Глава 14. Станционный смотритель

Ольга Малышкина
Начало: http://www.proza.ru/2014/09/07/790

Глава четырнадцатая. Станционный смотритель

Поезд стоял в чистом поле… Не совсем так, конечно. Чуть дальше от нашего вагона-конюшни начиналась платформа. В небольшом здании вокзала приветливо светились окошки. 

Снег прекратился, а тот, что упал на землю, быстро превращался в грязное месиво. Вокруг нас кипела работа: из вагонов выгружали гигантские катушки (только обмотаны они были не нитками, а толстой проволокой) и длинные деревянные столбы – точно такие стояли вдоль железнодорожных путей; по специальным настилам выкатывали подводы и выводили наших знакомых -лошадей богатырского телосложения.

Детина отвел нас в станционный дом с деревянными колоннами у высокой входной двери и передал смотрителю – сухонькому старичку в темно-синем кителе и фуражке с блестящей кокардой (Кларочке бы понравилась!).

- Вот, дедок! Обогрей дитё, пока не вернусь!

(Ага! Значит умел нормально разговаривать!)

Миновав большой зал с широкими скамьями вдоль стен, мы оказались в уютной комнате, где топилась печь в белых изразцах. На круглом столе, покрытом чистой льняной скатертью, попыхивал изогнутым носиком медный чайник, видимо только что вскипяченный, а над стаканом из толстого граненого стекла в ажурном подстаканнике вился парок. Рядом, на фарфоровом блюдце, лежали изящные серебряные щипцы и кусок сахара с неровными краями, совсем не похожий на привычный мне рафинад.

После поездки в открытом всем ветрам вагоне обстановка показалась нам сказочной, а дедок - настоящим волшебником.  Особенно, когда он ловко разломил сладкий осколок щипцами и хитро подмигнул - мол, видели фокус-покус?

Я подобного точно не видел, а потому забыл об осторожности и высунулся из пальто чуть дальше обычного. Коля быстро запихнул меня обратно, но старик уже приметил мою чудную белую мордочку с рубиновыми глазками, потрясающими усами и… В общем, спросил удивленно:

- Кого ж ты там прячешь, мил-человек?

Коля вздохнул и вытащил меня наружу. Я хотел было изобразить приветливую улыбку, но вспомнил про жемчужный шарик и лишь плотнее сомкнул губы, поэтому станционный смотритель вряд ли определил, что я рад знакомству.

- Это Белыш!

- Контрреволюционер значит! – строго произнес дед, и если бы не лукавый огонек в его глазах, я бы испугался пресловутой стенки.

Коля, однако, шутку не поддержал, ответил с достоинством:

- Он мой друг!

Старик наклонился и рассмотрел меня внимательнее.

- Поди ж ты! Никогда таких не видел!

Он достал из резного дубового буфета еще один стакан и налил в него кипятку.

- Сахар-то как любишь: вприкуску аль вприглядку?

Коля скромно пожал плечами.

- Я и без сахара могу. Если только Белышу маленький кусочек…

- О друге заботишься? Молодец! Да ты раздевайся! Упрел поди!

Мой спаситель снял шапку и пальтишко, положил рядом с собой на скамью и аккуратно усадил меня сверху.

Станционный смотритель опять залез в буфет, и на столе появилась тарелка с гречишными оладьями.

- Вот, откушай! Голодный небось!

Коля отломил кусочек от своей оладушки, и я забрался в рукав пальто, чтобы без свидетелей достать изо рта сокровище и насладиться угощением.

- Красиво у Вас! – вежливо сказал мальчик, прожевав тугую оладью.

- Да вот, из барского дома стол и буфет притащили, успели до погромов. Сейчас от усадьбы одни головешки остались, - старичок горестно вздохнул. – Стримович, помещик наш. Не слыхал про такого? А ведь это благодаря ему ветку железнодорожную к нам в деревню протянули, крюк-то какой получился! Поэтому станция в его честь – Стримовичи, хотя сама деревня Крестилово называется.  Только они с барыней еще до революции за границу уехали. А ты как к телеграфным-то прибился? – неожиданно сменил он тему беседы.

- Каким телеграфным? – растерялся Коля, да и я высунулся из рукава, чтобы как следует расслышать ответ.

- Телеграфно-строительная рота! Сейчас на запасном пути пока постоят, линию поврежденную нам восстановят и дальше поедут обрыв искать. Так вдоль всей нашей железной дороги до Великих Лук и передвигаются. Как увидят неполадок – останавливаются и чинят! Видали, кони какие? Тяжеловозы, битюги воронежские! Только такие и могут с этой тяжестью управляться! Столб поврежденный убрать, да новый поднять – знаешь, сколько человек надо? А где их взять?! Все ж воюют! А так – зацепят одним концом веревку за столб, другим за коня и тащут! – охотно пояснил смотритель и хитро прищурился:

- Да ты, никак, детдомовец беглый? Вон одежка-то на тебе казенная! Что, плохо на готовых харчах? Или харчи худые?

Коля насупился.

- Мне на фронт надо!

- На фро-о-онт! – протянул старик. – Да у нас тут, почитай, самый фронт и есть! То поляки, то немцы, то белые, то красные, то банды! Только не для детей это! Ты уж лучше с телеграфными…

Продолжение: http://www.proza.ru/2014/10/03/432