Человек испорченный постмодерном

Евгений Габелев
Живопись это стон, запечатленный в краске.




В начале осени я побывал на открытии выставки официальных художников под названием «Осенний Вернисаж»… и понял, что я человек, окончательно испорченный постмодерном. И это уже не изменить.


И вот что я там нашел…




СТАРЫЕ ПЕСНИ


Выставка проходила в самом пафосном из всех возможных мест, что изначально не сулило ничего хорошего… но что толку вечно ходить в одни и те же андеграундные галереи, так что я решил рискнуть.


Центральный выставочный зал, расположенный в огромном классическом здании на центральной площади города, был переполнен художниками. Я и представить не мог, что у нас так много живописцев…


И что рисуют они в сущности такую фигню. Пожухлые березки, грустно склоненные над излучиной реки. Старые избы и тускло мерцающие купола сельской церкви… и обильно колосящиеся колхозные нивы.


Словно этих почтенных людей держали в холодильнике…

И их воображение и творческий дар не претерпели никаких изменений.

За все десятилетия их долгой жизни.


Какая горькая участь.




ПРЕКРАСНЫЕ ОДУХОТВОРЕННЫЕ ЛИЦА


Публика представляла собой разительный контраст с привычной мне по центру современного искусства и постмодернистским тусовкам. Дамы с бирюзовыми брошками в платьях, напоминающих реквизит…


И две категории мужчин. Одни очень дурно одетые, изможденные как после пытки, с колтуном на голове, красным лицом и подозрительным блеском в глазах. Как выяснилось, это и есть наши художники.


Вторые, откормленные и вот-вот готовые вывалиться из официальных серых костюмов, задыхающиеся в совершенно диких галстуках времен позднего совка. Это лица, ответственные за искусство.


Словно я попал в какой-то заповедник.

В давно забытый мир социалистического реализма.

Мир, где не меняется ничего.


Русское зазеркалье.




ТОНКИЙ СИРЕНЕВЫЙ ТУМАН


Что же касается картин… то выглядели они так, словно по всей стране приглушили свет. Современное искусство переполнено красками, они истекает контрастом и цветом, даже если все в черно-белых тонах.


Здесь же нам предстал мир, до краев погруженный в бесцветный туман. Все расплывалось и выглядело будто истлевшим… и вскоре я понял секрет этой оптики. Так выглядит мир, как его видит алкоголик.


Жизнь, погруженная в беспросветную зыбь, расплывающиеся на глазах контуры, тихие и растекающиеся цвета… и все это узнаваемо и любимо миллионами русских людей. Что совершенно естественно.


Их пугают сочные краски и ясный взгляд.

Их глаза, как очи вчерашних слепцов, не выносят света.

Их манит в туман и морок.


Таков их мир.




ИСЧЕЗАЮЩИЙ МИР


Думаю, больше я к ним не пойду. Я всегда любил родную природу…  но эта жалкая манера превращать ее в пьяный мираж, почитаемая по сей день высоким академическим стилем… это явно не для меня.


Хотя мастерство не пропьешь, и качество исполнительской техники было отменным, но… жило во всем этом что-то бесконечно низкое, напрочь оскорбляющее людское достоинство. Все эти покосившиеся избы…


Вечный плач ярославны, стон, что у нас песней зовется. Грусть по чему-то прекрасному, давно позабытому и затерянному среди этих бескрайних полей, погребенному на старых погостах, да так и не отпетому…


Словно причитание у старого гроба.

Плач у изголовья погибшей, но еще не похороненной страны.

Мечта, что уже не вернется.


Пропавшая юность.




СЧАСТЬЕ


Впрочем, иногда я думаю, что это они нарочно. Старое искусство все еще хочет учить, изображать и пробуждать в нас нужные автору чувства, не оставляя их на выбор зрителя. Но я не хочу, чтобы мной управляли.


И схожу на выставку современного искусства.

А потом отправлюсь гулять по осеннему лесу, пройдусь по лугам…

Да запущу камнем в старое болото.


И буду счастлив.