Воспоминания далёкие и не очень. Повар Праги

Колесо
   
  Повар ресторана "Прага".

   Увидел сегодня в "ОК" снимок женщины, геройски нарезавшей гору лука, и вспомнил...

   Собирался как-то из Заполярья в командировку, будучи "чистым" замом начальника автобазы, на отбор личного состава в Абакан. Перед самым отъездом вызывает меня начальник тыла соединения, мужик деловой, но жёсткий, вручает три тельняшки больших размеров ( дефицит по тем временам ой какой) и пакет ( килограмма два) копчёного палтуса:
  - Хоть в лепёшку разбейся, а привези повара приличного, а то достали эти неумехи из армейских "учебок".

   Командировка В Хакасию запомнилась двумя случАями: пива выпили отменного, правда за хорошие деньги, и во время ужина в ресторане явно с провокационной целью пристали к нам, двум офицерам в форме, семь прибалтов - оркестранты "вымели" их в два счёта и ещё перед нами за них извинились.

   А повара я нашёл почти сразу, никого не упрашивая. Уже в первой пачке личных дел, предоставленных мне для ознакомления и отбора, обнаружил "личность" двадцати, а не восемнадцати как остальные, лет от роду, и  окончившую "колинарный" техникум, кроме того в документах значились должность и место работы до призыва: повар ресторана "Прага"!!! В личной беседе с призывником выяснил, что он действительно работал поваром в московском ресторане "Прага", но с учёта воинского в Абакане не снимался - вот его и вызвали на малую Родину. Не постеснявшись потребовать "для осмотра" его трудовую книжку, я занёс его в свои списки отобранных и "проставился" военкоматовцам с закусью палтусовой, чтобы не исчез повар из моих списков то. Дело было сделано и тельняшки я, естественно, оставил себе.

   А когда начался призыв, преспокойно забрал этого товарища в свою часть. Начальнику тыла доложил о выполнении приказания по прибытии, тот "аж рот раскрыл от удивления - вот так...".

   Уж и не помню сколько времени прошло после моего возвращения с той командировки, но немного, как вызывает меня НТ соединения, что называется "со сранья" и ехидненько так, прервав доклад о прибытии, ну подозрительно так ласково возвещает:
  - Давай быстренько в солдатскую столовую, там комбат батальона охраны ( в его подчинении та столовка на весь личный состав срочной службы соединения находилась) ну очень тебя видеть хочет.

   Прихожу, предчувствуя не очень доброе свидание. Дежурный по столовой, видно меня на входе и ожидал, проводит в варочный зал, а там... всё тыловое начальство батальона охраны вплоть до старшего повара столовой перед взбешенным комбатом "на цырлах стоит", а рядышком с варочным котлом "мой" поварёнок замер, другого слова и не подберёшь. А из котла этого по полу течёт непонятная грязно-коричневая масса. Комбат, подполковник Жежерун, как видно всё что мог уже  от кричал своим подчинённым, а мне только на массу из котла прущую пальцем показал, а потом кивнул на спеца московского ресторана "Прага", ночного, как я сам уже понял, дежурного повара солдатской столовой.

   Объяснить эту сцену мне смог только прапорщик, завстоловой. Оказывается "мой" ну ОЧЕННО квалифицированный повар, никем не проверенный на свои деловые качества, заступил ночным поваром и ячневую кашу, ячку по солдатскому определению ( в отличии от шрапнели - не дроблёного ячменя), которую должен был варить в трёх котлах по той причине , что при варке она увеличивается чуть ли не в пять раз, забухал в один котёл, да ещё и ... не промыл её - вот и попёрла эта грязно-жидкая масса из котла за час до прихода личного состава на завтрак.

   Отвёл я "своего протеже" в сторонку, признаюсь, не утерпел, схватил за ухо и спрашиваю:
  - Ты где же и за сколько, гадёныш, трудовую книжку купил?
  - Моя это, ну правда,- было мне ответом, меня тётка после техникума в ресторан тот определила, она там в администрации работает.
  - Так почему же ты...???
  - Дык я поваром холодных закусок был.
  - Или ты мне, сейчас хотя бы, всё расскажешь, или  из этой столовой, уже как рабочий по кухне, до конца службы не вылезешь...!!!
  - Лук я чистил.
  - Ну и ...?
  - Да никаких "И" не было, приходил на смену все два года и чистил лук, только чистил...


   "Досталось" мне не очень много, ведь его трудовой книжке поверил не только я, но и всё "столовское" начальство...

  А со следующего отбора, куда меня определил начальник тыла уже без тельняшек и палтуса, я привёз приличного повара и отличного парнишку - убедился в этом в командировке на уборку урожая.