Страшно

Вячеслав Судаков
Змей Горыныч влез на древо, ну раскачивать его.

Выводи, разбойник, девок, пусть покажут кой чего,

Пусть нам лешие попляшут, попоют,

А не то, я матерь вашу, всех сгною.

                Страшно, аш жуть!

                В.Высоцкий.

 

               Радость великая у нас - вдоль всей деревни по обе стороны трассы, дорожки асфальтовые проложили! Не то, что бы тротуары с бордюрчиками, а так – попроще, «а бы как». Сняли верхний слой грунта, гравий  известковый насыпали, укатали и асфальтом прикрыли. Конечно бабулькам деревенским лучше, хоть, как  « по морям, по волнам», но зато по асфальту до магазина сходить, чем жизнью рисковать, бредя по обочине дороги, по которой сплошным потоком несутся автомашины всех мастей. Правда и по дорожке стало опасно ходить, детвора на роликах, самокатах и велосипедах носиться стала, того и гляди собьют.

Для автомобилистов тоже праздник, дорогу новым асфальтом покрыли, можно еще быстрее гонять! Страшно!

                Когда я приехал в первый раз в эту деревню, мне все понравилось и домики захудалые, и заборы покосившиеся, и новая ферма, даже две, и огромное стадо коров, и бычков, бараны и овцы, мелкими стайками бродившие по лугам.  Мне не понравилось, что в деревне одни старики остались, молодежь уехала в города, работу искать, лучшей жизни, детворы совсем не осталось. Страшно!

                Потом, позже и ферм не осталось – растащили, и коров с бычками извели, все порушили.  Скотину держать стало не выгодно – корма слишком дорогие, овец уже давно никто не держит, одна – две козы, да может быть пять коров на всю деревню осталось, пока. Гусей и кур, тоже, мало кто позволяет себе держать. Однажды я с внучкой ехал в автобусе и, вдруг, она в диком восторге закричала на весь автобус: - «смотри, деда - ЛОШАДЬ»! Мне было стыдно. Скоро наши правнуки смогут увидеть домашних животных только в зоопарке, в лучшем случае. Страшно!

                С распадом СССР, развалились колхозы и совхозы, с работой стало совсем  плохо. Фермерские хозяйства не выдерживают конкуренции, налогового прессинга. Отсутствие рынка сбыта сельхозпродукции приводит фермеров к банкротству, все ближайшие сельхоз рынки находятся в руках выходцев из бывших союзных республик средней  Азии и Кавказа, которые диктуют свои правила торговли и ценообразования. Попробуй, продай свой товар по своей цене, ниже установленной – тебя тут же вышвырнут с рынка и это в лучшем случае, а то и товар отберут и побить могут. Страшно!

                Вот хорошо, что у нас пенсионеров проезд на автобусах  бесплатный, а каково молодым? От нашей деревни до города 22 км, проезд стоит 55 р., умножаем на 22 рабочих дня, получаем – 1100 рублей в месяц человек тратит на проезд до работы. Покушать, в смысле пообедать, молодым людям тоже надо, стоит это минимум 120 рублей, да и то поискать еще нужно такой комплексный обед за такую цену. Итого – 2640 рублей в месяц. Средняя зарплата у нас в городе 7-10 т.р. Берем по максимуму, вычитаем, получаем – 5260р. Если я, не так давно, при покупке продуктов на неделю 400 – 500 рублей тратил, то сегодня я трачу, покупая те же самые продукты - 1400 – 1500 рублей. Но это нас с женой всего двое, а если это молодая семья, в которой двое маленьких детей? Значит,  1500 умножаем на четверых, получаем – 6 000 рублей, а где их взять? Не хватает! Детишки кушать просят, их обуть одеть нужно, а детские товары дороже взрослых…Страшно!

                Один мой сосед, тот, что справа. Мужик – золотые руки, без кавычек. Образование средне - техническое, зоотехником был при Советах. Потом, после «путча», как он говорит : – «Все пошло прахом»! Мать попала под автобус, отец с младшим братом при пожаре угорели, среднего брата, только что вышедшего из заключения, машиной сбили ночью и уехали… Работы не стало. Одно время печи «ложил», да народ обнищал, новое жилье перестал строить, а в коттеджах  камины кладут. Руки – то золотые, да «зеленый змий» победил. Вот уже лет пятнадцать батрачит по деревне, в перерывах между запоями. Страшно!

                Другой сосед мой, тот, что слева. Хороший парень, был,  жена  - красавица, детишки маленькие – ангелочки, дом огромный, оставшийся в наследство от матери – вроде бы чего еще нужно? Живи себе поживай! Ан, нет! В Советские времена он работал шофером в колхозе, кое - как хватало, детишек не столько было. За лето кое - чего выращивали из овощей на зиму, картошечка своя спасала. Можно было самогоночкой и спиртиком подработать, да только некому стало продавать это «зелье», кроме стариков нет никого в деревне, один – два алкоголика не в счет.  На стареньком «Жигуленке» много не заработаешь. Да и без патента нельзя, а там нологовая, авто инспекция (ГИБДД) – житья не дадут. Своей техники нет, не успел вовремя подсуетиться, своровать ни трактор, ни экскаватор, хотя бы молотилку, какую. «Прихватизация» обошла его стороной.    Позже пахал на автобусе, парк сократили, зарплаты срезали – пошел в такси. Приезжие водители из тех же среднеазиатских Государств, заняли все маршрутки, их было так много, что готовы работать за гроши. План увеличили, зарплату уменьшили.  Работы нет, на одну зарплату жены не проживешь. Полгода без работы ходил.  Пошел он в свою баню и повесился! Грех великий сотворил! Слаб человек. Поспешил, сейчас автобусы новые прислали из Сочи, с олимпийской символикой.  Страшно!

 

                Радость великая у нас – вдоль всей деревни асфальтированную трассу проложили, а по ней дорогие автомашины, одна за другой, так и едут, так и едут!

 

                Страшно!