Легенда об отравлении Mоцарта

Тина Скон 1
26 августа 1964 года все признаки сенсации в Зальцбурге, родине Моцарта, были налицо. В танцмейстерском зале того дома, где некогда жил Моцарт, к одиннадцати часам утра собрались члены Института моцартоведения. Неожиданный интерес к моцартовской конференции проявила многочисленная публика. Всем хотелось заслушать объявленный в программе доклад «Легенда об отравлении Моцарта»...

 Мест не хватало, помещение было заполнено до отказа. И хоть обычно научная конференция проходила практически не замеченной широкой публикой, на этот раз было проявлено особое внимание. Обстановка, царившая в зале, была весьма интригующей – среди  публики можно было увидеть  несколько полицейских, пришедших, разумеется, не из желания выслушать доклад. Хотя возбуждённость, охватившая участников последовавшей за докладом дискуссии, и не достигла той степени, которая оправдывала бы присутствие полиции, атмосфера была всё же достаточно накалённой.
 
Автор доклада – известный своими работами о Моцарте и Шуберте престарелый венский профессор  Отто Эрих Дойч. По причине  далко не лучшего здоровья  доклад был зачитан другим лицом. Собрав и проанализировав все дошедшие до этого времени документальные свидетельства по данному вопросу, Дойч наглядно показал, что вообще не существует ни одного документа, подтверждающего гипотезу об отравлении.

Правда, в биографии, написанной в Праге Немечеком через семь лет после смерти композитора, рассказывается: Моцарт, однажды гуляя с женой по венскому Пратеру, якобы в разговоре заметил: «Определённо меня отравили». Констанца «попыталась доказать ему необоснованность этих мрачных предположений». Подобным же образом описаны события в биографии Моцарта, обнародованной в 1828 году Ниссеном, вторым мужем Констанцы.

 И этого оказалось достаточно, чтобы породить легенду об отравлении, подхваченную бесцеремонными авторами многочисленных публикаций, и связать её прежде всего с именем  Сальери, а позже – с масонами. В ХХ веке тема приобретает политическую окраску, нацисты используют её для возбуждения антисемитизма, предположения возводятся в ранг доказательства; как снежный ком эта сомнительная история обрастает всё новыми и новыми домыслами и превращается в конце концов в злостную клевету.
 
 Достойно сожаления, что легенда стала  темой произведений искусства: в 1830 году Александр Пушкин написал свою драму «Моцарт и Сальери», а в 1898 году Римский-Корсаков переложил её на музыку. Родственники Сальери могли бы вызвать Пушкина на дуэль, так как пушкинская драма, увы!,  создала устойчивый шаблон «Сальери – убийца Моцарта».

Но и в наши дни это весьма печальное заблуждение не сходит со страниц многотиражных изданий сенсационного толка. И лишь одно остаётся  неизменным: сторонники гипотезы отравления не могут привести в её защиту ни единого документа.
 
Очередной стереотип, основанный на случайно брошенных словах. Предположения относительно отравления молодого композитора (Моцарт умер, не дожив двух месяцев до 36 лет) основаны на том же, на чём основываются «факты» Истории: кто-то что-то сказал, кто-то что-то или кого-то заметил. Одна берлинская газетёнка высказала мнение, опубликованное 31 декабря 1791 года:«Поскольку тело раздулось после смерти, некоторые считают, что Моцарта отравили». Конечно, «некоторые считают» звучит весьма убедительно. И родилась версия. Или даже версии. Появились подозреваемые.

Вы думаете, речь идёт только о Сальери? Ан, нет! Основных подозреваемых, как выяснилось, не менее трёх. Но... по порядку.

Сначала поговорим о Сальери. Антонио Сальери, придворный композитор австрийского императора  Иосифа II. Он любимец императора и придворной знати, он ведущий музыкант Вены, автор множества отличных опер. Кроме всего прочего, он станет учителем Бетховена, Шуберта и Листа. Да, Сальери и Моцарт не слишком любили друг друга.

Но скорее у Моцарта были причины отравить Сальери, чтобы, например, занять его место при дворе. Можно предположить, что Сальери завидовал гениальности Моцарта, но ведь её нельзя ни отнять, ни тем  более наследовать. Это дар  Божий! Боялся ли Сальери потерять тёпленькое местечко? Вряд ли. Должность придворного композитора – это не столько поле деятельности для проявления гениальности, сколько очень хлопотный участок дворцовой службы, требующий многих качеств, отсутствующих у гениального Моцарта:  всю жизнь он оставался ребёнком в решении практических вопросов. Это понимали все окружающие, включая императора.

Но...Осенью 1823 года Сальери, пребывая в одной из клиник по причине тяжёлого нервного расстройства, якобы сделал заявление о том, что это он отравил Моцарта. Через месяц после этого заявления он пытался покончить жизнь самоубийством. Перед смертью Сальери часто бредил своей виной в смерти Моцарта, но чем этот бред отличался бы от признаний в убийстве Юлия Цезаря?

А вот что сообщал   в своём докладе, вызвавшем сенсацию, Дойч: «Осенью  1823 года разум придворного капельмейстера Антонио Сальери стал угасать. С 1808 по 1816 год, а затем в 1823 году известный музыкант Игнац  Мошелес жил  в Вене. В его биографии, основанной на письмах и дневниках и опубликованной его женой в 1872-1973 годах, рассказывается о последней встрече Мошелеса со своим учителем Сальери, которая тогда могла состояться лишь с особого разрешения: «Свидание, - пишет Мошелес, - вышло печальным, ибо уже один только вид его ужаснул меня, отрывистыми фразами он говорил о предстоящей ему вскорости смерти, под конец, однако, произнёс: «Хотя я теперь неизлечимо болен, всё же могу Вас с чистой совестью заверить: в абсурдных слухах обо мне нет ни крупицы истины; вы, конечно, знаете... Моцарт... будто я отравил его... Но нет, всё это клевета, сплошная клевета, сообщите это всему миру, дорогой Мошелес; это сказал Вам старый умирающий Сальери».

 Легенда о том, что Сальери отравил Моцарта широко распространилась в 1824 году. Достигла она и ушей, вернее, разговорных тетрадей  Бетховена. Композитор, бывший в пору своей молодости учеником Сальери, занял более правильную позицию, чем его легковерные друзья.
 
Серию записей о Сальери начинает племянник Бетховена Карл, который 25 января 1824 года( в канун дня рождения Моцарта) приносит домой сенсационную новость: Сальери утверждает, что он отравил Моцарта. Вскоре после этого Бетховена навещает Антон Шиндлер( музыкант, друг и первый биограф Бетховена). Он также слышал новость: Сальери опять очень плох. Он совсем не в себе. Ему всё время мерещится, что он виноват в смерти Моцарта, будто бы отравив его ядом. Бетховен решительно возражает другу, а Шиндлер в свою очередь пытается  переубедить Бетховена: Это правда, ибо он намерен всё это повторить на исповеди; так подтверждается истина, гласящая, что за всё нас ждёт расплата.

 Но спустя четыре недели Шиндлер уже не столь уверен в своей неправоте. Очевидно, Бетховен не преминул ему напомнить о том, что подобные сенсационные слухи слишком быстро овладевают умами легковерных людей  и распространяются скорее, чем истина. Шиндлер как бы подводит итог словам Бетховена: То же можно утверждать и о тех, кто принимает на веру признание Сальери. Это вовсе не доказателсьство. Но оно впечатляет. Кому как не Шиндлеру, не только музыканту, но и юристу по образованию, это очевидно?! И только падкий на сенсации, горячий спорщик редактор Иоганн Шик не поддаётся убеждению:" Ставлю 100 против 1-го, что признания Сальери – чистая правда!" И снова Бетховен отказывается верить слухам, а Шик с горячностью заявляет: "Обстоятельства смерти Моцарта подтверждают это признание!" Шиндлер становится в разговоре на сторону Бетховена и возражает Шику:"Ещё живы многие из тех, кто мог бы дать показания относительно обстоятельств смерти Моцарта и о том, были ли симптомы отравления".

Лишь через год  в разговорных тетрадях  Бетховена снова появляется краткая запись на данную тему. Это в конце января 1825(опять же в канун дня рождения Моцарта) года племянник Бетховена приносит очередную «новость»: Ходят упорные слухи, что Сальери – убийца Моцарта.

Вот и все «доказательства» вины Сальери! А может и Сальери  потихоньку сходил с ума с того времени, когда безвременно ушёл Моцарт и многие винили себя в том, что недостаточно проявили участия к судьбе больного композитора? Кто знает, не пасквильные ли газетюшки своими грязными намёками, а также слухами, неведомо кем сочиняемыми и распространяемыми , вершили  своё дело над разумом итальянца Сальери? Сальери умрёт в 1825 году в возрасте 75 лет, а легенда надолго переживёт его.

Второй подозреваемый – любимый ученик Моцарта Франц Зюсмайер. Именно ему умирающий Моцарт поручил, дав соответствующие указания, завершить изложение трёх хоров в незаконченной рукописи Реквиема и выполнить оркестровку, намеченную лишь эскизно. О Зюсмайере говорили не только как об ученике Моцарта; предполагали, что он – любовник Констанцы, жены гения. Но вряд ли ученик Моцарта и даже гипотетический любовник его жены мог иметь намерение убить своего патрона. Финансовый мотив исключается сразу: композитор едва сводил концы с концами; он не оставил никакого материального наследства и был похоронен по третьему разряду, то есть в могиле для бедняков. Чем  Зюсмайер мог завладеть вследствие устранения Моцарта? Если болтовня насчёт адюльтера – правда, то телом его жены он и так владел. Но брать на себя заботы о содержании её  и детей в варианте женитьбы на бедной вдове? Неразумно. Для него Моцарт был курицей, несущей золотые яйца, так что подобное подозрение просто несостоятельно.

Третий подозреваемый – юрист  Франц Хофдемель, с женой которого у Моцарта якобы был роман. Его молодая красавица-жена брала у Моцарта уроки игры на фортепиано. Когда она вернулась домой после панихиды по Моцарту, муж набросился на неё, нанёс глубокие раны на шее, на лице и на руках, а затем заперся в спальне и перерезал себе горло. Красавица Магдалена выжила и спустя пять месяцев родила ребёнка, отцом которого, по слухам, был Моцарт. Опять же слухи!

Предположим, что всё обстояло именно так, и Хофдемель действительно подозревал их любовную связь. Но при таком бешеном темпераменте логично ли было исподволь травить ядом любовника жены, не препятствуя их встречам? Может Магдалена пролила слишком много слёз  на панихиде по композитору? И кто знает, может быть,  бедняга-юрист услышал о своём «позоре» уже после смерти обольстителя??? Но в таком случае, он не мог быть отравителем. Стало быть, третий подозреваемый ещё более нереален, чем первые два.

А как же и масонский след, и разные другие( было бы желание рассматривать следы)... Каким образом масонский след связан с версией об отравлении композитора? В своё время прошёл слух, что Моцарт( член  массонской ложи) раскрыл какие-то её секреты в опере «Волшебная флейта». Но премьера  состоялась 30 сентября 1791 года, за два с небольшим месяца до смерти композитора, когда Моцарт был уже  тяжело болен. Или масоны знакомы были с оперой задолго до представления? Очередная глупость, зародившаяся совершенно беспричинно, как говорится, « с потолка», без каких-либо доказательств и даже логически обоснованных аргументов. Но клевете и не нужны доказательства. В ХХ веке перед словом масоны стала появляться приставка «жидо». И этим умело воспользовались нацисты, разыграв очередную карту в колоде антисемитизма.

Итак, нет никаких непосредственных свидетельств в подтверждение легенды об отравлении композитора. А не располагает ли какими-либо доказательствами медицина? Заболевания выдающихся людей, в особенности если они приводили их к смерти, издавна привлекали внимание медиков. Однако выводы, к которым приходят медики в своих исследованиях о смерти Моцарта, далеко не одинаковы по своей научной ценности. Среди  авторов ещё и сегодня есть ярые защитники гипотезы отравления, манипулирующие произвольными числовыми построениями, которые они наделяют неким символическим смыслом, и опирающиеся на им одним понятные доводы, а не убедительные научные доказательства.

Среди исследований, которые были проведены в ХХ веке, и заслуживают серьёзного отношения, выделяются работы двух врачей – дерматолога, доктора медицинских наук профессора Алоиса Грайтера из Штутгарта и цюрихского стоматолога доктора Карла Бера. Оба они рассмотрели, проанализировали и критически оценили практически все многочисленные свидетельства лечащих врачей Моцарта. Были привлечены письма композитора и его родственников, а также дошедшие до наших дней устные сообщения,  проливающие свет на эту проблему. Оба исследователя единодушны в том, что в истории болезни Моцарта нет ни единого указания на симптомы, которые позволили бы сделать вывод об отравлении.

 Ранняя смерть артиста, всегда напряжённо работавшего, всегда перегруженного, имевшего слабое здоровье и часто болевшего, объясняется естественными причинами. Следут учесть и наследственность: Моцарт был седьмым ребёнком в семье. Почти все его братья и сёстры умерли в младенческом возрасте. В живых оставалась лишь одна сестра Мария-Анна, которая была старше брата на четыре с половиной года. У обоих детей оказались прекрасные музыкальные способности и очень слабое здоровье.

 С детских лет они успешно выступали в концертах. Однако на здоровье детей переезды с места на место и частые публичные выступления отражались плохо: тяжёлый, изнурительный труд был слишком непосильным для хрупкого детского организма. Силы детей расходовались беспощадно, к тому же брат и сестра часто болели. Рано умерла мать Моцарта. Не миновала детей страшная эпидемия оспы, случившаяся в Вене, когда Вольфгангу было 11 лет. У мальчика были поражены глаза, ему грозила слепота. К счастью, через некоторое время зрение стало восстанавливаться.

Профессор Грайтер предположил, что Моцарт страдал хроническим заболеванием почек (гломерулонефритом). Заболевание, незаметно прогрессируя, в конце концов перешло в уремию (самоотравление организма вследствие накопления в крови ядовитых веществ). Доктор Бер  доказывал, что причиной смерти был хронический ревматизм;  возможно этому способствовали и часто применявшиеся в качестве лечебной процедуры в ХУIII веке кровопускания. Ни одна из гипотез полностью не доказана, но обе они опираются на документально засвидетельстванные факты. Во всяком случае, они исключают исключают возможность отравления как причину смерти. В более позднее время исследования, проведенные специалистами, показали, что умер Моцарт от стрептоккоковой инфекции, кровоизлияния в мозг и бронхопневмонии.

Весь 1791 год оказался тяжёлым для семьи Моцартов. Болела Констанца, вновь ожидающая ребенка,  врачи настаивали на поездке на минеральные воды. И было  постоянное безденежье.  И работа над оперой «Волшебная флейта» и Реквиемом требовала от композитора большого напряжения. Друзья с беспокойством следили за Вольфгангом. Их пугала его бледность, потухший взгляд, а более всего – скорбное выражение исхудавшего лица...

Конечно, на здоровье композитора отразились и интриги своих собратьев –музыкантов, что юный гений начал испытывать с 12 лет. До того времени выступлениям юного композитора сопутствовали удачи. Все восхищались им как забавной игрушкой. Но...скоро он стал опасным соперником для  взрослых  композиторов. И те самые из них, которые восхищались чудо-ребёнком, сочинявшим музыку практически с пяти лет, теперь пустили в ход сложный механизм закулисной интриги. Ссылаясь на мнение приезжих итальянских маэстро, они утверждали, что маленький Моцарт пишет музыку не сам... И сколько ещё тревог и волнений пришлось испытать Моцарту , не понимавшему для чего нужны тайные хитрослетения!

  Так или иначе, Карл Бер своей содержательной книгой  «Моцарт: болезнь, смерть, погребение» (2-е расширенное издание, Зальцбург,1972 год) способствовал дальнейшему развенчанию мистификации об отравлении, связанной с именем  Моцарта. Конечно, многим кажутся странными и обстоятельства похорон Моцарта, в которых усматривают доказательство предполагаемого отравления. Обычно указывают на следующее; после совершения обряда освящения никто не провожал умершего на кладбище; Моцарта похоронили в общей могиле, место которой никак не было обозначено; жена его не ухаживала за могилой, а когда через 18 лет после смерти композитора Констанца стала разыскивать место захоронения, то ничего уже невозможно было обнаружить.

Эти несомненные факты, которые в какой-то мере могут настораживать. Но правомерно ли оценивать нравы и воззрения той или иной эпохи, опираясь на традиции более позднего времени? Однако именно такая ошибка неизменно совершается, как только речь заходит об этих событиях. Это показал в своей книге Бер. «Таинственное» погребение нисколько не поразило современников Моцарта, и обстоятельства, связанные с похоронами великого музыканта, почти не упоминаются в его первых биографиях.

Лишь в 1856 году, то есть через  65 лет после смерти композитора, все эти события были описаны несколько более подробно, что вновь породило новые легенды. Между тем церемония похорон и погребения Моцарта вполне соответствовала трезвым, рационалистическим традициям Австрии эпохи императора Иосифа II. Композитор умирает 5 декабря 1791 года. В доме не было ни гроша, поэтому расходы  на погребение взял на себя барон ван Свитен – известный в то время покровитель музыкантов.  7 декабря останки композитора были в сопровождении траурного кортежа перевезены в знаменитый  в Вене Собор Св. Стефана,- здесь состоялся обряд освящения. Затем присутствующие простились с умершим. А гроб был доставлен носильщиками в часовню, примыкавшую к одной из наружных стен собора. Оттуда тело вечером перевезли на кладбище Св. Марка.

Бер установил, что обычай провожать гроб тогда ещё не существовал, хотя никому и не возбранялось это делать. Из-за сильного ветра  немногим собравшимся друзьям не удалось проследовать на кладбище, расположенное далеко за чертой города. Погребение в могиле для пяти или шести человек в те времена ни у кого не вызывало удивления, так как было скорее правилом, чем исключением. К тому же в 1791 году австрийцы ещё не знали обычая ухаживать за могилами, не принято было также отмечать место захоронения  надмогильным камнем. Всё произошло в соответствии с традициями того времени, которые однако столь быстро изменились, что десятью годами позже Моцарт был бы похоронен с большей торжественностью и тело его покоилось бы в отдельной могиле. И,  может быть, преждевременный уход из жизни  гениального комзитора, вызвавший потрясение современников, тоже способствовал  появлению традиции торжественных похорон.

Но даже в 1823 году церемония похорон Моцарта никому, в том числе и Бетховену, не казалась необычной. Возможно, что в конце сентября он из Бадена съездил со своим племянником на кладбище, об этом говорит краткая запись Карла в тетради: Могилу Моцарта нужно искать здесь.

Но ни в этой записи, ни в других упоминаниях о смерти Моцарта нет никаких признаков того, что сама могила или будто бы связанная с ней «тайна» вызывает удивление Бетховена.

Моцарт умер естественной смертью и был похоронен в соответствии с обычаями  своего времени. И Бетховен не склонен был доверять зарождавшимся сенсационным историям, слишком дорога была ему память о личной встрече с великим гением, слишком велико было его восхищение творчеством лучезарного Моцарта.

 Да, божественный Моцарт оставил после себя наследие, способное оправдать земное бытие нескольких поколений...Оперы, симфонии, камерно-инструментальные произведения, «Реквием», с которым связано много легенд... Но осталась после Моцарта  и почти детективная история, связанная с предполагаемым отравлением композитора.

Увы! Легенды о причинах ранней смерти Моцарта, о его похоронах и таинственных обстоятельствах, связанных с заказом на сочинение Реквиема, давали и дают поныне пышные всходы – ведь сенсации приносят тем, кто безнаказанно их распространяет, больше прибыли, чем неприкрашенная правда.

                Материал подготовила Тина СКОН