Разные судьбы. Подруги. 1. Ирина

Лана Невская
«Разные судьбы…»   ПОДРУГИ.

Я решилась написать этот цикл рассказов  о своих подругах после долгого раздумья.

Может,  потому,  что не сразу осознала, какую  важную  роль  они сыграли в моей жизни,  Может, потому, что я знаю о них вроде много, но недостаточно для того, чтобы описание их жизни было полным и достоверным. Ведь многие подробности чужой личной жизни, да и своей тоже,  часто забываются, стираются  со временем из памяти, и я уже не могу точно вспомнить, что говорил тот или иной человек, а ошибиться не хочется.

Но недавно мой муж – главный вдохновитель и самый строгий критик моей литературной деятельности, -  еще раз напомнил мне, что неплохо все-таки было бы попробовать осуществить эту задумку и написать  так, как запомнилось. Их не так много, моих подруг, всего несколько человек. И если я что-то не вспомню, - всегда можно уточнить у них, пока все они, слава Богу, еще  живы.

Конечно, он прав как всегда! Мои девчонки  заслуживают того, чтобы о них знали  при жизни  и  поминали  добрым словом, когда они покинут этот мир. Друг для друга мы всегда будем девчонками, хотя нам уже далеко за шестьдесят, и у каждой за плечами долгая и насыщенная самыми разнообразными событиями жизнь.
Я не уверена, что имею право  все свои личные воспоминания выносить на всеобщее обозрение. Но я решила показать тот отрезок их жизни, который я знаю и так, как я его помню, ощущаю! Объяснить, чем привлекли меня эти люди, и почему я дружу с ними так давно и очень дорожу нашими отношениями.
       Я не называю здесь фамилий, не уточняю место учебы и работы, - а имена у них самые распространенные. и совсем ничтожна вероятность того, что этот рассказ прочтет кто-то из их знакомых. А незнакомые прочтут его просто как любое другое художественное произведение. В печатном же  варианте самиздата я раздам эту сагу только им самим, а они про себя и так уже давно все знают!
Если им все же не понравится моя идея, я удалю эти записки. Если захотят что-то исправить или уточнить - немедленно исправлю. Но все описанные события имели место быть, и лишь в деталях я могла ошибиться за давностью времен.
        Не обижайтесь, девчонки, если что не так! Просто мне показалось, что Ваша жизнь достойна того, чтобы на ее примере другие поняли: в жизни иногда такое случается - нарочно не придумаешь, но люди  продолжают жить, бороться и обязательно побеждают!

И первый мой рассказ я хочу посвятить Татьяне – человеку удивительно сильного и стойкого характера. На  нее свалилось  столько жизненных  испытаний – на троих лишнего будет!  Если бы  я сама не была свидетелем некоторых из них – никогда бы не поверила, что человек может столько вынести и не сломаться!
       
        А вот и первый отказ!
       Татьяна прочитала мои записки, расплакалась, вспомнив всю свою жизнь, и попросила не выносить ее на всеобщее обозрение!
      - Все так ты написала! Но когда читаю - так себя жалко становится! Не хочу, чтобы и другие меня жалели! Я все это уже пережила, пусть это со мной и умрет!
- сказала она мне.
       Ну, что же! Это ее жизнь, и она вправе отказать мне ее разглашать!
 
       Значит, первый рассказ будет об Ирине.

  Рассказ первый.  ИРИНА.  Как всегда...
    
       Ирина всегда была нашей объединяющей и организующей силой, под действием и покровительством которой свершались почти все наши студенческие поездки, пикники и посиделки.
В  студенческие годы поводов собраться и что-нибудь отметить было предостаточно: окончание сессии, государственные праздники, дни рождения, поездки на экскурсии и на картошку, юбилей института или факультета, - да мало ли что могло стать поводов для внезапной организации «культурного мероприятия»!
Как только решение собраться принималось большинством голосов, тут наступало   Иринино время. Она моментально брала бразды правления в свои руки, и через несколько минут каждый из нас четко знал, что ему делать и куда бежать в русле намеченного мероприятия.
Частенько мы собирались и у нее дома. Она жила с мамой и младшей сестрой-погодком, которая тоже присоединялась к нам.
Если Ирина бралась за дело, то через некоторое время стол представлял собой просто Рог Изобилия! Все было нарезано, разложено по тарелочкам, селедочка отдыхала под шубой – кстати – это одно из ее коронных блюд, салатики пропитывались майонезом, овощи,  сверкая  спелыми боками, выглядывали из-за свежевымытой зелени, компотики  стояли в запотевших кувшинчиках, а мужская часть компании, как и положено, работала штопором, открывая свои и наши любимые напитки: Мурфатляр, Мускатель, Изабелла и т.д.
После дегустации всех этих прелестей жизни народ распадался на кучки и предавался воспоминаниям или обсуждал предстоящие перспективы, решались мировые проблемы. А потом начиналась ответственная часть мероприятия – танцы.
И тут  на сцену выступала Иришка. Если была гитара или аккордеон, то под живую музыку, если нет – то под пластинку – Ирина начинала тихо и плавно исполнять Цыганочку с выходом. Под наши дружные аплодисменты она сначала  завораживающе двигалась через всю комнату, а потом, все убыстряя и убыстряя темп начинала вихрем летать по кругу. Тут же находился достойный партнер, и они вместе,  пройдя еще пару кругов , завершали танец. Цыганочка всегда была непременным атрибутом домашних встреч!
А сблизились мы с Ириной как раз на почве танцев.

Моя мама, пытаясь искоренить во мне природную застенчивость, предложила мне пойти в Школу бальных танцев при  Окружном доме офицеров. Естественно, что одна я бы туда ни за что не пошла, пришлось  рассказать об этом девчонкам и попытаться найти себе компаньонку.
Все как-то вяло прореагировали, одна Ирина сразу изъявила желание составить мне  компанию. И вот в течение всех четырех лет учебы мы с ней по несколько раз в неделю ездили на разные  танцевальные курсы. Это  занятие оказалось настолько заразным, что один раз  «вкусив» всю прелесть движения под музыку, мы уже не могли оторваться. Все выходные, независимо от погоды, сессии, или банального насморка "до колен", мы мчались в очередной клуб, где намечался вечер бальных танцев. Естественно, там рождались и умирали симпатии и антипатии, появлялись друзья и подруги, легкие влюбленности и серьезные отношения, но…  Из института мы выпорхнули в жизнь совершенно свободными, лишь изредка вспоминая о своих победах и поражениях, и  готовые к новым  серьезным отношениям.

По случаю окончания института родители решились отпустить «изможденного» учебой ребенка впервые в жизни в самостоятельную поездку на юг. Естественно, мы поехали с Ириной.  Папа вручил нам  листочек с  адресом  Одесского Дома офицеров  и фамилией человека, который должен выдать нам путевки на турбазу в Приморское, под Одессой, мы собрали чемоданы , прихватив все свои лучшие наряды,  а Ирина – и часть гардероба сестры, и отправились на юг.
Чем закончилась эта наша первая самостоятельная поездка, я подробно описала в рассказе  «Мы не забудем тебя, Одесса!» из цикла  «Ольга Николаевна». Мы долго еще вспоминали приключение того лета. И когда собираемся вместе, эта история обязательно всплывает.

- Ир! А ты помнишь мои белые брюки? Ну, об этом потом!  – и мы с ней  заливаемся смехом,  поскольку эти воспоминания останутся  с нами на всю жизнь.

 После  распределения мы все попали в разные места, но дружба наша продолжается до сих пор. Пусть видимся мы не очень часто, но в декабре два  раза – обязательно! У нее день рождения 3 декабря, а у меня – 22-го Так что эти дни – обязательны для наших встреч, а уж  в течение года – как получится.
Чем всегда отличается Ирина – это своим «нечеловеческим»,  как я говорю, гостеприимством. К ней можно явиться в любое время суток в любом составе – и тебя примут как родного: и накормят, и спать уложат, и расспрашивать не будут, если сам не захочешь!
И мужа она себе выбрала под стать, как по заказу: спокойный, работящий, веселый, гостеприимный, простой в обращении, шофер – по призванию, он всегда был душой компании. Он не учился в музыкальной школе, но с упоением играет на баяне по слуху. Где-то сфальшивит, но  играет с таким настроением, что ему вполне можно простить несколько нот « не в тему»!
Я вспоминаю, как я впервые собралась прийти к ней в гости с новым мужем.  Я позвонила ей, и,  н а всякий случай,   решила предупредить, что мы явимся в новом составе. Это был как раз тот случай, когда должны были собраться многие наши институтские друзья, которые знали моего бывшего мужа, и я не хотела бы, чтобы все рассматривали моего нового супруга и шушукались: кто это и кем он мне приходится.  Он бы чувствовал себя не очень удобно.
- О чем речь? Не боись! – бодро сказала мне Ирина. – Я уже всех предупредила: ртов не разевать, больших глаз не делать!  Светка с новым мужем придет!. Так что - все будет нормально!
Вот такой она заботливый, внимательный и тонкий человек!
Домом заведует, конечно, Иришка. У них двое детей  Анечка и Саша. Сейчас они уже взрослые, у них свои дети, но несмотря на то, что у всех есть свои квартиры – они все толкутся у Ирины. Одного внука в сад надо отводить, внучку из школы встретить и до мамы додержать, кого на кружок, кого к логопеду, а зачем домой забирать – пусть у бабушки ночует! И так всю жизнь! Я не помню случая, чтобы забежав к ней просто так, не по поводу, я  бы  ни  застала у нее кого-нибудь из членов ее или сестры многочисленных родственников.

Когда они купили дачу – было вполне естественно, что все внуки все лето были на ее попечении. Но потом, постепенно и все дети и сестра построили свои дома  на одной улице с Ириной. Но дети почему-то целыми днями были опять на их территории, а к вечеру, на ужин, постепенно сползались и родители этих детей. Так что ужин опять был на бабушке.

-Ирка! Как ты выносишь постоянное присутствие всей этой братии? Я бы уже упала без сил от одной готовки! – спрашиваю я
-  Ты знаешь, я так привыкла к этому цыганскому табору, что когда вдруг мы остаемся с дедом вдвоем, мы слоняемся как неприкаянные. Мы все время решаем чьи-то проблемы, а  своих – будто и нет. А если в доме тишина – вот тут все свои болячки сразу вылезают,  между собой что-то выяснять начинаем – просто караул! Уж  видно на роду мне так написано, что уж теперь что-то менять!
Вот такая большая и дружная семья получилась у мамы Иры.
Независимо от политической ситуации в стране, самочувствия, домашних  проблем  и наличия или полного отсутствия финансов,  госпожа Розникова изволит Вас пригласить на юбилей  или  очередную годовщину свадьбы, или еще по какому-то поводу – в кафе или ресторан, поскольку дома все уже ну никак не умещаются!
Ох Иринка, добрая душа! Какой ты была – уютной,  веселой,  доброй – этакой мамой-хозяйкой, такой и осталась. Мы все очень тебя любим и помним. Скоро 3 декабря! Мы все обязательно придем! Так что жди гостей!
Где и когда?
Да как всегда…