Алеша не присутствовал

Евгений Садков
 События последних дней вокруг нашего Алеши мелькают с частотой калейдоскопа в руках непоседливого малыша. Не успел я закончить заметку с опусканием по карьерной лестнице, бац, новое сообщение. Сам Алеша прокомментировал свое отсутствие в думском кресле. Об этом, как и сегодняшней реплике в "Московской правде", чуть попозже, а пока о законе, вышедшем накануне из-под пера коллег "прогульщика".

 Вчерашнем вечером, не вспомнив, кстати, о Алеше ни слова, закон обсудили на "эховском" "Полном Альбаце". Трое приглашенных сразу же разделились на две неравные команды. Вернее, команду и одного, вяло отбивающегося. В роли обороняющегося выступал первый зампред Комитета ГД по информационной политике В.Е. Деньгин. Кстати, заглянул сегодня вновь на сайт упомянутого комитета. Не поверите, второй день рабочей недели, уже новый руководитель, а здесь все ещё рулит Алеша. Он все ещё с большим оптимизмом надеется на конструктивный диалог "по  вопросам ведения Комитета." Вот и поговорим.

 17 сентября группа депутатов, среди которых был и Вадим Евгеньевич, внесли в Думу законопроект, ограничивающий долю иностранного капитала во владении нашими СМИ. Да, представьте себе, владеют эксплуататоры и нашими журналами и газетами. Не всеми, но кое-где имеют солидный кусок. Прямо, как в детском стишке про Мистера-Твистера. Вот и озаботились думцы: а не угрожает ли ситуация устоям нашей страны. Так и заявили, мол, Закон определяет вектор безопасности России в условиях информационной войны. Позыв, как видим, благородный. Надо быть слепцом, чтобы не видеть, как с этими глянцевыми журнальчиками и "желтой", одноразовой, словно презерватив, прессой вползает в наши души вирус капиталистической наживы и принципа: человек человеку-волк. В сложившейся ситуации, констатировал Деньгин, закон наш, как горячий пирожок появился.

 Тут ведущая, что дала передаче местоимение, наносит первый удар: а вы не могли бы привести примеры, где в изданиях, которые выходят на территории РФ на русском языке унижают Россию, оскорбляют.

 Здесь нет, ловко уклоняется от укола Деньгин, трансляция идет с Запада. А у нас превентивные меры. Чтобы не дай бог СМИ, спонсируемые иностранным капиталом, смогли изменить ментальность, психологию наших людей.

 На подмогу Альбац спешит Игорь Ваган медиа-консультант. Это он с первого взгляда консультант. Если полностью отрекомендовать, то товарищ, вернее, господин является исполнительным директором национального конкурса корпоративных медиа "Серебряные нити", член Совета директоров ЗАО Avantage. Ну, понятно, откуда авантаж дует. И точно. Приводит директор пример Израиля. Мол, там уровень инвестиций половинный и ничего, процветают в условиях вражеского окружения.

 Ваган делает очередной выпад в сторону защитника  нравственности. Мол, вы определитесь, у закона политические или экономические основания. И как в таких условиях будут жить российские СМИ?

 Я хоть и не занимался бизнесом СМИ, парирует укол Деньгин, но жить будут они хорошо. Рынок настолько гибкий, что все будет замечательно.

 Тут начинается мелкая пикировка, позволяющая слушателю сделать небольшую передышку. Подозреваю, какие издания будут жить прекрасно, а с кого этот тлетворный глянец мигом полиняет. Видно чуя идеологическое поражение, Альбац призывает на помощь отмалчивающегося ещё одного своего гостя. Сначала отрекомендуем товарища, вернее-господина. Похоже, это самая крупная козырная масть в разыгрываемой пульке. В.М. Шкулев президент одноименного медиахолдинга России, включающего с себя добрую дюжину раскрученных брендов, в основном гламурные издания.  Судя по википедии, здесь процветает семейный бизнес. Досточтимая супружница Виктора Михайловича  корпоративный HR директор Hearst Shkulev Media и ИнтерМедиаГруп. СтаршАя дочь издает российскую версию известнейшего журнала для женщин. А её супруг каждый день в самый  prime-time призывает всех говорить, а послушав, даже иногда, не стесняясь, плачет и призывает помочь униженным и оскорбленным.

 Извиняюсь за вынужденную длинноту в представлении гостя, но, согласитесь, статус требует. Несмотря на все регалии, Виктор Михайлович как-то вяловато начинает свою партию. Мол, я не сильно подготовлен отвечать на вопросы, да и причин принимать закон не знаю.

 И все же медиа-магнат определяет свою позицию. Если коротко: санкции и без того губительны для российского рынка, а мы тут ещё принимаем закон, говорящий, туда не ходи-опасно.

 В следующие несколько минут участники передачи обсуждают влияние инвестора на редакционную политику издания. Мнение Альбац и Шкулева: не влияет. Деньгин не разделят оптимизма дружного дуэта, мол, на то он и владелец, чтобы поуправлять ветрилом и рулем. Альбац упирается: если у вас отношения выстроены правильные с владельцем, то никакой владелец с вами ничего сделать не может. Тут и Шкулев добавляет: российский рынок, слава богу, отцивилизовался и джинсой больно сейчас не забалуешь.

 Тут звучит гонг на перерыв, позволяющий и нам, далеким от кухни СМИ, поближе познакомиться с этой самой джинсой. В эпоху тотального дефицита жвачки и западной спецодежды советские чуваки боготворили это слово. Они, словно глубоко верующий в рай, с благоговейным придыханием повторяли: о, всемогущий Levi’s, о, великий Lee. И как обидно им, что щелкоперы извратили священный первоначальный смысл слова, буквально надругались, обозначая джинсой или сенокосом замаскированную под обыкновенную статью банальную торгашескую рекламу.

 После завершения новостной паузы участники спора вспомнили предложение депутата Смолина. Деньгин согласился, что пока нет четкого разграничения в тематике изданий, да и инициатива Олега Николаевича хорошая, но она внесена наскоком.

 Почти в конце диспута Альбац "навешала оплеух" инициатору. Буквально: " Извините, Виктор Михайлович. Вы только что, Вадим Евгеньевич, сказали, что вы ни одного дня в медиабизнесе не работали. Ни одного дня журналистом не были. Что, принимая этот закон, вы не посчитали нужным проконсультироваться с ведущими игроками рынка. Вы судите о вещах, в которых вы ничего не понимаете. Но апломб выше крыши."

 На что Деньгин мудро парировал: "Но факт имеет место быть."

 Остановлюсь на этом месте. И так понятно, что происходит некий передел медиа-рынка. И очевидно, что он повлияет на стратегию действий крупнейшего российского холдинга, руководимого Шкулевым. Думаю, ребята приспособятся, прогнутся и под эту ситуацию, которая носит явный оборонительный характер. Укрепляется идеологический сегмент наших СМИ, так характерный для советских изданий. Очевидно, для управления ситуацией место западных инвесторов займут суровые и непреклонные в своей правоте политотделы. То есть расход на всю эту лабуду будет из общего бюджета, из кармана налогоплательщика. Тут ещё байда пошла по ограничению интернета. Ну и что добьются разработчики? Думаю, нового возрождения было захиревшего "Голоса Америки" и подобных инструментов "холодной войны". И как реакция-расконсервированные "глушилки" по всей необъятной территории России. Нам это надо?

 Объем материала не позволяет проанализировать последнее заявление Алеши и затрагивающую "невозвращенца" статью в одном из центральных изданий. Об этом завтра.

 Мнение автора оценочно и субъективно. Скриншот сегодняшний. Если не заходить на сайт Комитета, где Алеша все ещё руководит, то общая картина иная. Исполнитель танца маленьких утят в "Уральских пельменях" здесь десятый.