Эта музыка будет вечной

Саша Гринько
1 октября 2014

Ежегодно 1 октября вот уже почти 40 лет меломаны всей Земли празднуют Международный день музыки. Кстати, один из инициаторов этого праздника – наш великий композитор Дмитрий Шостакович. Как известно, «легко на сердце от песни веселой», она нам «строить и жить помогает», и вообще, ее «не задушишь, не убьешь». Музыкальные пристрастия способны многое поведать о человеке: покажи мне свой плейлист, и я скажу, кто ты. Более того, любимые исполнители – своеобразный показатель интеллектуального развития. Или возраста. Представьте взрослого мужчину, который фанатеет от творчества Нюши или Димы Билана? С ним явно что-то не так. Да простят меня те, кого я ненароком обидел. Вообще, современная эстрада, особенно отечественная, смертельно больна. И ее агония порой приобретает странные формы. Стихи, которые грешно называть стихами (сегодня рифмовать местоимения – высший пилотаж), и музыка, разлагающая мозг, – это уже не творчество, это индустрия. Пока пипл с удовольствием хавает полуфабрикаты шоу-бизнеса, он будет процветать и пахнуть – вернее, вонять. Все, что нужно для хита – клип с повышенной концентрацией женской груди и ягодиц на квадратный сантиметр экрана, плюс ротация, как бы пошло это не звучало. У меня порой складывается впечатление, что авторы современных песен воспитывались в какой-то параллельной вселенной: они не слушали хорошую музыку, не читали Пушкина, Есенина и понятия не имеют о прекрасном. Лично я в XXI веке предпочитаю классику: Вивальди, Баха, Шопена, Бетховена. А вот, скажем, Моцарт для меня – та же попса, пусть и проверенная временем. Это не касается разве что симфонии №40 и его знаменитого «Реквиема». Причем, последнее сочинение в полной мере приписать Моцарту довольно сложно. Я не считаю себя большим знатоком классической музыки – консерваторию не оканчивал. Но, чтобы испытать музыкальный катарсис, достаточно послушать «Сарабанду» Генделя, «Зиму» из «Времен года» Вивальди или «Воздух» Баха. Сложно представить, что человек вообще способен сочинить настолько прекрасные произведения. По крайней мере, в современном мире. Я вырос на русском роке: «Агата Кристи», «Пикник», «АукцЫон», «Кино», «Наутилус Помпилиус». Всегда уважал творчество Шевчука, Кинчева, Чистякова, восхищался голосом Кипелова. Разве что символизм БГ до сих пор никак не укладывается в моем сознании. Наверное, еще не дорос. Конечно, на вкус и цвет товарища нет. Но не стоит путать своеобразный вкус с безвкусицей.