Время прагматиков

Алексей Доронин 2
                И наши внуки в добрый час из
                мира вытеснят и нас.
                А.Пушкин

    Глазов ждал свой автобус.
    Сегодня он парился с Охлопковым, сидел на скамье, отходил от парной. «Свяжешься с Ванькой, каждый раз до одури, так и концы запросто можно отдать...»
    К предыдущему автобусу немного не успел, только проводил глазами, но это даже и к лучшему. Время есть, важное дело, и одно из главных удовольствий недели, сделано, можно расслабиться. «Редко бываю на улице - диван, телевизор, газета, посидеть хоть среди людей, подышать воздухом, а то ведь так и одичать можно...»
    Наблюдать за окружающими вообще-то интересно, люди вечно торопятся, лица сосредоточенные, напряжённые, жизнерадостных мало, разве что школьники после уроков балуются и хохочут. «Человеческий муравейник, у всех всего хватает…» - сделал глубокомысленный вывод опытный аналитик.
    Остановка в пяти метрах от универсама «Прометей». Магазин вполне приличный, не супермаркет, конечно, но в нём есть, практически, всё.
    Возле скамейки под огромным сине-белым зонтом установлен большой холодильник с мороженым. Торговая точка здесь абсолютно не нужна, рано или поздно она будет ликвидирована. В магазине просторный кафетерий, выбор мороженого в три раз больше и оно всегда свежее. За столиками, можно выпить сок, на любой вкус; чай, кофе с аппетитной выпечкой, всё цивилизованно, с салфетками, как и положено в таких заведениях.
    Мужчина сидит около продавщицы. Тщедушная девица невысокого роста, в шортах, но с широким лицом и развитой челюстью.
    «Сама как соломина, кожа да кости, таз узкий, ножки как спички, а челюсть как у боксёра: Тайсон в наилегчайшем весе. Девушка должна вызывать к себе нежное и трепетное отношение, ею надо любоваться, восхищаться, чтобы не терпелось поскорее взять на ручки и отнести в постельку, аккуратно положить на диван, прилечь рядом, обсудить в данный момент самую актуальную проблему… Одно бесспорное преимущество у девочки есть - её молодость, молодость пройдёт, мы тоже когда-то были молодыми...»
    Торговли у девицы нет никакой. Люди проходят мимо, даже не смотрят в её сторону, она стоит с отрешённым взглядом и курит. Неожиданным, резким движением выбрасывает окурок в урну, решительно закрывает холодильный шкаф на амбарный замок, отправляется в магазин. «Неужели за мороженым?» - мысленно иронизирует остряк-соглядатай. Немного погодя, возвращается с двумя аппетитными беляшами в бумажной салфетке и пластиковым стаканчиком кофе.  Идёт, торопится, горячий кофе плещется, обжигает пальцы...
    Быстро проглотив сытные беляши, достаёт из сумочки большое красное яблоко, старательно обглодав, метко бросает огрызок в урну. «От безделья натренировалась метко попадать». Вновь открывает сумочку, на этот раз достаёт небольшой пакет виноградного сока, отодвинув трубочку, с явным наслаждением поглощает напиток.
    Интересно наблюдать за рациональными, осмысленными действиями девицы. Человек последовательно делает свои дела, которые для него сейчас наиболее целесообразны, но во всей этой деятельности присутствует некое напряжение. Идёт нешуточная подготовка к какому-то, заслуживающему особого внимания, значимому делу, важному разговору, рискованному шагу... Тонкий наблюдатель уверен, главные события впереди.
    Очередной нырок в сумочку, это не столько сумочка, сколько рог изобилия, чего в ней только нет. Достаёт зеркальце, с его помощью, медленно поворачиваясь из стороны в сторону, осматривает окружающее пространство. Достаёт помаду, долго и тщательно красит губы, чмокает ими, мизинчиком делает аккуратные поправки в уголках рта, явно любуется собой. Так же аккуратно подводит брови и ресницы. Закончив макияж, решительно достаёт мобильный телефон, привычно набирает номер.
    - Привет! Как дела?
    Абонент докладывает: «как дела».
    - Понятно, - прерывает отчёт. - Как где? На работе, конечно. Где же ещё? Ну, ты даёшь!.. - пауза. - Я что тебе звоню, сегодня наше мероприятие придётся отложить, - короткая заминка, - обстоятельства, видишь, резко изменились… - Очередная пауза, вновь перебивает собеседника. - Потом объясню, не по телефону же, тут такая толпень. - Наконец, резкое окончание разговора.    - Извини, дорогой, работа, как освобожусь, перезвоню...
    Короткая передышка, следующий набор.
    Ловкая особа одномоментно преображается, Глазов уже непросто сторонний наблюдатель, а увлечённый зритель: молодая львица вышла на охоту. Сейчас начнётся бесплатный моноспектакль.
    Актриса начинает переминаться с ноги на ногу, говорит и улыбается, внезапно надувает губы, капризно хмурится. Переносит телефон с правого уха к левому, отворачивается от прохожих, словно ей нужно сказать что-то очень важное, личное, интимное, затем вновь поворачивается, как бы это личное сказано. Неожиданно трогает рукой лоб, погладила волосы, лёгкими движениями стряхнула с блузки невидимые соринки, сосредоточенно посмотрела на ноги, покрутила носком правой ступни.
    Заинтригованный очевидец настолько поглощён представлением, что очередной автобус заметил, когда тот отошёл от остановки. «Да чёрт с ним! Главное, чем дело кончится?.. Интересно всё же...»
    Чтобы не обращать на себя внимание окружающих, мужчина сам решил исполнить роль этакого равнодушного горожанина. Беззаботно откинулся на спинку скамьи, заложил одну ногу на другую, прикрыл глаза. И уже явно переигрывая, искусственно зевнул, прикрыл рот левой ладонью и для убедительности, похлопал ею по губам.
    В этот момент к нему вплотную подошёл Ащеулов, когда-то работали в одном гараже.
    - Чего сидишь, ждёшь кого?..
    - Да вот после баньки пивка выпил, разморило чуток, сижу и думаю, не добавить ли?..
    - Добавить! Тем более, после бани... - решительно советует старый приятель, - я бы даже тебя поддержал, если бы не ехать на дачу...
    - Ла-дно, в следующий раз...
    - Ну, давай!
    - Пока!
    - Бывай, здоров!
    В разговоре с новым собеседником, - Анатолием, - девица всё время пыталась его перебивать, но безуспешно, тот не реагировал на её шумную болтовню. Самодеятельная актриса использовала всевозможные приёмы и ухищрения. То начинала говорить медленно и томно, делала загадочные паузы, неожиданно повышала голос и начинала тараторить. К абоненту обращалась: уважительно Анатолий, один раз намекнула на давнее знакомство, было непонятно: учились вместе или жили по-соседству...
    Шёл вязкий торг.
    Суть делового разговора, - как представлялось внимательному слушателю, - заключалась в том, что девушка хотела бы устроиться к предпринимателю на работу официанткой, но он, видеть её в этом качестве, пока был не готов.
    Анатолий был явно упёртый, - а, скорее всего, толковый бизнесмен, - он предлагал претендентке, на первых порах, поработать посудомойкой, после этого, перейти в зал в качестве уборщицы посуды. Мотивировал своё предложение разумными доводами: необходимо познакомиться с режимом работы заведения, с коллективом, проявить себя; наконец, изучить меню и цены, со временем, хотя бы в общих чертах - технологию изготовления блюд, а там будет видно...
    Содержание информации можно было понять по тому, как претендентка повторяла окончания значимых для неё фраз собеседника, силилась возражать ему.
    Кавалерийская атака искусно отбита, разговор опасно затянулся, он мог прерваться в любое время, а это означало бы полный провал. Молодая особа это понимает и вдруг, одним разом благоразумно меняет тактику на сто восемьдесят градусов, - принимает предложение Анатолия!
    Теперь она не говорит без умолку, а только слушает абонента, тот долго говорит, наконец, звучит короткое окончание:
    - Хорошо, поняла… к девяти, договорились, буду. До встречи!
    Спектакль окончен, - занавес.
    «Молодец! Сумела сориентироваться, прими, мои поздравления, детка».
На память Глазову пришёл очерк, прочитанный ещё в молодости, об одном японском предпринимателе, который устроился мойщиком посуды в ресторан «Арагви». Целенаправленный человек с деловой хваткой успешно освоил весь производственный цикл, вернулся на родину, открыл в Токио свой ресторан и стал процветающим бизнесменом.
  Терпение и труд всё перетрут. Всегда важен только первый шаг, но вот его, как раз, бывает очень трудно сделать.
    «Даже если она никогда не слышала об опыте прагматичного японца, решение приняла верное. Отсутствие яркой внешности можно компенсировать здравым умом, настойчивостью и трудолюбием, остальное придёт. В добрый час, посудомойка!»
Расчувствовавшийся мужчина вспомнил, как он в молодости хаживал в рестораны…
    «Было дело, резвились, озоровали, умели радоваться жизни. Эх! какие тогда были официантки, одна Ольга чего стоила! Всё-то у неё было в норме, да ещё и умница была необыкновенная. Время изменилось кардинально; то, с его отчаянной, бесшабашной романтикой, - не вернуть, в это, - излишне прагматичное, - нашему брату не вписаться. Да и стоит ли? Главное чтобы молодёжь сумела адаптироваться к новой, суровой реальности, в полной мере воспользовалась её преимуществами, которые, несомненно, есть. Несомненно! Люди живут так, как могут. Придёт время, и они, как я сегодня, будут вспоминать свои молодые годы. Как жили и боролись, решали проблемы и выходили из трудных ситуаций, имели успех и терпели неудачи, искали ответ на главный вопрос: как жить среди людей».
    Зритель встал, неторопливо подошёл к окошечку:
    - Дайте, «Балтику», - восьмёрку…
    В этот момент, как раз, подошёл полупустой автобус, на который он сел под лёгким хмельком, после изумительной бани, бесплатного моноспектакля со счастливым концом, тёплых воспоминаний о своей молодости. А ещё с необъяснимым чувством странной радости за чужого человека, проблему которого он принял как свою, и которая, - он был уверен, - удачно решилась.
    «Неплохой сегодня день, чаще надо выходить на улицу, а не киснуть в четырёх стенах. Реальная жизнь даёт хорошую подпитку, вот мысленно вернулся в молодость, Ольгу вспомнил, удивительная была женщина, - редкая, долго мы водили с ней дружбу… Да, замечательная была пора, ну и что, что она прошла? Всё проходит! Главное, был в жизни этот светлый период, есть что вспомнить, значит, не всё так плохо, как иногда, представляется...»