Хатиматов

Пятигорский Реувен
Помню, в школе у нас учился мальчик с фамилией Хаджиматов. Только через много лет до меня дошло, что это переделанное Хатиматов. А его маму, несомненно, звали Гмар.
Гмар Хатима-Това.
Чего и вам желаю!
**
На этом, честно признаюсь, я собирался закончить свой пост. Но вдруг подумал, что дирекция сайта Толдот меня не поймет. Ей нужны серьезные работы – статьи, посты, уроки. А не шутки. Тем более, перед Йом-Кипуром.
Поэтому пришлось немного дописать. Специально для дирекции. Но и вы можете читать, буду только рад. Если хотите.
**
На днях, в день поста Гедальи, читалась в Минху афтара, отрывок из Пророков. На этот раз из Йешаяу (55:6): "Ищите Всевышнего, пока Его можно найти; взывайте к Нему, пока Он близок. Пусть оставит злодей свой путь, а неправедный человек – свои помыслы, и вернется к Всевышнему, чтобы Тот его помиловал, – к нашему Всевышнему, Который полон прощения".
Рабейну Йона в "Шаарей-Тшува" пишет (в шаар 2, 14), что это сказано о Десяти страшных днях, которые идут от Рош-Ашана до Йом-Кипура. Именно тогда Всевышний к нам близок. Вот в эти дни нам и надо к Нему взывать.
Как взывать? О чем взывать?
Так ведь сказано открытым тестом: "Пусть оставит злодей свой путь, а неправедный свои помыслы". И не сказано: пусть оставит человек свое легкомысленное отношение к чтению Шма "на постели".
Т.е. читать самым серьезным образом Шма на ночь тоже надо, более того – необходимо. Но главная работа человека в эти дни – над своим отношением к людям.
Это и есть "взывание" к Творцу. Это и есть та работа, которую надо сделать перед Йом-Кипуром. А иначе никакого Йом-Кипура может и не быть.
Причем дальше в афтаре написано еще откровенней: "Так сказал Всевышний: стремитесь к правосудию и оказывайте милость… Счастлив человек, который так поступает, и сын человека, который этого придерживается: хранит субботу, не нарушая ее, и хранит свою руку, не совершая никакого проступка".
Суббота приравнивается к "несовершению" проступка! Счастлив тот, кто стремится к правосудию и оказывает милость.
**  **
Повторяю, другой работы у нас нет.
Человек может соблюдать всю Тору (как ему кажется), серьезно учиться, повязывать по утрам тфилин с полной самоотдачей, но если он при этом не любит людей – то он полный злодей.
Это важный момент.
Разве нет у него заслуги, когда он исполняет другие заповеди (учеба, тфилин, молитва и пр.)? Есть, конечно! Но это заслуги, отнюдь не переводящие его из класса злодеев, про которых сказано: "злодей – и хорошо ему".
Кто такой "злодей – и хорошо ему"? Это тот злодей, которому Всевышний дает награду при этой жизни, чтобы с ним расплатиться, но не впустить его в мир грядущий. За что Он расплачивается с ним? За то хорошее (тфилин и пр.), что тот совершил при жизни.
И если мы думаем, что это про других, то рискуем здорово разочароваться. Это о тех из нас, кто не любит людей, а все остальное он очень даже хорошо исполняет.
Вернулся человек домой из синагоги – и нагрубил своей матери. (Пусть даже есть за что. Мать, допустим, действительно вела себя не самым примерным образом). Вот он и злодей.
Мир стоит на любви, терпимости, на хэседе.
Это то, что внес в него наш праотец Авраам. И с тех пор самая простая заповедь любить своего ближнего, как самого себя, является в этом мире его главной основой.
Недаром великий Илель сказал, что обычное правило верного поведения в быту ("Не делай другому того, что противно тебе самому") является всей Торой. А раз так, то все, что противоречит этому правилу, – самое неприкрытое, извините, злодейство.
И если кому-то не нравится это слово – злодейство – то так написал сам пророк: "Ищите Всевышнего... Пусть оставит злодей свой путь..."
Обращается он ко всем: ищите Всевышнего. И тут же указывает, как искать Всевышнего. А именно: пусть злодей оставит свой злодейский путь.
Выходит, он нас всех называет злодеями. Ибо, вроде бы, ни к кому другому не обращается.
А значит, пророк называет злодейским любой поступок любого человека, если этот поступок противоречит тому, чего Всевышний от нас хочет.
А хочет Он от нас вполне определенного и конкретного действия: "стремитесь к правосудию и оказывайте милость".
Милость это и есть любовь. Вот нам и указан единственный не-злодейский путь – милость, любовь, хэсед. Все остальные пути – злодейство (нонбс).
**  **
Конспект истории, взятой из книги Иш-Лераэу, т. 1, стр. 8-10.
Один человек в начале 20 века оставил ортодоксальную общину и принялся воевать с ней. Тут он серьезно заболел. И распорядился, чтобы его поместили в больницу миссионеров. Но там ему стало еще хуже. Врачи сказали, что он скоро умрет.
Тогда его родня решила перевести его в еврейскую больницу – в Шаарей-Цэдек. Но там раввин-доктор Валах отказался его принимать. Ибо он боролся против людей Торы и даже пошел лечиться к христианам.
Тогда один его родственник привез его в больницу сам. Но и тогда доктор Валах отказался поднять его в палату. Тогда тот родственник бросился к раввину Йосефу Хаиму Зонненфельду. Ибо знал, что только его послушает доктор Валах.
Был сильнейший ливень. Пришлось ехать через весь город. Приехал – рав учил Талмуд – и рассказал ему, в чем дело. Ничего не скрыл. Тут же раввин собрался ему помочь и стал одеваться.
Родственник сказал, что достаточно одного письма. Но рав заявил: когда в опасности хотя бы одна душа из еврейского народа, надо не письма писать – а бежать спасать ее самому. И побежал. Тот еле успевал за ним.
А раву Зонненфельду в ту пору было 95 лет.
Прибежали к Яфским воротам. Взяли повозку – и поехали в больницу. Там рав спрыгнул первым и тут же побежал в частную пристройку рава Валаха. И когда родственник тоже вошел – дело было уже решено…
Через две недели было выздоровел. Родственник ничего ему про рава Зонненфельда рассказать не успел – как тот уехал на север Страны.
Через полгода закладывали новый поселок в Галиле (Галилея). Там оказался и наш родственник, который привез раввина к больному. И что он видит? Поднимается на трибуну наш выздоровевший больной и начинает говорить: мы тут закладываем новый йишув (поселок) – где не будет религиозных. И сделали мы это против "черной руки" рава Зонненефельда, вопреки ему. Ура!
Родственник это услышал – и возмущенный выбежал на помост, где стояли ораторы: как ты смеешь! Ведь этой черной рукой он спас тебе жизнь несколько месяцев назад!
Тот удивился и прямо рядом с микрофоном попросил дать объяснение. Родственник все и рассказал, ничего не утаил. Оратор опустил голову – при всех извинился и спустился вниз.
Понятно, что к религии он не вернулся. Но больше никогда ничего плохого не говорил про раввинов.
**
Весь материла по видеоуроку "Самоисправление" четырехлетней давности, посвященному Йом-Кипуру.
Возвращаемся к нашей теме. Итак, главное перед Йом-Кипур не быть злодеем. Любить людей не меньше Торы, потому что в этом и есть Тора (по раби Акиве).
**
Еще раз:
Гмар Хатима-Това!