счету и несколько кинофильмов, которые, впрочем, не принесли ей особого успеха как актрисе, но помогали привлекать к ее персоне внимание публики. Главное в стратегии продвижения бренда "Мадонна" - чтобы о ней говорили, а что именно — не важно. Пластинка хорошо продается — отлично, фильм провалился в прокате — тоже хорошо,  бульварной прессе все равно есть, о чем писать. Альбом с фотографиями обнаженной Мадонны охаяли критики? Отлично, больше людей его купит. Нет вестей с творческих фронтов? Переспим с танцовщиком — подруга "по секрету" расскажет всему миру, как это произошло и с кем. Интерес к Мадонне неприлично упал? - Не беда — будем рожать ребенка или выйдем замуж. Все события в жизни должны происходить максимально публично — вот кредо Мадонны и в этом она преуспела как никто до нее.

По сути, Мадонна стала незаменимой иконой шоу-бизнеса и на каком-то этапе она одна играла для публики роли, которые сейчас исполняет целая толпа новых звезд шоу-бизнеса — Бритни Спирз, Анжелина Джоли и Пэрис Хилтон. Разумеется, при таком внимании средств массовой информации к ее персоне говорить о реальных конкурентках Мадонны на музыкальном поприще не приходится - тем более, что в США их и не было. Синди Лопер быстро подсела на наркотики, Уитни Хьюстон вышла замуж за Бобби Брауна и превратилась в боксерскую грушу, Мэрайя Кэри — в музыкальном плане откровенное убожество. Среди американских певиц Мадонна действительно была вне конкуренции в конце 80-х — начале 90-х гг. С Джексоном ситуация была другая: заметных исполнителей-мужчин на американской поп-сцене было гораздо больше, и с точки зрения музыкальных достижений такие имена как Брюс Спрингстин или Фил Коллинз выглядели предпочтительнее. Я уж не говорю, что был жив-здоров и в 80-90 гг. был весьма творчески активен сам сэр Пол Маккартни: при наличии Пола объявлять "королем поп-музыки" Джексона — это выдавать желаемое за действительное.

Более того, США — это еще не весь мир.  Не нужно забывать, что Америка — страна в музыкальном плане самодостаточная и отсюда несколько убогая: американцы слушают своих, да еще некоторых канадцев, британцев и австралийцев. Варятся в своем собственном соку из кантри, госпела и рэпа. Европейская музыкальная культура американцев не интересует, а ведь это весьма разнообразная и зачастую очень качественная музыка. Проблемой для ее распространения по большей части является  язык исполнителей. Все кто поет не на родном английском в США не имеют успеха. Такие исключения как немецкие группы Scorpions или Rammstain лишь подверждают правило. В тот момент, когда в США взошла сверхновая звезда Джексона и начинала восходить звезда Мадонны, в Европе в моде было "евродиско" — лучшими представителями которого можно назвать Modern talking — группу, которая в США так и осталась почти неизвестной. А ведь помимо этих грандов были десятки интересных групп и исполнителей "евродиско", которые буквально завалили слушателей хитами в середине 80-х гг. Если говорить о женщинах-исполнительницах, то такие певицы как Сандра или Милен Фармер выпускали гораздо более интересные пластинки, чем та же Мадонна.  Сабрина и Саманта Фокс работали на той же сексуальной ниве поп-музыки, что и Мадонна, но ее убогое тельце не идет ни в какое сравнение с их формами. В 80-е годы в Европе появились такие талантливые группы как Depeche Mode, Eurithmics, Pet shop boys. Брайан Ферри и Крис де Бург выпускали одну хитовую пластинку за другой — музыкальная убогость и бесплодность Джексона на их фоне особенно очевидна.

Для советских граждан в 80-х гг. кумиры были совсем не из Америки — в их первой половине мы сильно подсели на итальянцев. В Италии в конце 70-х начале 80-х годов случился настоящий бум в поп-музыке: Тото Кутуньо, Пупо, "Рикки и повери", Аль Бано и Ромина, Рикардо Фольи, Умберто Тоцци, да и Адриано Челантано никуда не исчезал. Если уж сравнивать Джексона с таким корифеем как Адриано Челентано, то претензии Майкла на трон "короля" вообще нонсенс. Челентано в 80-90-е годы находился в своей лучшей музыкальной форме – с 1980 по 1994 год он выпустил более десятка пластинок, многие из которых получились настоящими шедеврами. А у Джексона за этот же период вышло всего 3 альбома! Более того, я бы не стал забывать и про наших исполнителей - дела с поп-музыкой у нас обстояли отнюдь не плохо. В СССР была Алла Пугачева, София Ротару, Юрий Антонов, Валерий Леонтьев. Если уж начистоту, то Майкл Джексон на фоне Юрия Антонова — это просто Дима Билан какой-то … Но об этом знали мы — люди культурные во всех отношениях, а американцы лопали "Триллер" и закусывали его гамбургерами.

В начале 21 века про Джексона и Мадонну стали несколько забывать — особенно молодое поколение, воспитанное на полных дегенератах, вроде Снупп Догга и Фифти Сента. Джексон после 2001 года не выпускал альбомов и перестал давать концерты, оккупировав на пару лет передовицы прессы из-за новых обвинений в педофилии. Эксцентричная бабулька в трусах хотя и была вроде бы на виду, но слава ее несколько померкла по сравнению с ее звездными годами. Мадонна вышла замуж за режиссера Гая Ричи и нянчилась с детьми, изредка снимаясь в провальных картинах и выпуская весьма средние альбомы. Для привлечения внимания к себе ей пришлось оставить мужа и отправится по той же дорожке, что и в 80-е, меняя любовников, и шокируя зрителей на концертах. Есть правда существенная разница между 30-летней оторвой, которая выступала на сцене в неглиже, иногда демонстрируя публике себя обнаженной, и бабулькой в трусах, которая вдруг решила, что трусы -  это женская верхняя одежда... Хотя у меня сомнение, что американцы видят эту разницу. Если бы Фрэнк Синатра вышел на сцену без брюк — это бы заметили, но для Мадонны странно выступать в чем-то помимо трусов...

В случае с  Майклом Джексоном казалось, что ему уже ничто не поможет восстановить свой практически утерянный титул "короля поп-музыки". Но Джексон не растерялся и использовал свой последний шанс — он умер. Сразу после смерти Джексона летом 2009 года «джексомания» вспыхнула  с новой силой. Про его тягу к маленьким детям подзабыли и заголосили про его величие. "Король" умер, да здравствует король! Кто именно? - Да какая разница! - Пиар может сделать нового "короля" из кого угодно.