О писателе Максиме Канторе

Кабаков-Кабацкий
                О Левиафане, Фукуяме и «втором авангарде».

                ( О творчестве Максима Кантора)

Долго искал положительного героя в современной литературе и философии России и решил остановиться на Максиме Канторе.
Каждый раз читая его работы — будь то романы или философские эссе, испытываю эстетическое наслаждение от логичности повествования, незамутнённой мысли, искренности и широкой образованности. Невольно спрашиваю себя, как он в свои пятьдесят семь лет, сумел не только прочесть множество философских, социологических и литературных работ, и не только прочёл, а усвоил идеи и смыслы таких разных авторов как Хайдеггер и Ханна Арндт, Юнгер и Зиновьев, Маркс и Фукуяма...
А ведь он ещё известный художник и организатор международных дискуссий о проблемах современности. Но главное — он писатель масштаба Толстого и Достоевского, может быть единственный в современной российской литературной тусовке, достойный звания писателя!
 Говорят, в последние годы Союза, в Cоюзе писателей было около десяти тысяч человек.
Нечто подобное, только в десятикратном увеличении произошло и с количеством российских писателей. Можно говорить и о не оригинальности современного литературного процесса, который благодаря интернету, сделал писательство одной из самых популярных фобий.
И все таки, подлинные писатели в России были и будут. 
Жаль только, что совсем нет сегодня литературных критиков масштаба и темперамента Виктора Топорова, который недавно умер. Такие критики помогают становлению таланта, а профессиональная критика, в отличи от лицемерных похвал, помогает осознать своё место и значение литературы в жизни современного общества. 
Я помню его правдивые статьи о творчестве так называемых «писателей», ещё в советские годы! И конечно, вызывали уважение его злые  обличения, бичующие пороки московской либеральной тусовки в «новой» России.
Жаль, что такие люди уходят рано, оставляя позади себя толпу «вежливых» и абсолютно комплиментарных псевдо критиков, которых лучше бы назвать «изготовителями комплиментарностей».
Топоров всегда стремился сказать правду о творчестве писателя. Умение писать без ошибок и связно складывать фразы, утверждал он негласно, только мешают увидеть, что у большинстве современных писателей и в России, и на Западе, нет главного писательского достоинства — умения ещё и думать!
Именно Топоров признал в числе первых достоинства и талант писателя Максима Кантора и они стали союзниками в борьбе с лицемерием и пошлостью тусовочной писательской братии. Есть надежда, что вслед за серьёзным и честным писателем-философом Кантором, в России появятся и не предвзятые, суровые критики типа Топорова, которые будут помогать талантам и обличать невежество и приспособленчество.
В творчестве Кантора, я вижу продолжение горького, но честного взгляда на современную жизнь не только в России, но главное, на «благословенном» Западе, тоже к несчастью умершего философа, социолога и писателя Александра Зиновьева.
Как и у Александра Зиновьева, друга семьи Канторов, в книгах Максима заметна способность мыслить и думать о проблемах бытия, безотносительно от места и времени проживания.
Иначе говоря, будь то Запад или Россия — ничто не мешало Зиновьеву писать то, что он думал и понимал в истории и современности. Этим качеством отличались все честные и благородные мыслители, начиная от Сократа и заканчивая Камю. Кафкой и Пришвиным. Обладает им и Максим Кантор!
Сегодня, на фоне образованческой «прозападной» литературы и поэзии, творчество Кантора, смотрится, как одинокий протест против догматов и теорий беспринципного и паразитического по смыслу, «творчества» современных образованцев.
Большинство «писателей и критиков» в России, стали приживалами и шутами, при олигархическом капитализме и российских олигархах «меценатах» - его «героях». И потому, ни о каком драматическом и трагическом творчестве, отражающем противоречия и неустроенность нашей жизни, не может идти речи!
Достаточно открыть современные «оппозиционные»журналы, чтобы увидеть тяжёлую и подлую «работу» прислуживания богачам сотен и сотен «либеральных образованцев», лебезящих перед сильными и богатыми «мира сего», всячески оправдывающих свинцовые мерзости сегодняшней диктатуры «образованного» класса, тех, кого ещё совсем недавно называли «чисто одетыми» людьми, то есть богачей.
Идеологов и оправдателей российского олигархического капитализма, сегодня пруд пруди и может по их вине, жизнь простого человека из народа, материально становясь лучше, духовно опускается в низы «нравственного релятивизма», а воровство и бесчестие становятся социальной нормой.
Благодаря идеологическому прислужничеству этой прослойки «среднего» класса, называющей себя классом креативным, правила чести совести забыты, а принципы подлинного христианства изложенные в Нового завета - в Нагорной Проповеди Иисуса Христа - ошельмованы и подвергаются злобной критике.
Толстой, в «Воскресении» описал этот феномен человеческого сосуществования и говорил, что проститутки, всегда ищут себе подобных и собираясь вместе находят общие принципы существования, которые оправдывают их в собственных глазах.
Похожее явление можно сегодня увидеть и в среде российских образованцев, прислуживающих богатству и силе и оправдывающих своё лакейство, находя положительные свойства и в этом прислужничестве и беспринципности!
Кантор, говорит о философских и социологических проблемах современного мира как профессионал. Его внутренняя честность не даёт ему отступать, когда он критикует всеми признанные авторитеты современности и особенно тех, кто на его взгляд, продался за «сладкую похлёбку» уютной и комфортной жизни и забыл о предназначении художника «жечь глаголом сердца людей»...
 Для меня, особенно интересны статьи писателя на актуальные темы, в которых, он, с присущей ему аналитичностью, часто с горьким сарказмом, выставляет на всеобщее обозрение ложь и лицемерие богачей и лакейскую сущность прислуживающих им, российских «интеллектуалов», поверивших, что они и являются «солью земли».
Показателен в этом смысле сборник статей «Стратегия Левиафана». В этом сборнике Кантор показывает, как некритичное восприятие разного рода модный на Западе теорий, приводит к возникновению в России либеральной диктатуры и как радея о свободе и правах личности, «креаклы», пытаются восстановить сословное государство и вновь загнать в хлев материального рабства, большинство, - «народ не уважающий святынь».
Достаётся в его статьях и псевдо патриотам, которые и сами не понимают что постепенно, становятся адептами национал-фашизма. Но и российский либерализм, для Максима Кантора — это путь в сторону диктатуры сытых, которые под прикрытием демагогических лозунгов о свободе слова и правах человека, пытаются выловить свою «золотую рыбку» в мутной водичке псевдо космополитических теорий...
В его больших романах «Учебник рисования» и «Красный свет», Максим Кантор подробно рассказывает о мелочности и низости характеров сегодняшних российских тусовочных «элитариев»: художников так и не научившихся рисовать;  бездарных «либеральных» политиков, погрязших в завистливом сплетничестве и попытках заработать в политике и имя, и деньги.
Трезвый реализм Кантора, в этих романах, часто перетекает в гротеск и воспринимается как увеличительное зеркало, в котором самые благообразные и почтенные «джентльмены», выглядят как разжиревшие, изображающие их себя статусных личностей, неучи.
Его романы бичуют пошлость и лакейство, полу культуру и полу знание сегодняшней российской элиты и «креативного класса». Разоблачение провинциализма и недалёкости законодателей политической моды в России, в работах максима Кантора становятся тем раздражителем, на который реагируют с зобным негодованием реагируют сегодняшние почётные члены московской тусовки, заискивающие не только перед российскими богачами, но главное перед западными «интеллектуальными авторитетами».
И в этом своём преклонении перед ничтожными, сделанными разного рода пиарщиками и пиар — компаниями, лидерами современного мирового авангарда, они ещё более смешны и жалки. Но беда в том, что они, при этом, как всякие эпигоны, не могут и не хотят признавать подлинных талантов и творцов в своей стране! Они третируют свою народную культуру и думают, что  от этого станут более космополитами, а нас самом деле расписываются в своём провинциализме!
...Подробный разбор работ Кантора ещё предстоит сделать, но в этой статье, я только в общих чертах, тезисно постарался обрисовать особенности творческого характера этого самого талантливого и недооценённого в своей стране писателя!


                Начало октября 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков.