Дневник чеченского журналиста

Фаиза Халимова
Клянусь говорить правду, только правду и ничего кроме правды! Насколько мне позволит моя журналистская совесть!
Начинаю запись…
Сегодня Международный день бобра. Понедельник. По григорианскому календарю 7 апреля 2014 года, 15 неделя, 97 день года. По юлианскому все еще март, 7 нисана 5774 года по иудейскому, а по исламскому календарю 6 джумад ас-сани 1435 года.
С утра небо плачет обильным холодным дождем. Грозный превратился в Венецию. Подземные стоки, после ремонта дорог, остались там, в глубинах старого города.
Еду по обычному маршруту, в автобусе до головы, до зубов, до костей знакомому, номер – 55. Людей в нем немного, обычно он плотно-полный, подобно консервной банке… Люди улыбаются, они грустят, спрашивают у водителя конечную остановку, адрес больницы, слушают музыку или просто смотрят в окно, как и я, отстраненно… иногда отвлекаясь на громкие разговоры полуглухих стариков и дверь, выпускающую, а затем впускающую со звуком надменным «тыс-с-с-с-с» мокрых людей с улицы в этот большой «корабль».
Мы едем кругами: остановки то тут, то там и даже там, где нельзя. Потому что если пожилой человек скажет, что хочет сойти с автобуса «здесь», водитель остановит, он обязан. Таков менталитет, уважение к старшим – закон.
Телефон на дисплее показывает 9: 30. Значит, я опять опоздала, не успела, задержалась. В последнее время задерживаться на пути к работе стало моей привычкой. Причем строго в начале недели и в пятницу. Начальник эту вольность решил прощать, пока…
Нет, дело тут не в безответственности, наглости и выпендрежности. Во мне словно что-то сломалось. Быть может, и стрелки «внутренних часов», в режиме «день-ночь» произошел сбой…
Протягиваю 10 рублей за проезд, выхожу. Иду к нашему сине-белому «Печатному цеху». Там сосредоточена особая энергия, туда стекаются все мировые и региональные новости. После прохождения анализа на тематическую годность их выпускают… большими и малыми тиражами, в виде черно-белых и цветных газет, журналов, как голубей отпускают: «Летите, куда хотите! Для вас нигде преграды нет!» А они, как безучастные ко всему ленивые зеваки, «гнездятся» в киосках под название «Пресса», хотя не все…Чаще всего бумажные гнезда «разрушают» пожилые люди, причем, вытаскивая своей теплой иссохшей или нежно-пухленькой рукой самых первых «летунов». Молодежь же зрит истину в Интернете… на просторах социальных сетей мы строим будущее страны, осуждаем нерадивых политиков, караем коррупционеров, душегубов – чьих-то родственников, избежавших срок, протестуем против войн, отстаиваем права невинно заключенных в клетку, лечим тяжело больных, собираем деньги на благие дела, искренни любим Отечество и, самое главное, чувствуем себя свободными… мы живем в своем государстве, в котором у нас есть абсолютное право голоса…
Ну вот, почти дошла, подбадриваю себя, тихо напевая песню, а потом стишок про Муху-Цокотуху. Почему эту? Потому что я сегодня муха! Хочу спать, хочу есть.
– Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла…
Хм…
А чего она не летела-то? Кто знает?
Пра-а-вильно! Потому что крылья берегла!
– Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Ну, а я покупаю на завтрак сладкие бублики с кунжутом. Поднимаюсь по ступенькам… Слышите шаги? Дук-дук-дак, дук-дук-дак – мои новые туфли, они как кандалы! Ощущения такие, будто я иду против движения, по эскалатору. Ненавижу туфли! Ненавижу правила, всякие дресс-коды. Наконец-то свершилось – в коридоре, теперь в кабинете… сидят коллеги… не все, некоторые «на выезде»: где-то бегают по проселочным дорогам, по скверам городским, в госведомствах «мучают» чиновников с диктофоном или настигли какую-то суперзвезду – певицу и беседуют с ней, фотофиксируют, собирают новости для мира!
Сажусь за свой компьютер, включаю его, протираю рабочий столик…
– Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла…
Наливаю себе чай, предлагаю коллегам:
– Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
Ой-ой-ой, что я несу, еще и вслух?! Займусь-ка я работой.
Стоп.
Продолжаю запись…
Без 10 минут шесть, надо вылетать из кабинета, домой. Чувствую себя ласточкой, высвобожденной из невидимой клетки.
Спускаюсь по ступенькам на первый этаж. В фойе стоит знакомая, чего-то или кого-то ждет. Она меня заметила. Проскочить не удастся. А я могу опоздать на шестичасовую…Ладно. Правила приличия никто не отменял.
– Вечер добрый!
– Добрый!
– Кого ждем, чего стоим?
– Мы задумали журнал выпустить, слышала, у вас тут есть один хороший верстальщик. Вот, дожидаюсь его.
– Как зовут-то?
– Усман.
– А-а-а, Усман! Да-да, он для нас тоже журнал верстал. И, вроде бы, неплохо. Удачи тебе! Я побегу, а то опоздаю.
– Подожди. Как у вас с тем парнем сложилось?
– С каким?
– Ну, с тем… ты на прошлой неделе с ним в парке стояла. Помнишь? Ты потом сказала, у вас печально-сложная история…
– А-а-а, на прошлой… Помню, конечно. Минуту.
Та-ак-с-с-с, пауза.
– Ну, так я побежала?
– Счастливого пути!
Села в маршрутку, в ней езжу домой уже не знаю, который год. Нас, работников разных госведомств, она забирает и развозит по улицам, по городам, по селам… Иногда можно возвращаться домой, слушая свой внутренний голос, мысли, наслаждаясь проскальзывающими мимо серо-желтых окон пейзажами и глядя на меняющие свои покрывала горы – это бесконечно приятно. Но бывает иначе, приходится ехать как сегодня…
– Пэри не обедала, видимо. Молчаливая и задумчивая. Может парней в окне высматривает? Хи-хи!
– Посмотри на ее соседку, она по виду и завтрак-то не видела, ха-ха-ха!
– Ты ела за двоих, раз такая веселая, а-а-а-а?
– А ты не отвлекайся, водитель! Смотри на дорогу.
Расплачусь за проезд.
– Возьмите сразу за проезд. Пока я не забыла, – протягиваю подушную транспортную «подать» веселой собирательнице.
– У меня сдачи не будет, дай под расчет, если есть.
– Есть, конечно. Вот, – отдаю.
– О, золотые десятки, целых сорок монет! Вах-вах-вах! – доносится сзади.
Шумные женщины – постоянные наши пассажирки – вернулись из какой-то дальней поездки, значит тихому счастью конец. Я уже не различаю, кто и что говорит, воспринимаю все как единый звук, нарастающий и давящий мои виски… Иногда так и хочется, чтобы очень громкие люди просто открывали рты, без единого звука, как рыбы. Особенно после активного, утомительного рабочего дня. Кажется, меня слышат…
Стоп.
Восьмое апреля. Добрый день, вторник! Сегодня будет солнечно: птички с самого утра щебечут, небо спокойное… Я чувствую себя бабочкой и готова порхать. Надену любимое весеннее платье василькового цвета, в классическом стиле и… Я бабочка! Я бабочка! Я – ба-ба-бочка! Мда… Бочка – я! Не влезаю я в платье-то. Бегемотиха! Нет, слониха, мамонтиха! Динозавр! Эх, мама, мама, что же мы наделали?! Милая моя мамочка, мамулька! Твои причитания: «Ва-а-а, посмотри на себя! Ты стала похожа на узника из концлагеря. Наш дом – не Освенцим! Кушай, пока можешь!» – сделали свое дело. Все, хватит, пора скидывать «зимние подарки»! Во всем хороша мера. Лучше оставить себе возможность добрать, чем перебрать. Стройность всегда в моде. И я не такой хороший человек, чтобы меня было много.
На этом сегодняшние заметки завершены. Нет никакого настроения записывать дальше.
Пока!
Пишу…
Пятница. Одиннадцатый день апреля. Объяснить никак не могу… но в пятницу состояние мое бесполезное… Не желаю ничего делать, куда-либо ехать – сложно морально-духовно-физически. Только работать нужно. Как назло, сегодня представители интеллигенции, культурной среды, общественных организаций республики совместно затеяли масштабное мероприятие. Придется выдавить из себя все умственные соки, чтобы повесить на сайт красиво сочиненную удобочитаемую статью… Однако сижу на работе с утра, раньше всех, в 8:30. Повезло, брат подвез.
Первым делом провожу мониторинг всех доступных мне электронных СМИ, российских и иностранно-зарубежных.
Чем больше читаю новости с разных концов света, тем сильнее хочется уехать высоко в горы или вообще улететь на другую планету…
Неизвестно точно, какая мы по счету цивилизация, гипотезы ученых не в счет, но абсолютно верно то, что мы повторяем ошибки наших предшественников. Возможно, те, кто придут после нас, если придут, – также будут изучать наши кости, предметы быта и так называемые высокие технологии, точнее их остатки, недоумевая, что же могло стать причиной внезапного исчезновения целых народов с Земли. Все повторяется, как в мистическом фильме, и вся наша жизнь – трагико-мелодрамо-медия!
Все, хватит.
Стоп.
Сегодня суббота – день домашних дел, импровизаций на кухне, социальных сетей. Публикую посты, читаю комментарии под свежими новостями. Проверяю все электронные почтовые ящики. Затем иду смотреть, что происходит на моих страницах, особенно в ФБ.
А там, оказывается, идет «война двух государств» за меня одну… Молодые люди грозно воюют боевыми словами, пуская в ход даже злые смайлы, то есть, я почти как Елена Троянская! Печально и смешно.
Первый – видимо, Менелай – считает, что, он – мое будущее. Надо же… Второй – Одиссей или Парис – в ответ грозит вторгнуться в республику с армией Египта. Неужели история повторится?! Но кто за вас, «бесстрашные воители», выполнит всю черную работу? Чечня – не Троя, Ахиллес мертв…
Ай-й-й, батарейка села…
Play.
Май. Понедельник. Настроение никакошное… почти месяц. У меня «полетел» компьютер – личный, домашний – и вместе с ним все хранившееся в нем добро. Насмешка судьбы!
Процесс восстановления психологических и творческих сил был длительным и мучительным: чтобы написать хотя бы пару строк, приходилось несколько раз вставать и смотреть на свой рабочий уголок как на чужой, а то и выходить из комнаты или пить черный кофе с большой порцией шоколада. Называла себя бесполезным существом, амебой, поддразнивала. А потом опять заставляла трудиться, стучать по клавиатуре, по буквам, разминая окоченевшие от безинтересности к жизни, отсутствия «внутреннего огонька» пальцы. Все начинать заново – и не сдаваться! Столько потрачено часов, дней, недель, здоровья, сна на теперь уже лежащие на компьютерном кладбище труды. Эх, какими замечательными могли бы быть эти космические миры, созданные бессознательными погружениями, смыслы…Смогу ли я сказать что-то дельное в новом творении? Удастся ли вспомнить все? Нет! Нет! Не-е-е-ет! Хочется выбросить этот компьютер из окна! Выбросить! Выкинуть! Выбро-о-о-сить! Пусть разобьется, гад, на ничтожно мелкие кусочки, на атомы и молекулы! Технический урод, гнус, рохля! А-а-а-а-а-а-а! А-а-а-а-а! Подставил! Предал! Никому нельзя верить! Никому!.. Надо прочесть молитвы. Плохо мне, плохо…
Стоп.
Пишу…
Среда. Я не знаю, какое сегодня число. Все равно… Сменила номера телефонов. Вынужденно-необходимо. Практически ни с кем не общаюсь. По привычке захожу в Фейсбук. Какой-то Алибек хочет стать моим другом. Приглашают на мастер-класс в Сколково, «Вкус лидерства». Ух, ты! И вообще, у меня 17 подмигиваний. И практически все от выдающихся моих друзей – художников и политиков. Знают ли они сами об этом, неизвестно. Амитабх Баччан, 16 часов назад обновил свою фотографию профиля. Да, индийский актер из любимых фильмом детства, у меня в друзьях. Никогда не думала, что такое станет возможным. Спасибо, конечно, Цукербергу.
В электронке высветилось новое письмо. Содержание «великого послания» непременно нужно видеть, знать… «Для Вас составлено предсказание астрологов на 2014 год! В следующие 21 день ход вашей судьбы может измениться. Удача должна улыбнуться Вам… Да! Все указывает на то, что этот год 2014 принесет Вам невероятный потенциал удачи и возможности во всех областях. Даже я сама, в первое время была удивлена масштабом того, что Вас ждет. Также я предпочла использовать свои медиум-способности для того, чтобы зависнуть в астрале. Что же вас ожидает в ближайшем будущем? И там я смогла отчетливо «увидеть», что все начнется очень скоро с трех дат, которые я рекомендую Вам запомнить. Посмотрите на это в деталях!..» Внизу подпись: «Тара, медиум-предсказатель», а с аватарки смотрит женщина с выпученными глазами. И дальше, следуя рекомендациям, нужно нажать на ссылку.
Плачет по тебе инквизиция, Тара. Наверное, кто-то клюнет на спам-рассылку, дешевый развод, потеряет деньги, но я точно не твоя жертва.
В следующем письме приглашение в клуб «Сборище поэтов». Встреча состоится в Грозном, вечером, в Центре современного искусства. Каждый, кто хоть немного мнит себя поэтом, прочтет собственное натворительство: обсудит, рассудит чужие лирические строки, вынесет вердикт.
Что ж… надобно пойти хотя бы как журналистка или прочесть поэтический свежевыплеснутый опус, выслушать мнения, а в конце сказать: «Вообще-то, я даже не прозаик, и это черновик». Причем с надменным видом, как многие считающие себя гениями люди.
Но, с другой стороны, наверное, нужно находить в себе гения, дабы написать монументально-шедевральное произведение.
Хм!.. Среди писем обнаружила интересное сообщение, может и шутка, но…Я могла бы без малейших колебаний согласится на такую работу – настоящая мечта для интроверта.
В Шотландии готовы платить 20 тыс. фунтов (937 тыс. рублей) в год человеку, который устал от общества людей и ищет уединения. Ну, разве не сказка? На необитаемый остров Инчкольм недалеко от Эдинбурга требуется смотритель, готовый 8 месяцев в году присматривать за заброшенным замком XIII века, служившим аббатством. Для смотрителя на острове построен двухэтажный дом, в нем есть все необходимое, в том числе стиральная машина, телевизор и компьютер с доступом в Интернет. Та-а-ак… та-а-ак! Единственное неудобство – ограниченные запасы питьевой воды и продуктов, которые необходимо доставить сразу на все 8 месяцев. Эх…не поеду, нельзя мне туда. Ни по менталитету, ни по вере, ни по законам приличия…
На сегодня хватит. Стоп.
Возобновляю ведение записи…
Сегодня вечером с племянником ели в саду грецкие орехи. В небе раздался гул.
– Деци (тетя), это самолет? – спрашивает.
– Да,– отвечаю, не отрываясь от дела, изо всех сил колочу молотком по ореху, а он никак не хочет раскрыть свою сущность!
– Самолет летит на войну? – вновь вопрошает племянник, ему на днях исполнилось четыре годика.
– Да, – отвечаю, наконец, разбив орех и извлекая из него здоровенное ядро.
– Самолет будет убивать мальчиков? – не унимается малыш.
– Да, – вырвалось у меня случайно, племянник с грустью замолчал, опустил голову и о чем-то задумался, часто хлопая ресницами. Откуда маленький человек знает о войне, непонятно. Наше поколение-то вкусило дважды все «прелести» кровавых разбирательств. Мы, как говорится, видели смерть в глаза. Но племянник… Скорее всего, мы забыли его вывести из гостиной, когда по зомбоящику показывали новости из Украины или Палестины. Мда… большие мальчики устраивают войну, потому что их девочки хотят много бриллиантов. Мальчики бомбят других мальчиков, когда хотят много-много кушать, и им нужна земля, нефть, газ, новые ресурсы, и имя этим мальчикам – саранча.
Так! А какой день?.. Посмотрим. Воскресенье. Двадцать шестое число «пятого лунного месяца».
Пауза…Стоп.
20 июня, пятница, 25 неделя, 171 день 2014 года по Григорианскому календарю.
Сегодня в Грозном состоялась Казачья конференция «От Терека до Дона». Терские, кубанские, донские атаманы выступали с докладами. Говорили о своем наболевшем, отмечая, что сейчас жить казакам почти хорошо. Коснулись и украинского вопроса. Минутой молчания почтили память невинно убиенных на юго-востоке страны. После долгих обсуждений обозначенных вопросов, путей их решения, приняли резолюцию. Затем казакам вручили награды памятные, они преподнесли подарки в ответ.
Слушала выступления этих хлопцев бравых и я…
И точно ясно одно – казаки хотят дружить с чеченцами. Один атаман даже сказал: «У нас слишком много общего, чтобы что-то делить между собой. Мы связаны тесными узами и только вместе сможем выстоять против общего врага».
Берегись, общий враг!
Ну, все. Стоп.
Записываю…
Ничего сверхособого не случилось сегодня. Но хочу рассказать про один случай. Нужно было видеть лицо той женщины, как она смачно выплеснула фразы-«перцовки»… Сажусь в автобус, 55-й маршрут, спешу на грозненский рынок «Беркат».
В автобусе что-то произошло, не заметила, кто кого задел словом. Ясно услышала я другое… Женщина-контролер обиделась на водителя и обозвала его Джигурдой! Ха! Слово Джигурда стало нынче чем-то нарицательным. А он еще и Народный артист Чеченской Республики. Люди годами трудятся на износ, ждут, а он…Мда-с-с… Интересно, из-за неадекватного, отталкивающего поведения может общественность лишить его чеченского почетного звания!?..
Закрою тему. До новой записи.
Солнечный понедельник. Уже июль. Я паук. Тружусь, как это insecta. А в журналистике очень важно уметь правильно развешивать паутину, наладить нужные связи, чтобы не дать пролететь, уползти, пробежать мимо ни одной новости. Давайте немного поговорим, кто мы – журналисты, что мы, с чем нас «едят»? Вам интересно? Нет, да? В любом случае, мне нужно, важно вам сказать… В последнее время доверие к нам подорвано, знаю. Да, действительно, журналисты нынче делятся на плетунов, журналюг, правоборцев, скандалистов, проплаченных, одысочинителей, волков, собак, шакалов, крыс и на многих других представителей флоры и фауны. Все это я уже слышала, знаю. Но нельзя всех сваливать в одну кучу… Есть все еще те, кто НЕ работает на заказ и старается быть объективным, добросовестно несет на своих плечах миссию – добывать правду и распространять ее.
Ведь подлинный журналист всем своим существом настроен докопаться до истины и нести людям только правду (такие часто погибают). Так устроен человек, ставший на этот путь… творческий, интересный, но сложный. Вместе с тем мы не вольны писать то, что вздумается, особенно в кавказских регионах, желтая пресса здесь неуместна, так как за каждое слово нужно отвечать, хотя с последним, если говорить в целом, в нашей стране проблема. Не всегда применяется на практике, точнее не для всех действует этот «суровый» закон. Бывает и так, что мы и сами не можем различить, где правда. Огромный поток информации приходится фильтровать, чтобы разглядеть истину и ложь, донести до людей. Что говорить тогда о простых обывателях, о вас. И еще… Верьте нам! И не верьте нам! Сейчас с помощью определенных психологических механизмов, техники и слова, можно не только выдать черное за белое, но и за красное, желтое, какое угодно. А слона можно обратить и представить как древний вид носорога. При этом вы будете думать, что сами пришли к такому выводу. Запомните: ваш мозг постоянно находится под прессингом…
Вам известен закон пяти процентов? Или ДОТУ? Сегодня телевизионные каналы показывают не то, что происходит в мире. А то, что вы должны увидеть или узнать. А что видите вы? Вы видите – вокруг одно зло. И кажется – мир вот-вот рухнет. Что делать? Да выключайте хоть иногда эти балаболки! Тогда многое изменится! Люди станут добрее, а мир лучше! Больше читайте, выработайте способность к аналитическому мышлению, анализируйте сами, в любом случае, даже самому малообразованному человеку известны законы логики. Думайте, не спешите «есть» готовое, а если уже съели, внимательно разжевывайте, вы почувствуйте послевкусие, вы должны понять… Факты важнее эмоций. И, пожалуйста, если вы здоровый человек, отпустите диван! Или он отправит вас на тот свет. Не ешьте ГМО-шные продукты, по возможности. Сложно представить, в кого мы превратимся через лет сто: наверное, хвосты, плавники и копыта нам точно обеспечены, не дай Создатель! Человечество в том виде, в котором оно есть сейчас, может перестать существовать. Мы можем стать мутантами.
Ладно. Я итак многое сказала. Достаточно. Стоп.
Август сегодня полноценно вступил в свои права, накрыл нас теплым, кусачим одеялом… от жары тяжело дышать, работать, куда-то ехать нет ни малейшего желание. Нет, есть. Хочу в горы или на необитаемый остров Инчкольм, или на Марс, вроде там нашли жизнь, другую… Продолжая предыдущую запись и завершая эту, хочу сказать: времена нынче тяжелые… времена бездуховности, бесхарактерности… тяжелые для всех, кто еще может осмысливать происходящие в мире своеобразные процессы. Мне сложно судить, что нас спасет, и можно ли нам еще избежать участи наших предшественников… Возможно, выжить разумному человеку как биологическому и духовному существу поможет вера, истинная вера в Бога. Благодаря вере человек останется несломленным, не опустится до безвольно-растительного существования. Он выживет или хотя бы спасет себя в неизбежной войне света и тьмы, окажется среди достойных. Ведь каждый из нас обязательно ответит за свои прегрешения, выбор…
Ну, а какие атрибуты веры выделить, какой религии следовать, каждый решает для себя сам (или за него решают свыше). Главное слушать сердце, уметь его слышать, находиться в поисках истины и сохранять ясность разума, чтобы уметь разбирать, где граница черного и белого, оставаться Человеком…
Мира и благополучия всем! Если вы слушаете эту запись, значит, я ушла из журналистки, значит, больше не пишу, возможно, меня нет… ваша Пэри…
Стоп.