О происхождении нашей эпохи из Барокко

Зера Черкесова 2
 Глава из моей пишущейся монографии об искусстве и философии Барокко.

Марина Князева написала замечательную книгу "Ключ к самосозиданию", вышедшая в серии "Эврика"-так что сей труд молодой Марины Князевой доступен в печатной версии любому посетителю публичной библиотеки. Ныне Марина Леонидовна-известнейший профессор, чьи лекции посещают со  всего мира.

Вначале книги она пишет воспоминания об одном из духовных наставников студенческой молодежи ее поры. Человек неординарный, он жил в двух временных потоках:своем времени середины 20 века-и еще плотнее был погружен в духовный мир 18 столетия. Собрал обширную библиотеку писателей 18 века и труды об этой эпохе, коллекцию разнообразных артефактов, картин и т.д. Знал об этом веке все,"и даже  больше". Но самое главное:то, что сам воплощал из себя человека из прошлого-старомодной аурой человека другого мира, исполненного утонченного благородства. Беседы его с студентами были фейерверком эрудиции и запомнились им навсегда.

Марина Князева пишет, что у многих людей подобного склада есть "две родины"-и это делает их по особенному многомерными личностями. Другой Родиной этого скромного и отстраненного от мирской суеты человека был идеализированный 18 век
 
Я изучаю Барокко. Это не является чем-то экстраординарным:культурный мир ныне переживает Ренессанс Барокко.В музыке.В литературе. В театральной жизни. В философии. Разумеется, подобное обращение одной эпохи к другой-не бывает случайным, а имеет под собой глубинные основания и имеет богатые последствия для наследия, которое оставляет эпоха, вступившая в оживленный духовный диалог в прошлым. Здесь достаточно упомянуть страстное до помешательства увлечение 19 века греко-римской античностью, безудержное подражание и копирование античных образцов "до смешного". Но результат:эпоха европейского классицизма-оправдал эту страсть.

Наше время другой родиной избрало, кажется, Барокко.
Даже к примеру такая сфера, как джаз-казалось, что общего с барочной музыкой, мадригалами и канцонами?
Но есть интереснейшие исследования о генезисе джаза из Барокко.
Выдающимся исследованием в этом ряду является монография Валентины Конен "Рождение джаза". В.Конен своими исследованиями реабилитрировала в СССР полузапретный джаз. Известный советский музыковед американского происхождения, Валентина Джозефовна Конен провела новаторское и глубокое исследование происхождения ново-орлеанского джаза(из которого пошел далее весь джаз)- из гремучей смеси африканских ритмов и духовных песнопений спиричуэлс с музыкой латинос. Но эти латинос испано-португальских переселенцев и англоязычных штатов принесли с собой европейскую культуру. Музыка храмов основана на европейской классической музыке, на И.-С.Бахе, вообще-на музыке Барокко...Мотивы барочной музыки В. Конен иллюстрирует на нотных примерах самых расхожих джазовых песенок и пьес, всех этих "Хеллоу, Долли".

Ну и, разумеется, очевидное, что роднит джаз и барокко-это страсть к импровизации, как принципиальному основанию стиля. Игра строго по нотам-это уже пост-барочная музыка. Джаз вернул музыкантам свободу импровизации на заданные темы и блестящие соревнования-ансамбли перед публикой, само слово "концерт" с латинского означает "соревнование, состязание".
 Ничего не появляется на пустом месте...

Я бы смела утверждать, что не только музыка, но и философия нашей эпохи своим генезисом идет из Барокко. Более того: доктрина социализма уходит корнями в так называемый утопический социализм. А это труды 16-17вв.
 
Продолжение следует.

Главы-статьи см.

01/10/2014

--------------
Другие мои статьи и главы на тему:

http://www.proza.ru/2014/09/29/1306
Civitas Solis. Коммунизм по Кампанелле
  По мере публикации-новые ссылки.