Свой человек

Евгений Переведенцев
Рассказ

    -Не может быть! – сказал вполголоса  Вадим Петрович и с недоверием посмотрел на собеседника. – Вы что-то путаете, Юрий Андреевич.  Он хороший человек. Спокойный, обходительный и  добрый. Вы просто его не знаете.
     -Но почему же не может быть?!   
-Не может быть в жизни такого. Не может и всё тут. Бред какой-то. Я знаю Федота, как облупленного. Это же мой ученик! Он просто не способен на такие поступки.
    -Вот-вот. Год назад и я, наверное, так стал бы его защищать от подобного рода обвинений. А теперь…Теперь я о нём иного мнения. И если он вам лично не сделал ничего плохого, то вы, конечно, не можете утверждать, что  Федот плохой человек. Так?
    -Так.. О чём речь! Если тот или иной господин мне не сделал зла, ничем  меня не обидел, не нагрубил мне и не ограбил меня, с какой стати я буду его считать хамом и негодяем?
    -Хорошо.  Пожалуй, вы правы. Но правы лишь с одной стороны, а именно, со своей стороны. Получается так, что мой обидчик, не сделавший вам ничего дурного, вполне может рассчитывать на вашу благосклонность. Я вас правильно понял, дорогой мой Вадим Петрович? Говорите уж правду. Вы ведь никому не поверите, что  знакомый вам человек, как вы говорите, всегда спокойный и обходительный, может оказаться дурным человеком, даже более того,  бессовестным, наглым и жестоким.
     -Конечно. Только я не пойму, к чему вы клоните. Вы хотите сказать, что мой воспитанник Федот Индюхов лишь притворяется таким добреньким и услужливым, а на самом деле он не таков,   то есть как бы Федот, да не тот? Но, простите,  я по своей доверчивости могу и ошибиться, однако же, не я один  так думаю. Спросите любого встречного, и каждый вам, Юрий Андреевич, скажет, что я прав.
    -Ну, уж и каждый!
    -Каждый, уверяю вас.! Весь наш коллектив готов поручиться за него. Спросите! Хотя бы Елизавету Ивановну. Уж она-то никогда не скажет ничего лишнего о человеке.  Тем более о Федоте. Не один год с ним работала.
    -Ну, и что эта Елизавета Ивановна? Что она, пуд соли с ним съела?  - съязвил Юрий Андреевич.
    -Пуд не пуд, но что-то вроде того. Но уж если вам не по душе и Елизавета Ивановна, то обратитесь к Егору Самсонычу, нашему старейшему работнику. И он подтвердит мои слова.
   -Как вы не можете понять, Вадим Петрович,  что вещи, о которых я тут вам поведал, касаются лично меня! И вполне возможно,  что ни вам, дорогой мой, ни нашей Лизавете, ни Самсонычу Федот не раскрылся в своей омерзительной наготе. В этом вся проблема. Никто, кроме меня, ни в нашей организации, ни в нашем городе, ни где-либо ещё не услышал от Федота ни одного бранного слова и не заметил за ним никаких предосудительных поступков. То есть, для всех, кроме меня, в чём я лично не совсем уверен, Федот Индюхов – образец воспитанности и образованности. Так или не так?
    -Я не могу это утверждать со всей определённостью,  - ответил Вадим Петрович, пытаясь ухватить эту самую «проблему» за хвост, - но и вы должны понять, что тут вы выступаете в единственном лице, идя в своём мнении как бы против мнения всего коллектива. И что бы вы ни говорили о Федоте, вам ведь никто не поверит, что наш, всеми уважаемый коллега Индюхов,  такой в точности, каким вы хотите его представить публике.
    -Представить публике? – вдруг оживился Юрий Андреевич. – За кого вы меня принимаете? Неужели вы думаете, что я способен на такую низость? И к чему тут публика, если дело этой самой публики не касается, а касается оно лично меня? Лично! Вы это понимаете? Общение с ним оставило у меня чувство глубочайшего омерзения, которого я не испытывал за все прошедшие тридцать лет моей безупречной службы.  Впрочем,  мне кажется, что оно касается не только меня. На моём месте в подобной ситуации и в схожих обстоятельствах мог оказаться кто угодно.
    - И я? – недовольным тоном спросил Вадим Петрович.
    - И вы.
    Вадим Петрович внезапно сник, изменился в лице, и его голова с копной седых волос  стала прижиматься к плечам.
    -Как это?
    -А вот так. Придёт к вам в одночасье этот хвалёный пижон и плюнет вам в лицо на глазах у всей публики. И как вы будете чувствовать себя в такой пикантной ситуации, дорогой мой?
    - Я?
    -Да, вы.
    -Шутите. Я в эту чепуху не верю.
    -Ну, а если…
    -Что, если? Если вдруг такое и случится, я не стал бы связываться.
    -Почему же?
    -С какой стати я буду сам себя унижать, связываясь с таким ничтожеством?
    -Вот-вот. И я точно так же сначала подумал: себе дороже… Но потом  пришёл к иному выводу.
    -К какому?
    Юрий Андреевич, выдержав паузу, ответил не сразу. Словно собираясь с мыслями,       он сказал:
     -Если бы это касалось только меня…  Нет!  Федот Индюхов – не просто случайно залетевший в мою комнату гнус. Это  особый   тип – «успешник». «Герой» нашего времени.    Его credo: «Успешников не судят – им подражают и дико завидуют те, кто «хочет так жить», но ещё не умеет «вертеться».    Неудачников, в лучшем случае, не понимают и жалеют,  а в большинстве – третируют и презирают. Так что это особый социальный тип. Живёт он среди нас незаметно, а внутри него сидит и управляет им разъедающий его душу и мозг червь. Тем он и опасен для общества. Опасен и вооружён. Вооружён всеми мыслимыми и немыслимыми средствами и способами расправы над теми, кто вздумает ему помешать в чём-то.
    -В чём именно?
    -Хотя бы в тайном удовлетворении своего сладострастия, в получении незаслуженных благ, да в чём угодно.. Помехой на его пути оказался я, оказался совершенно случайно. На моём месте мог оказаться любой из нас.  Даже вы, Вадим Петрович, с вашим прекраснодушием, вашим покладистым характером,  с вашей доверчивой,  по-детски наивной, почти ангельской душой.
    -Я?! – ещё более удивился собеседник и как-то испуганно стал озираться по сторонам. – Я?  С какой это стати?   Я ничего плохого никому не сделал.
    -Может быть, может быть…  Но представьте себе  такую вполне возможную ситуацию. Вы оказались невольным свидетелем гнусного поступка Федота, поступка, который никаким краем и никаким углом вас не затрагивал. Как бы вы лично отреагировали на подобного рода поведение?
  Вадим Петрович замолчал, опустив голову, как бы собираясь с мыслями.  Потом поднял голову и, не глядя на  Юрия Андреевича, который ждал ответа, неопределённо пожал плечами:
   -Н-не знаю…
   -Вот-вот! Вы не знаете. А Федот знает. Он  никогда не смирится с тем, что вы всё ещё живёте на этом свете, а не отправлены в психушку или на тот  свет.
   -Да, Бог с вами, Юрий Андреич! Что вы такое говорите?  И за что меня отправлять в дурдом или на тот свет?
   -А я  сейчас вам объясню. Мы с вами предполагали, что рядом с Федотом в тот злополучный момент случайно оказались вы. Так?
    -Так, - тупо согласился Вадим Петрович, всё ещё не понимая, к чему клонит его друг. 
      -А это значит, что вы оказались единственным свидетелем гнусного злодеяния вашего подопечного Федота Индюхова. Такого злодеяния, которое -  по меркам нашего уголовного права -  приводит нарушителя Закона к длительному сроку тюремного заключения. В данной, предполагаемой нами, ситуации вы оказываетесь единственным свидетелем. Потерпевшего не будем принимать в расчёт. Вы – единственный свидетель, и от ваших правдивых показаний будет решаться судьба негодяя. Свидетель! Единственный! Как должен поступить в этом случае преступник? Для собственного спасения у него есть один выход: заставить навсегда  замолчать свидетеля, отправив его на тот свет.  Даю вам гарантию в том, что Федот Индюхов на это способен.   
   Испарина выступила на лбу Вадима Петровича. Он пошарил в карманах и, не найдя там платка, тыльной стороной ладони украдкой вытер лоб.
   -Ну, а к чему тут психушка?
   -К тому, что для следователя она всё равно, что могила. По причине невменяемости  больного никакие показания от него судом не будут учтены. Хоть раскричись.
   -Да-а, - протянул многозначительно Вадим Петрович и начал суетливо собираться.
   -Куда же вы, дорогой мой? Останьтесь, поговорим…

   -Нет, нет. Не удерживайте. Я, пожалуй, пойду. Надо предупредить Федота. Как бы он, бедняга,  по молодости не оказался случайно в такой ситуации. Жалко ведь. Человек-то свой…