Русская История 17. Первые Романовы 1

Виталий Голышев
(Предыдущая:http://www.proza.ru/2014/09/22/876)


ПОПОВ Флегонт Петрович
г. Кишинев, 1986 год.



                РОМАНОВЫ.


       Древнерусский боярский род, один из представителей которого, Михаил Фёдорович, избранный в 1613 году на русский престол, положил начало династии Романовых.

       Родоначальником Романовых считают Андрея Ивановича Кобылу, отец которого переселился из Литвы в Россию в последней четверти XIII столетия. Потомки Кобылы скоро заняли почётное место и стали занимать важные должности при дворах князей.

       Предки теперешнего дома Романовых назывались сначала Кошкиными по имени Фёдора Кошки, сына Андрея Кобылы, затем – Захарьиными-Кошкиными, Захарьиными, Захарьиными-Юрьевыми, Захарьиными-Романовыми и, наконец, - Романовыми.

       Имя Романовых род получил от окольничего и воеводы Ивана Грозного, Романа Юрьевича, отца царицы Анастасии Романовны. Внуки Романа были сосланы Борисом Годуновым, а младший из них,  Фёдор – пострижен в монахи (см. «Филарет»). Григорий Отрепьев вернул Романовых из ссылки.

       Сын Фёдора Михаил был избран на царство. Со смертью Елизаветы в XVIII веке прекратилась династия прямой линии Романовых, престол перешёл к племяннику Елизаветы, герцогу Петру Голштинскому-Готторнскому (Петру III), к которому перешло и имя Романовых.



                ФИЛАРЕТ.


       В мире Фёдор Никитич Романов-Юрьев (1555-1633) – патриарх Московский и всея Руси в 1619 – 1633 годах, отец царя Михаила Фёдоровича. После смерти Фёдора Ивановича, сына Ивана Грозного, был кандидатом на престол, но потерпел неудачу при избрании царя в 1598 году и стал главою боярской оппозиции Борису Годунову.

       В 1601 году был насильно пострижен в монахи под именем Филарета  и сослан в Антониев Сийский монастырь. В 1605 году возвращён Лжедмитрием I и поставлен Ростовским митрополитом. С 1608 года – в Тушине, у Лжедмитрия II, где был объявлен патриархом.

       В 1610 году – глава посольства, отправленного в Польшу для приглашения на русский престол польского королевича Владислава. Был задержан в плену в Польше до 1619 года. Возвратившись, получил патриаршество, а также титул «великого государя», став фактически главой правительства, при его управлении государством.



       МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ (1596-15.II.1645) – первый русский царь из рода Романовых, сын Фёдора Никитича и Ксении Ивановны, постриженных Борисом Годуновым под именем Филарета (впоследствии патриарха) и Марфы.

       Михаил Фёдорович был избран на престол Земским собором 21 февраля 1613 года после освобождения Москвы от польских интервентов. Ведущую роль в его избрании сыграли дворяне и представители городов. Мать Михаила долго не соглашалась дать своё согласие, но потом всё же согласилась и Михаил был венчан на царство 11 июня 1613 года.

       Будучи болезненным и слабовольным человеком, Михаил Фёдорович мало участвовал в государственном управлении: всеми делами ведали его родственники, а с 1619 года – вернувшийся из польского плена отец Михаила Фёдоровича – патриарх Филарет.

       В правление Михаила Фёдоровича усилился крепостной гнёт (пятилетний срок сыска беглых крестьян был увеличен в 1637 году до девяти лет, а с 1642 года – до пятнадцати лет). Значительно расширилось и укрепилось дворянское землевладение. Правительство Михаила Фёдоровича проводило в огромных размерах раздачу главным образом дворцовых и черносошных земель. Одновременно увеличились налоги в два раза по сравнению с концом XVI века.

       В царствование Михаила Фёдоровича Русское государство попыталось вернуть русские земли, захваченные Польшей в начале XVII века, но русско-польская война 1632-34 гг. окончилась для него неудачно (см. Поляновский мир 1634 г.). Для борьбы с участившимися набегами татар на южные районы государства в конце 30-х – начале 40-х годов XVII века была восстановлена Тульская засечная черта и вновь построена Белгородская.



       (СТОЛБОВСКИЙ МИР 1617 года – мирный договор России со Швецией, заключён 27 февраля в дер. Столбово, близ Тихвина. По Столбовскому миру Швеция вернула России захваченный в начале XVII века Новгород, но удержала за собой территорию у балтийского побережья, с городами Ям, Копорье, Орешек, Корела и получила от России 20 тысяч рублей серебром. По Столбовскому миру Россия была совершенно отрезана от Балтийского моря. Брат шведского короля Карл Филипп отказался от претензий на русский престол.



       ПОЛЯНОВСКИЙ МИР 1634 года – мирный договор между Россией и Польшей, завершивший русско-польскую войну 1632-34 годов. Заключён в с. Семлево на реке Поляновке в июне 1634 года. Польша продолжала удерживать Смоленск и почти все ранее захваченные русские земли, но польский король Владислав IV отказался от своих претензий на русский престол).



                БОЯРСКАЯ ДУМА.


       Постоянный совет бояр при князьях (бояре, княжие люди, старшая дружина) и при московских царях (боярская дума). Первоначально состав боярской дружины – бояре служилые, «старцы» или «старейшины» (земские бояре) и духовенство. Вторые и третьи впоследствии отпадают. Боярская дума участвовала в решении вопросов законодательных, государственного устройства и внешней политики.

       Совещание князя или царя с боярами не было обязанностью первых или политическим правом последних, но было освящено обычаем. В XVI столетии бояре пытались обеспечить за собой власть и после смерти Фёдора Ивановича требовали присяги на имя Боярской думы.

       В состав Боярской думы Московского государства входили только бояре высшего класса – бояре большие введённые и некоторые князья – по мере уничтожения уделов.

       В XVI столетии в Боярских думах появляется новый элемент: думские дворяне и думские дьяки, число членов боярской думы было различно: при Борисе Годунове – 30, при Алексее Михайловиче -  59, при Фёдоре Алексеевиче – 167. Постепенно теряя своё значение, была окончательно упразднена при Петре I с образованием Сената (в 1711 году).



       (БОЯРЕ – высшие слои населения (феодалов) в Русском государстве X – XVII веков. Бояре образовались из представителей старшей дружины князя, получавших в пожизненное владение за военную службу землю, в дальнейшем они становились пожизненными вотчинами. Бояре, владевшие крупной земельной собственностью, являлись большой экономической и политической силой.
 
       Выступление значительной части боярства в XIV-XVI веках против образования и укрепления централизованного государства носили реакционный характер. С XV века бояре стали также высшим придворным званием, появились «бояре введённые», получавшие это звание по особому княжескому пожалованию. Боярство давало право заседать в Боярской думе, было высшим думным чином.

       После разгрома боярской аристократической оппозиции Иваном Грозным, в связи с ростом самодержавия русских царей во второй половине XVI-XVII веков в его социальные опоры – дворянство – значение бояр в государственных делах уменьшилось. С отменой местничества в 1682 году было окончательно подорвано политическое влияние боярства. В начале XVIII века Пётр I упразднил звание бояр).



       (МЕСТНИЧЕСТВО  - особая иерархическая система распределения должностей и служб между боярами и служилыми людьми в Московском государстве  в XV-XVII веках. При назначении на должность принималось во внимание родовитость бояр и отношения старшинства, установившиеся между их предками в давние  времена.

       Местничество приносило громадный вред государству, оно стало значительным тормозом в дальнейшей централизации государственного управления. Укрепление самодержавной власти привело к ограничению Местничества с середины XVI века (приговоры Земских соборов в 1549-50 годах). Усиление роли дворянства в экономической и политической жизни привело к отмене Местничества Фёдором Алексеевичем 12 января 1682 года.



       ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ – съезды представителей сословий в России с середины XVI- до середины XVII веков. Царское правительство, для укрепления своей власти, вынуждено было опираться на дворян и использовать верхи посадов. В состав Земских соборов обычно входили: Освященный собор (высшие церковные иерархи), Боярская дума, представители высшей приказной администрации, дворянства, а также верхи торгово-промышленного населения.

       Земские соборы не были всесословными учреждениями: на них не присутствовали представители крестьян. Главную роль на соборах играло дворянство. Право созывать Земские соборы имел царь, а в его отсутствие -  патриарх и Боярская дума. Решения Земских соборов не были обязательными для правительства.

       Земские соборы созывались для обсуждения важнейших государственных дел (решение вопросов о войне и мире, введения новых налогов и другие), иногда для избрания царя.

       Первый Земской собор состоялся в 1549 году для принятия решения о  проведении реформ, направленных на укрепление централизованного государства. Земской собор 1566 года был созван для обсуждения вопроса о продолжении Ливонской войны. Соборы 1584, 1598 и 1613 годов – для избрания царей: Фёдора Ивановича, Бориса Годунова и Михаила Фёдоровича Романова. Во время междуцарствия (Смутное время) влияние и роль Земских соборов возросло, они распоряжались даже короной. Позже правительство Михаила Фёдоровича прибегало к помощи Земских соборов для укрепления централизованной власти и изыскания средств.

       Земские соборы 30-х годов XVII века были вызваны осложнениями в отношениях с Турцией и Польшей, а собор  1648-49 годов был созван после восстания в Москве для принятия уложения (см. Соборное уложение 1649 года).

       Последним Земским собором нужно считать собор 1653 года, решившим вопрос о воссоединении Украины с Россией. С середины XVII века, с переходом к абсолютизму, Земские соборы перестали созываться. Окончательно были уничтожены Петром I.

       Славянофилы воскресили мысль о Земских соборах и предлагали именно такую самобытную форму народного представительства для России).

(Продолжение:http://www.proza.ru/2014/10/02/695)