Разные судьбы. Подруги. 2. Елена

Лана Невская
Рассказ  второй.    ЕЛЕНА.    Ой! Хорошо, что ты позвонила!

Елена проучилась с нами  не до конца: по каким-то личным причинам она взяла академический отпуск и  перевелась на вечернее отделение. Но,  тем не менее, дружеские связи у нас не прервались.
А подружились мы,  по-моему, после поездки в Харабали.

Дело было так.

После второго курса нас объединили с другими факультетами и отправили в Астраханскую область,  поселок Харабали,  на  уборку  помидоров.
Не знаю, как сейчас, а тогда это было престижно и интересно – поехать всем вместе в стройотряд по комсомольской путевке. Она и сейчас у меня хранится вместе с почетной грамотой за ударный труд.

  Приехали, а там – комаров видимо-невидимо, только успевай отбиваться. Жара несусветная, месяц самый жаркий – июль. Пить хочется – ни чем не напьешься. Ночью к колодцу выйдешь – в момент комары облепят – никакой воды не захочешь, а из туалета на открытом воздухе вообще пулей вылетаешь!
Расселили  нас в бараках по отрядам. А внутри вместо постелей – деревянные нары, на которых нам предложили разместить матрасы и подушки, набитые нами же сухой травой, а сверху прикрепить к потолку накомарники из марли – иначе ночью комары сожрут.  Они там прожорливые, как пираньи!  Получились такие мини- палатки -  на двоих каждая. Вот в этой палатке мы и оказались с Еленой. А был это тот самый, знаменитый 1970-й холерный год.
Когда  кончились помидоры на нашем поле, или ящики для них – уже не помню точно, но нас почему-то отправили собирать капусту.
Я стояла на куче капусты,  мне со всех сторон кидали  кочаны, а я их ловила и складывала наверху. Потом эту капусту должны были увезти на машине наши мальчики.
Так вот,  стою я на этой куче капусты, ловлю кочаны – ну вылитый Антон  Кандидов с арбузами из старого  кинофильма «Вратарь»!
Прежде, чем кинуть кочан, девчонки  кричали «Лови!»,  я поворачивалась на голос и ловила.  А тут два голоса раздались одновременно. Я повернулась в одну сторону, а Лена не посмотрела, что я в другом углу кочан ловлю, и кинула свой. И  попал он мне прямехонько в голову! Хорошо не убил - кочаны были большие, крепкие. Хорошая  капуста  в  тот год уродилась!

И тут я брык – и на  капустную горку  привалилась! Правда быстро  очухалась, но в голове шум, в глазах туман, в конечностях дрожь и слабость.
- Да-а, думаю.  Кажется, я уже отвоевалась! Вратарь из меня не получился!
 И тихонько поплелась в барак.
Бедная Ленка  стояла  ни жива  ни мертва. По-моему, ей было хуже, чем мне. Ведь она только что чуть  меня  на тот свет не отправила.
Она шла  за мной, что-то говорила, видимо, пыталась как-то помочь, но я плохо соображала, мне хотелось только добраться до постели и принять горизонтальное положение, пока я не рухнула на глазах у всей почтеннейшей публики.
  Никогда не любила публичные выступления!

Потом меня дня на три освободили от работы и дали отлежаться. наверное,  чем-то пытались лечить, я уже не помню. Помню только, что Лена кормила меня чуть не с ложечки, приносила еду в постель, и кудахтала надо мной как наседка.
  В общем – выходила она меня. С тех пор и подружились.

Лена – тоже из офицерской семьи. Она очень трудолюбивый, эрудированный, интересный человек. Много читала, разбирается в живописи,  интересуется музыкой и театром.  Была изящная , симпатичная и очень привлекательная барышня.  Правда,  папа у нее был человеком очень суровым, и никаких вольностей  в поведении дочери не допускал.

После института, в течение двух лет мы все повыскакивали замуж и родили детей. Причем все – девчонок.
Не стала исключением и  Лена: у них с Виктором родилась  симпатичная кареглазая девчушка – Олечка.
Но что-то в природе пошло наперекосяк !
И только месяцев в восемь, когда стало явно заметно, что малышка не делает того, что положено делать в этом возрасте, врачи поставили ей страшный диагноз – ДЦП – детский церебральный паралич, и предложили отказаться от дочери и сдать ее в специнтернат.

Трудно даже представить, что передумали, сколько слез пролили,  о чем переговорили  бедные родители! Это ведь не шутка – на кону жизнь человеческая!
Я  не уверена, были ли какие-то колебания при принятии этого решения,  но  помню, что  Виктор сказал однозначно: -  Ребенок останется в семье!  Сделаем все, что можем, а там – как Бог даст! И Оля осталась.
И как хорошо, что ее не отдали в этот жуткий интернат. Я не думаю, что там она стала бы такой, как при заботливых родителях.
.
Виктор на долгие годы стал для  своих женщин  главной надеждой  и опорой, а для Оли частенько  - и мамой,  и папой одновременно.

У Лены иногда просто опускались руки, и она впадала в истерику, когда все ее усилия оказывались безрезультатными, а Виктор, как мог, успокаивал жену и целенаправленно занимался с Олей. Он возил ее на консультации ко всем светилам, он мог часами объяснять ей простейшие действия и добивался хоть небольшого, но положительного результата. Потом был спецсад, спецшкола, курсы  делопроизводителей, и до настоящего времени – работа в секретариате городской комиссии по МСЭК.

  Своими трудами и молитвами они добились того, что девочка смогла жить полноценной жизнью.

        Да, она постоянно под наблюдением врачей и  на серьезных лекарственных препаратах.

        Да, она два раза в год лежит в спецбольнице и проходит курс специальной терапии.

        Но она уже испытала все, что может и должна испытать  девочка, девушка, женщина
        Я помню, что в подростковом возрасте Оля начала очень прилично рисовать.      

        У нее был в то время «лошадиный период» - она настолько точно рисовала лошадей во всех ракурсах, что я просто диву давалась. Прямо как живые были!
Когда звонишь по телефону, и трубку берет Оля – никогда не подумаешь, что ты разговариваешь с больным человеком. Прекрасная литературная речь,  изысканная вежливость, точная информация и доброжелательный тон – ну ничего не выдает даже намека на ее состояние!

        Помню, что она училась играть на гитаре. Правда, не знаю, чем все кончилось: играет она или уже бросила это занятие.
У нее были подруги и друзья по учебе.

        Она получила специальное образование  и профессию делопроизводителя со всеми нюансами, вплоть до стенографии. Она влюбилась и вышла замуж за приятеля по интернату.  И пусть потом они развелись, но  любовь в ее жизни все-таки была!
Она даже, вопреки уговорам и страхам родителей, родила здорового сына. Так что Лениному внуку Диме сейчас уже 14 лет, он получил паспорт,  чем все они очень гордятся.

        Мальчик хорошо учится, занимается спортом и очень похож на маму! Такой же темноволосый, кареглазый и очень вежливый.

Сколько сил  им пришлось вложить теперь уже во внука, чтобы вырастить его в наших условиях.

         Оля  последнее время не всегда адекватна, поэтому ей самой нужен уход и контроль: все-таки эта страшная болезнь  делает свое черное дело!
Поэтому Виктор с Леной всегда начеку:  надо вовремя заметить ухудшение  ее состояния, принять необходимые меры и взять на себя заботу о внуке
.
Сейчас Ольге уже 40 лет. А врачи им говорили, что ребенок не доживет и до пятнадцати. Вот что может сделать родительская любовь! 
Но чего  это им стоило!!!
Я давно не видела Олю. Лена говорит, что она здорово располнела,  и ее замучил сколиоз. Но она работает, причем  - на компьютере, и на этом месте она  уже много лет! Значит,  головка-то работает нормально!  Значит,  усилия родителей не пропали даром! Они просто спасли свою дочь от смерти в прямом смысле слова.
Наверное, как и во всех семьях, у них тоже бывают « кризисы»  и «разборки со стрельбой» - нервы-то не железные! Но они всегда все проблемы решают вместе, помогая друг другу, как лошадки в одной упряжке.
 
Эта пара – Лена и Виктор – вообще отдельная песня.

  Лена – женщина очень эмоциональная, немного вспыльчивая, да и ее нелегкая жизнь не способствует укреплению нервной системы.  А Виктор ее боготворит и терпит все эти проявления ее характера. Он очень мягкий, спокойный, домашний, рукастый мужчина.  Просто  образцовый семьянин! Раньше, в той жизни, он работал макетчиком и делал уникальные вещи. Потом наступили  чудные перестроечные времена, работу их бригада  брала уже без выбора, делали все, что заказывали: арбалеты, биллиардные столы, оформляли  телестудии,   даже построили  макет  космической станции «Мир» в натуральную величину, ремонтировали залы ГУМа. Да мало ли чего еще, о чем я и не знаю!

Знаю только, что никогда ничего им с неба не сыпалось, всего добивались своим трудом, а проблемы возникали  одна за другой!   
Чего  стоят только  Олины: врачи, обследования, больницы, лекарства, которые вечно надо выколачивать.
Димка, который по мере роста требовал не только все большего внимания, но и материальных затрат.

А еще очень долгое время у них жили две крупные собаки дворянской породы овчаристого вида.  Сначала была одна, а потом оставили «поиграть» одного ее щенка, да так он и остался у них жить. А сколько забот с  такими большими собаками – понятно: и выгулять, и выбегать, и поесть купить и приготовить все эти кашки-супчики-косточки! А потом они стали стареть, болеть – тут и уколы , и лекарства, и операции, и ветклиники,  и врачи на дом!
Целый роман только о собачьей жизни  можно написать.

Потом они дружно, всей семьей, занялись велосипедным спортом: думаю, так с собаками было удобнее до лесопарка добираться. Так до сих пор все и катаются, и внука приучили.
И как только их на все хватало!

Когда  все немного устаканилось в их нелегкой жизни, тут как раз подоспели родители с болезнями и причудами. Возраст у них – за  90, сначала слегла мама, потом отец. Одних дома не оставишь – пришлось нанять сиделку. А сколько стоят эти услуги – произнести страшно!
 
Виктор  сейчас  уже на пенсии,  занимается  внуком,  помогает Лене по дому и с уходом  за ее мамой.  А Елене приходится пока  работать, хотя силы уже на исходе. 

Несколько недель  назад умер отец. Мама лежит почти в бессознательном состоянии, мало что понимая в происходящих событиях.

Надо бы побыть с мамой хоть эти последние месяцы, а может – дни, но все упирается в деньги: им еще полтора года выплачивать кредит за квартиру и платить сиделке, которая все-таки профессионально ухаживает за мамой: следит за пролежнями, переворачивает ее,  сажает, даже на руках относит в ванную. У Лены на это просто физически нет сил. Все-таки возраст уже за шестьдесят!

Вся ее жизнь сейчас расписана по часам: работа, дом, мама,  если Оля в больнице, то  к ней, а тогда еще и папа в больнице лежал! Она просто засыпала в транспорте!

Теперь не надо ездить к  папе, Оля  вышла на работу. Но столько всего еще осталось!  Третьего октября уже 40 дней со дня смерти папы – надо готовить поминки. Лена работала в субботу, чтобы взять отгул на этот день. Так все стало сложно! Раньше  официально  давали три дня на похороны родителей, а уж на поминки вообще так день давали. А теперь  - только с отработкой! И что она там наработает, когда все мысли заняты совсем другим?

        Вот такая ситуация, такая судьба…  Как говорят – в каждом дому по кому!

        Но,  несмотря на все свои многочисленные проблемы, эти ребята мгновенно откликаются на любую просьбу о помощи. Хоть среди ночи позвони, позови – и через полчаса будут, даже не уточнив, что, собственно, случилось, и почему такая спешка. В этом у меня была возможность убедиться, и не раз! Стоит только попросить – и скорая помощь тут же прибудет!

        Когда мне,  еще в начале  90-х, пришлось переезжать,  я попросила ребят мне помочь перевезти вещи.  Без вопросов в нужное время они были у меня. Помню, Аленка пришла в белом пальто, видимо, не сообразила, что работа будет не очень чистая, а вещи и машина могут быть пыльные. И где-то она приложилась рукавом – вымазала пальто! Я расстроилась, а она говорит:

         - Ничего! Главное – дело сделали,  а  пальто почистим!

         Что бы я тогда без них делала? Очень они меня выручили!

Еще одна удивительная  черта Елены – это  ее, как я называю, «аттракционы неслыханной щедрости». Если они приходят в гости, то обязательно с таким  царским подарком, что потом не знаешь, чем и отдариться. Если приносит какие-нибудь вкусности – то это тоже немыслимо дорогие деликатесы, купить которые у меня бы просто рука не поднялась.

         И пусть потом она будет лапу сосать, считая дни до зарплаты, но все равно сделает по-своему!

         Сейчас ей давно уже не до гостей: в будние дни на работе, в выходные – у мамы,  Я понимаю, что при такой нагрузке Лене и по телефону-то поговорить лишний раз некогда  без особой надобности. Поэтому я почти все время  звоню ей сама.
Мы перезваниваемся уже  лет 45.  И каждый раз, поднимая трубку и услышав мой голос, она произносит одну и ту же фразу:

- Ой!  Хорошо, что ты позвонила!

  Ну, как же я могу не позвонить! Мы ведь подруги!