Раздумья на фоне бабьего лета

Людмила Москвич
    Конец сентября, солнечный, яркий день на даче у внучки в Подмосковье. Я сижу, слегка раскачиваясь, на диванчике – качелях. Перед глазами яркий осенний цветник: циннии  всех оттенков красного цвета; астры бордовые, фиолетовые, белые, розовые;  разноцветные хризантемы,  желтые  чернобривцы. Сразу за цветником возвышается строящийся  дом,  аккуратно сложенные доски,  упаковки кирпича с яркими надписями на желтом фоне,  кучи песка и гравия на яркой зеленой траве,  красный шар бетономешалки. А на заднем плане, как декорация в театре, стоят березы, ели, дубы.  Осень лишь слегка тронула листья деревьев желтой краской, да и небо голубое, высокое, ни облачка, только белый след самолета медленно тает в дали. Маленькая правнучка Катенька собирает в траве желуди и, оглядываясь по сторонам, бросает их в бочку с водой. Это ей запрещено, но так хочется!
 
    Бабье лето. Время подводить итоги прожитой жизни. А она промелькнула так незаметно. Годы за  годами -  весна, лето, осень, зима, и опять – весна, лето, осень, зима… Бабье лето – пауза для раздумий, подведение итогов прожитого. Кончится эта пауза в извечном течении жизни, наступит настоящая осень с дождями, слякотью, холодными ветрами. Не люблю этот предзимний сезон. На душе тоска, самокопание.  Все не так, все  плохо, ни настроения, ни здоровья. Вся моя многочисленная семья в России, одна я застряла в Молдове. Но, за почти полвека, я полюбила ее и не хочу на склоне лет что-либо менять. И в этот солнечный осенний день я мысленно перелистала страницы своей жизни. Если за страницу считать день, то почти 50000 страниц!

    Детство началось в Украине, в той, прежней, доброй и солнечной стране, какой она осталась в моей памяти. Великая Отечественная Война застала мою семью в Белой Церкви. Потом эвакуация в Казахстан, тяжкие голодные и холодные годы. Но война была милостива к нам, никто не погиб, все остались живы. И вернулись мы опять на Украину, хоть и на короткое время. Отрочество, юность и начало взрослой жизни прошли в Ростовской области. В Ростове я окончила институт, вышла замуж. Получили с мужем направление на работу в Удмуртию, в  г. Ижевск, где прожили восемь лет, родили двух сыновей. А потом переехали в Молдову. Но здесь и настигло нас первое семейное  горе – в 52 года умер мой муж, отец моих сыновей. Эта трагедия стоит у меня перед глазами всю мою последующую жизнь. Он успел только дождаться начала взрослой жизни  сыновей. Старший служил срочную службу, младший только начал учиться в военно-морском училище. Он не увидел, как женились наши мальчики, не видел внуков (двух девочек и мальчика), не узнал, что самого младшего назвали его именем, не увидел и правнуков ( двух девочек и двух мальчиков).  Он не смог порадоваться, что его потомки выросли успешными людьми, заботливыми сыновьями, отличными семьянинами, любящими дедами.
 
    И вот я сижу на скамейке в солнечном осеннем саду, далеко от своего дома и пытаюсь определить, какую жизнь я прожила. А жизнь подходит к концу, мне без малого 80 лет. Конечно, были и потери и ошибки, кое-что я хотела бы изменить, но, увы, это невозможно. В нашей земной жизни есть ценности преходящие, и ценности вечные. Вечные ценности - это наши потомки. Мы их родили, воспитали, вывели в жизнь и несем за них ответ перед вечностью, перед Богом.
    Мне не стыдно перед людьми за своих сыновей и за своих, уже взрослых,  внуков. Все они достойные люди, не потерявшиеся в  водоворотах   нашего непростого времени. Мой покойный муж мог бы ими гордиться. И я горжусь.
 
    Всю жизнь я любила свою работу. Я инженер – строитель, проектировщик, 32 года отдано этому делу. И это тоже вклад в вечность, пусть небольшой, но он есть. Дома и сооружения, которые мы проектировали, переживут нас, послужат людям.

    Ну, вот  я и  подвожу итог. Можно считать, что я счастливый человек? Думаю, что можно.  Ведь я дождалась правнуков, убедилась, что мои внуки твердо и достойно стоят на ногах, мои сыновья уверенно  несут  ответственность перед вечностью. Что еще надо человеку, который подводит итог  пройденному пути? А моя задача сейчас – дожить до своего конца, не нагружая никого своими проблемами, в уме и памяти. И еще очень хочется, чтобы все мои потомки знали, как мы жили, какие трудности перенесли, знали и ценили наши усилия, чтобы они жили лучше нас, интереснее нас.  Для этого и пишу мемуары и воспоминания о прошедших днях. Это мое наследие им.