О творчестве Н. Шлемовой

Тамара Квитко
Наталья Шлемова. Alter Ego.
Эзотерические стихи - Потоки.
Белые стихи. Верлибры. Стихотворения в прозе.
Прозаические миниатюры.  Опыты философско-мистической поэзии последних двух лет.
Алле Демидовой - неизменно посвящается!
Издательство "Альтаспера", 384 стр.  ISBN  9781329066496





Смысл жизни, по уверению философов в том, чтобы духовно возвыситься,

открыть в себе божественное начало. Существуют различные практики

для достижения этой цели. Наполняемость Любовью – одна из них.

«Свобода от «мира» есть соединение с подлинным миром –

космосом», – писал Н. Бердяев. Это высказывание безусловно

совпадает с философскими воззрениями Натальи Анатольевны

Шлемовой метафизика, к.филос.н., доцента кафедры философии

МГПУ, отражаясь в ее поэтическом мире, достигающем размаха

космического понимания зависимостей и связей целого, его

делимости «неделимого» – Единого Начала – первоосновы

бытия.

Конкретизация из общего в единичное, наделяемое своими

представлениями о божественности, иными словами,

обожествляя объект любви, фактически перенося свойства

своих достоинств и своих представлений об оных на этот

предмет, дает возможность вознестись, вознося другого,

стирая грани различения, оставляя захватывающую радость

единения себя с другим, преодолевая, таким образом,

не только чувство заброшенности в мир материи, но и

находя взаимный выход развоплощения в любовных токах

надмирности, освежая и напитывая свое высшее «Я» силами

для выполнения предназначения.

Н. Шлемова удивительным образом сочетает ум философа,

препарирующий явления действительности и страстное

сердце, наполненное любовью, увлекающее нас к высотам

духовности, к Логосу, Единому Вселенскому Началу. Ее душа

не способна жить без восторга Любви, которую находит, как в

сфере метафизики, так и в воплощениях земных.

Любовь может и должна сопровождаться любовью к

божественному началу в человеке, раскрытию этого

божественного; наполнения объекта любви своими

идеалистическими представлениями, оставляя возможность

ответа с той же напряженной наполненностью чувства и той

же идеальной устремленностью, вопрошающей античное

понимание любви в полноте объема страсти, достойной

высокой трагедии.

Любовь, не реализовавшая себя в своей взаимности,

возгорается пламенем способным для самосожжения, если

не охладить его в творческом огне: перевести в стадию

сублимации.

Для Н. Шлемовой истинным стимулом для творчества явились

А. Демидова и Е. Камбурова, восхищение до обожания

которыми, выливается в нескончаемый, восхитительный

поток посвящений, поднимающих нас вместе с поэтом на

высоты преображающие саму природу человека, открывая

простор сознанию, расширяя его границы, возвышая

искусством облагораживающим, позволяющим раскрывать

в себе истинное человеческое начало, не отягощенное

социумом, привитыми через опыт вживления в среду чертами

поведенческого стереотипа, дающими возможность слиться

со средой обитания исключительно ради возможности не быть

отличным, обособленным, не особо раниться, и, в конечном

итоге, постепенно обносорогиваясь, подтверждать свою

сопричастность к большинству. От не превращения в носорога,

спасает любовь. Нежным трепетом проникнуты строки,

обращенные к А. Демидовой, соединяющие нас с лучшими

образцами античной и классической поэзии:

Твой голос пронизан эфиром,

прозрачным и ясным.

Твой голос пахнет жасмином,

глубоким и сладким.

Тонким и терпким

запахом Древнего моря,

Единственностью Твоей,

как моей волей.

«Мы, как знамя, несем абсолютную эту любовь,

Что живою водою живое поила.» – утверждает в поэме «Мистерия

любви», посвященной А. Демидовой поэт. И о Е. Камбуровой: «...Так

не поют, так умирают от любви».

Любовь спасет душу от очерствения. От погребения души

в теле тленном, спасает творчество, дающее возможность

испить живой воды вдохновения, восхищения, восторга.

Н. Шлемова ведет разговор с читателем с позиции

философских знаний, которые она осторожно вводит в ткань

произведений, придавая элемент устойчивости, античной

традиции, оживленной страстным чувством любви.

На этих двух полюсах: любви и философской мысли строится

поэтика произведений, где всегда побеждает открытое,

любящее сердце, готовое к жертвенности не только ради

любви, но и ради высокой идеи

Вот одно из высказываний Н.А. Шламовой о поэзии и

Поэте: «Осмыслением и преображением стихии в слове он творит

мировоззрение и Космос в целом — он воплощает. Память о прошлом

связывает поэта с нижним миром, смертью, иррациональным началом.

Поэт воспринимает ответ богов («доответ» — М.Цветаева). Поэт есть

мост, вечно живая связь между небесной и земной историей человечества.

Поэт — «взрыв» земной ограниченной реальности и выход в полноту все-

Реальности.»

Для Н. Шлемовой существование земное одновременно и безусловно

пребывает в вечности. Там сходится разделенное, разъятое на этой

грешной земле. Поэт предлагает совершить путешествие в мир высоких

чувств, всепоглощающей Любви, в мир необъятного космоса, открывая

для нас гармонию блага, при которой только и можно сохранить душевное

здоровье в нашем разорванном раздорами сложном мире.

О поэтическом творчестве Н. А. Шлемова говорит страстно, определяя

вектор движения снизу – вверх, утверждая возможность этого движения

только через Любовь, как и духовное рождение может совершиться

через «распятие» Любовью, через умирание в Любви и только тогда

происходит последующее становление: приобщение к вечному, вечным

космическим законам, второе рождение души, что и сформулировано в

стихотворении «Кредо Поэта»:

Из глубин отчаяния начинается наша Песня,

И все образцы прошлого не нужны.

Мы рождаемся в тот момент, когда нас убивает Любовь.

Когда в нас кончается этот мир и открывается Бездна Любви.

Когда Бог Любви, словно Бог войны, нас вызывает на бой,

Распиная, Себе возвращает, в Источник Огня.

Мы рождаемся в этот час,

Когда умираем мы от Любви.

Но становимся вечными мы в Любви.

Мой Учитель – Любовь. (Н. Шлемова)

Умирая от любви, мы рождаемся. Это и есть спасительная

Любовь, благодаря которой крепнет Дух и его уже не в силах

затянуть воронка ада.

В своих произведениях Наталья Шлемова воплощает идею духовной

Любви, которая только и есть Любовь: ничего не требующая, ни к

чему не обязывающая, ничего не просящая, предстоящая пред Богом

в полноте своей истинности вечного свершения.

Текстовой массив книги Н. Шлемовой скреплен темой идеальной Любви,

философским смыслом эзотерического знания, пронизан поэтическим

звуком высокого тона, сопряженного с накалом сильнейшего чувства,

захватывающего и не отпускающего, усиливающего мощь оркестровки

смысла-образных вариаций, метафизическим ощущением мира.

Н.Шлемова работает в формах – свободного стиха, поэтической прозы,

верлибре.

О. Мандельштам писал: «Только реальность может вызвать к

жизни другую реальность». Поэзия Натальи Шлемовой несомненно

вызывает иную реальность – завораживающую необычайно тонким

проникновением в тайны души – зрелой, глубокой, высокой.

Поймай время за ниточку,

Поймай за хоботок

И пусть жужжит в ладони,

Не разжимай пальцы,

Держи его за волосок.

Раствори время мыслью,

Сдунь, как пыльцу с цветка,

От старости еще никто не умирал никогда.

Но умирали от тоски по и с т и н н о м у.

Без привязанности ко времени – мы вечные,

В иллюзорном пространстве – жилистые,

Бесконечностью мы выстраданные.

(Н.Ш.)

Чем это написано? Как? Творение самого сердца, самой души с

проникновением в открытость востребованного чуда, о котором забыть

невозможно.