Миссионер по неволе или патриотизм дезертира

Авраам Скобелев
Свободное убеждение. Когда Бог желает убедить кого-либо без очарования чудом или без испепеляющего ужаса, он призывает пророка.

Короткая притча о милосердной любви Бога к своим творениям, погрязшим в трясине язычества, изобилующая увлекательными приключениями с почти сказочным сюжетом - таков художественный орнамент книги читаемой в Субботу Суббот. Фабула повествования убеждает, что сила искреннего раскаяния отменяет предопределение, а истинное пророчество, как правило, не фатально, но - условно. А власть Всевышнего абсолютно-универсальна и даже язычники, утопающие в крови и пороках, вправе рассчитывать на великодушие и гуманизм.
Однако панорамная тема Божественной амнистии, за которой стоит величайшая доброта и милосердие Творца к человеку, хотя и является центральной для Йом-Кипура, не исчерпывает всего содержания книги. История Ионы требует от нас куда более пристального и широкого взгляда.
Интрига книги покоится на том, что пророк, доставляющий спасительные слова обреченному мегаполису, источающему ядовитые миазмы, пытается «дезертировать» от исполнения Божественного долга.(!) Поведение Ионы кажется весьма странным, а его стойкое нежелание исполнить спасительную (пророческую) миссию умаляет благочестие и нравственность пророка в глазах сытого и живущего в относительной безопасности умозрительного либерала и абстрактного гуманиста.
Иона совсем не похож на своего далекого предка, страстного правозащитника праотца Авраама, готового увещевать Бога во имя торжества справедливости Божественной морали.
Впрочем, мышление, поступки и чувства Ионы становятся мгновенно понятны тому, кто явственно осознает исходящую от языческого мира смертельную угрозу для всех потомков Иакова (в этом  прошлое мало  отличается от настоящего) Иона - гражданин своего отечества, призван Богом в пророки для спасения враждебной страны и ее обитателей(!). В пророке испытывается не только сила безусловного служения Богу, но и национально-патриотический дух. Всевышний принимает «противоречивое» поведение Ионы, видя в нем не протест или непослушание, а поступок, продиктованный помыслами о безопасности и благополучии Отечества пророка.
Нравственная кульминация книги Ионы задает сложнейший вопрос: должен ли иудейский мир спасать язычников, полных ненависти к сынам Израиля?
И отвечает: должен, если этого непосредственно хочет Бог!
Такова наставительность этой книги.

Дидактизм от Ионы. От Бога нельзя убежать, но к Нему следует вернуться, по возможности быстрее.