Оружейные байки

Александр Карташев
  Какая-то неопределённость отношений складывалась у Виктора с оружием. Оружие привлекало его, но не оставалось у него надолго. С детства ему нравились ружья и пистолеты, мастерил рогатки, луки и стрелы. В восьмом классе выменял  у соседа старую одностволку. С ребятами, разобрав ружья и сложив их в рюкзаки, по весне и осени на велосипедах ездили на озёра стрелять уток. Добычу жарили на костре и лакомились подстреленной дичью. Садились на озеро и гуси, но далеко, и дробь их не доставала. Решили с приятелем разбить подшипники, зарядить патроны удвоенными зарядами и стальными шариками. Гуси прилетели, Виктор выстрелил, ствол разорвало, мимо головы пролетел осколок. Приятель испугался и разрядил гусиные патроны. Виктору расхотелось стрелять, забросил поломанное ружьё в озеро, размотал удочки и начал рыбачить.

  После первого курса университета поехал Виктор на практику с экспедиционным отрядом. В зоологических экспедициях  полагалось ружьё практиканту, которое он получил от начальника отряда. Стрелял неплохо, добывал уток и рябчиков. Каждый вечер разбирал и чистил ружьё, совсем пристрелялся. – Смотрю, любишь ты старый дробовик, ну и забирай себе, он давно нигде не числится – сказал начальник отряда. Радости не было предела, к  своему ружью Виктор относился бережно, в руки никому не давал. Весь сезон проходил по тайге с верным другом. Закончили исследования в середине августа, на двух моторных лодках спускались по реке. Ружьё Виктор под рукой держал на коленях. Зацепилась винтом о плавун моторка, дёрнулась, накренилась, соскользнуло ружьё и ушло в реку, хоть плачь.
 
  На день рождения Виктору друзья, студенты с троекратным -  ура- подарили двустволку и патронташ с патронами. Тщательно почистил  ружьё Виктор, завернул и поставил в шкаф. Недели через две пришёл приятель, долго мялся и сознался, что ружьё взяли, но денег хватило только на патронташ. Хозяин требует ружьё, они половину денег собрали, скоро остальные соберут и вернут подарок. - Дам вам денег, сколько не хватает?- Нет, нет – не согласился приятель, - дело чести. Так и ушло ружьё, подождал месяц другой и махнул рукой.

  В армии ходили в наряды с карабинами, лёгкое и прицельное оружие. Появился ретивый проверяющий наряды  службист, майор. Решили проучить по уставу назойливого служаку. Зарядил Виктор в магазин два первых холостых патрона и отправился на пост. Позвонили из караулки – майор приехал, побежал посты проверять. – Хорошо - решил Виктор, загнал патрон в патронник и приготовился к встрече. Вот и проверяющий быстро так на пост семенит – Стой, кто идет?- окликнул часовой, молчит проверяющий. Выстрелил предупредительный в воздух, второй по майору, холостым. Шапку с майора выстрелом сбило, проверяющий упал на снег. Пот прошиб Виктора, вызвал наряд, по касательной прошла пуля, слегка лысину майора поцарапала. Откуда взялась при холостом заряде пуля, непонятно, сам заряжал карабин. Перед дембелем, сослуживцы хотели подарить Виктору списанный карабин. Отказался наотрез, - не идёт он ко мне - пояснил друзьям.

  Завелось ружьё в экспедиции, кто-то привёз и оставил. Старенький дробовик, верный, безотказный, пристроился с Виктором путешествовать. Выписали на него разрешение для использования в научных целях, и начал он кочевать по Российским просторам. Приехали в августе в Мурманскую тундру. Места дикой красоты с холодными озёрами и северными сопками, белыми ночами, большим количеством мелкого гнуса, мелким дождичком и температурой в пределах десяти градусов. Базировались в Североморске, в тундре поставили палатку и организовали полевой лагерь.

  Хорошо налегке пройтись с ружьишком по сопкам. Снять пару куропаток, добыть тройку осенних уток  в ежедневный рацион. Утром проснулся от шума многочисленных копыт. Вышел из палатки, через всю сопку проходило большое стадо оленей под охраной матёрых самцов. Два крупных самца направились в сторону Виктора. Большой олень угрожающе пригнул голову. Виктор с размаху ударил по рогатой голове ружьём, приклад  разлетелся, ложе сломалось. Олень удовлетворительно помахал головой и пустился догонять стадо.

  Чуть позже подъехали и оленеводы, сочувственно покачали головами, глядя на поломанное ружьё, поругали вожака-оленя, - зачем к палатке ходил, зачем в сторону  стадо не увел - и подарили приличный кусок оленины в качестве компенсации. – Ваш олень ружьё сломал, ну забирайте его себе – расщедрился Виктор. Так и расстался с последним своим ружьём, не судьба.