Урок академика Делоне

Кузнецова-Хмелевская
 Урок академика Делоне.

Ленька пришел, попил чаю и сказал: - "Хочешь покататься на лыжах с академиком Делоне? Он математик. преподает в МГУ."
- Академик? на лыжах...?
Леньке 30, мне тоже.
Мы сутками можем мчаться по лесу на лыжах, только ветер свистит...
Впереди Ленька, он альпинист, у него за плечами Памир, Алтай, Кавказ.
Он меня вытренировал.
Ленька, лыжи, скорость, лес, костер - такая жизнь!
Нет ничего прекраснее для меня.
Я - научный сотрудник, мне интересно жить и работать.
А в пятницу вечером - в лес!
Делоне? Академик?
Сколько нужно всего, чтобы стать академиком...
В 30 лет и в 50 академиком не станешь...
Это в 60 лет, 70 лет.
И я спрашиваю Леньку: - "Сколько лет академику?"
 - и Ленька отвечает "...82 года".
Лыжника на девятом десятке я не встречала.
Но если договорились - едем!
Утром в воскресенье, мы с Ленькой и его другом Владиком - в дачном поселке.
...Скромный домик у академика...
Стучимся.
Открывает мужчина, невысокий, вроде и не спортивный, лет 60.
 - "Подождите, - говорит, - я быстро".
И не успела я оглядеть террасу, как он выходит в потертом лыжном костюме, и лыжи, не новые...
Значит, будем тащиться с пенсионной скоростью.
Прямо с порога террасы, академик встает на лыжи - и  - темп хороший. Дачный Поселок мы пролетаем не рассмотрев, - успевай поворачиваться на улочках...
Вот и лыжня в лесу.
Скорость!
Академик впереди. Потом я, потом Владик, замыкает - Ленька.
Скорость! Скорость! Скорость!
...А мороз 25 градусов. Пар изо рта.
Я мчусь уже на пределе, не отстать бы, не проскочить бы поворот, в одном порыве наша четверка идет... на рекорд что ли?!
Но не тормозить же академика, которому за 80 - лет!
Скорость!
Я не слежу за временем...
Вдруг Владик кричит мне: - "Тормози первого!... Я без тренировки в этом году."
Я, повернув голову, отвечаю:
- " А сам что, слабо?"
- " Ты женщина... тебе можно, - говорит смущенно Владик."
Я догоняю академика и мчусь параллельно: - " Борис Николаевич, - кричу ему, - Давайте сбросим скорость...
Академик, не поворачивая головы, в ответ: - "Еще 20 км и привал на озере". -
Я мчусь за академиком, Владик за мной, Ленька замыкает четверку.
Темп, темп, темп!
Вот и озеро, оно подо льдом.
Кругом снег.
Академик сбрасывает лыжи и, проваливаясь в снег по - колено, тащит ветки на костер.
Мы сидим, опустив головы.
Мы еще не отдышались...
Трещит костер.
А мы сидим...
Достает академик чайник из рюкзака...
Пробил лунку во льду...
Мы сидим.
Чайник закипел, академик его заварил.
Раздал кружки...
Нам.
Отхлебнув пару глотков травяного чая, мы зашевелились...
А Делоне весело глянул на нас.
- " Возраст роли не играет, - сказал он. -
- Важно питание! - и раздал нам по куску... ржаного хлеба.
-«Древние китайцы в экспериментах на приговоренных к смерти, обнаружили: лучшая еда - черный хлеб, - великое изобретение народа русского, основа русского былого
здоровья.
Человеку нужно 400 грамм черного хлеба, луковицу и ложку растительного масла, идеально - оливковое. Можно льняного или горчичного.
И все!
Остальное - чушь!
Остальное - придумано!
На этой диете все старики, и все академики встанут на лыжи, а не к врачам в очередь!
Мудрость в минимуме!»
Мы слушаем Делоне, открыв рот.
 - "Минимум дает максимум энергии.
А когда человек впихивает в себя максимум разной еды - то не перевариваясь, она дает минимум энергии, и ожирение, и диабет, и инфаркт.
Наши предки не знали этих болезней".
- Вот это да!
Не зря он академик, Делоне.
-"А самый, самый максимум в минимуме?"
- "Орехи!" - отвечает Делоне.
- "Тело - биологический двигатель, - на идеальном горючем работает 100 лет, а на бурде из супов, мяса и макарон - 50 - 60 лет.
Вот и вся мудрость здоровья".
Ему 82.
Нам - 30.
Урок усвоен.