Израиль напоминает об атомной угрозе Ирана

Алексей Орлов Спб
"Премьер-министр Израиля видит в Иране большую угрозу, чем в "Исламском государстве"
Международная панорама
29 сентября, 21:29 UTC+4

http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/1475229

Биньямин Нетаньяху призвал полностью ликвидировать иранский военный ядерный потенциал

ООН, 29 сентября. /Корр. ИТАР-ТАСС Олег Зеленин/. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху считает, что Иран представляет большую угрозу миру и безопасности региона, нежели экстремистская группировка "Исламское государство" (ИГ или старая версия названия - ИГИЛ). Соответствующее заявление он сделал 29 сентября, выступая на общеполитической дискуссии Генеральной Ассамблеи ООН.

"Несомненно, ИГИЛ нужно победить, - отметил израильский премьер. - Но победить ИГИЛ и оставить Иран на пороге превращения в ядерную державу - значит выиграть битву, но проиграть войну".

Он призвал "полностью ликвидировать иранский военный ядерный потенциал", утверждая, что "смягченный тон" Тегерана и демонстрируемая им в последнее время готовность к диалогу - не иначе, чем попытка добиться отмены суровых международных санкций, чтобы "снять все препятствия на пути к созданию Ираном (атомной) бомбы". "И в будущем, когда они пожелают, Иран - самый опасный режим в самом опасном регионе мира - получит в свое распоряжение самое опасное оружие. Позволить этому случиться - значит подвергнуть всех нас самой серьезной угрозе", - заключил он.

Нетаньяху не удержался от резких слов в адрес президента ИРИ Хасана Роухани, который выступил перед Генассамблеей 25 сентября. По его словам, иранский политик "проливал крокодиловы слезы" по поводу "глобализации терроризма", попутно обвиняя Запад и его союзников в том, что именно они "взлелеяли" ИГ. В ответ на это израильский премьер привел серию высказываний иранских лидеров и официальных лиц о стремлении осуществить "глобальную исламскую революцию".


"Дамы и господа, вы позволите ИГИЛ обогащать уран? Вы позволите ИГИЛ построить реактор на тяжелой воде? Вы позволите ИГИЛ разработать межконтинентальные баллистические ракеты? Конечно же нет. Тогда вы не должны позволить и "исламскому государству Ирана" сделать это", - сказал израильских премьер. Он утверждал, что как только Иран произведет ядерное оружие, "вся любезность и улыбки неожиданно исчезнут". "Именно тогда аятоллы явят свое истинное лицо и выплеснут свой агрессивный фанатизм на весь мир. Есть только один ответственный способ ответить на эту угрозу - иранский военный ядерный потенциал должен быть полностью ликвидирован", - выразил уверенность Нетаньяху под аплодисменты зала.


Премьер Израиля заявил, что не видит разницы между ХАМАС и ИГ

Он призвал международное сообщество воздержаться от "двойных стандартов" и одинаково подходить к борьбе с терроризмом во всех уголках мира. Так, он заявил, что не видит принципиальных различий между палестинским движением ХАМАС и "Исламским государством", назвав их "ветвями одного ядовитого дерева". Напомнив, что первоочередная задача палестинских боевиков состоит "в уничтожении Израиля", он утверждал, что у них есть и более обширная цель. "Они также хотят создать халифат. ХАМАС разделяет глобальные амбиции своих соратников-исламистов. Именно поэтому сторонники движения на улицах Газы неистово радовались, когда тысячи американцев были убиты 11 сентября (2001 года). Именно поэтому лидеры ХАМАС осуждали США за убийство Усамы бен Ладена, которому они молятся, как святому воину. Так что когда заходит речь об их конечных целях, ХАМАС - это ИГИЛ, ИГИЛ - это ХАМАС", - утверждал израильский премьер.

Последствия израильских авиаобстрелов в секторе Газа
Непрямые палестино-израильские переговоры в Каире перенесены на конец октября

С трибуны Генассамблеи ООН он продемонстрировал фотографию, сделанную в секторе Газа, на которой запечатлена группа детей рядом с ракетной установкой, которую ХАМАС использует для ударов по Израилю. По словам Нетаньяху, ХАМАС прикрывается мирными жителями, попирая международное гуманитарное право. Он решительно отверг утверждения о том, что Израиль "целенаправленно наносил удары по гражданским лицам" в ходе последней военной кампании в Газе. "Это не так. Мы глубоко сожалеем о каждом погибшем мирном жителе", - заверил он, подчеркнув, что военные еврейского государства "сделали все, чтобы минимизировать жертвы" среди населения и заслуживают похвалы. Касаясь палестино-израильских переговоров, он заявил о готовности пойти на "исторический компромисс" во имя мира и стабильности региона, однако, не уточнил, что именно подразумевает такая сделка.

Глава правительства Израиля призвал международное сообщество всерьез отнестись к угрозе терроризма, истребляя даже малейшие его проявления, подобно тому, как нужно бороться с раковой опухолью. "Эта угроза кому-то может показаться раздутой, так как начинается с малого, как рак, который поначалу атакует какую-то одну часть тела. Но, если его вовремя не обнаружить, он растет, распространяясь на другие части тела. Чтобы обеспечить международный мир и безопасность, нам нужно удалить этот рак, пока не поздно", - выразил уверенность Нетаньяху. Он также сравнил идеологию исламистов с той, что пропагандировалась в фашистской Германии. "Нацисты верили в господство одной расы, воинствующие исламисты верят в господство веры", - подчеркнул премьер".

2) Ядерная программа Ирана. Досье

http://itar-tass.com/info/1408136

"Исламская Республика Иран является членом ООН (с 1945), членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ; с 1958) и участником Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО; с 1970). Как член МАГАТЭ, подписавший ДНЯО, Иран имеет право развивать собственную ядерную энергетику. Однако его деятельность в этой области должна быть прозрачна и протекать под международным контролем, так как, подписав ДНЯО, Иран обязался не производить и не приобретать ядерное оружие, а являясь членом МАГАТЭ, обязан допускать инспекторов этой организации, контролирующих выполнение ДНЯО.

В 2004 г. в Иране были обнаружены центрифуги для обогащения урана, не учтенные МАГАТЭ, что дало повод обвинить Тегеран в стремлении получить собственное ядерное оружие. В связи с этим западные страны предприняли ряд попыток вынудить Иран отказаться от реализации ядерной программы. Сначала переговоры с Ираном вела "евротройка" - Франция, Германия и Великобритания, затем "шестерка", продолжались переговоры с МАГАТЭ.

В 2006-2007 гг. СБ ООН ввел в отношении Ирана санкции (резолюции 1737, 1747), в марте 2008 г. и в июне 2010 г. санкции были ужесточены (резолюции 1803, 1929). С июля 2012 г. в ответ на продолжение развития Ираном ядерной программы эмбарго на импорт иранской нефти ввели страны ЕС.

В 2010 г. в Женеве возобновились переговоры Ирана и представителей "шестерки", приостановленные Тегераном осенью 2009 г.

В 2013 г. Организация по атомной энергии Ирана обнародовала 15-летнюю программу строительства каскада АЭС, для которых было отобрано 16 площадок.

В середине января 2013 г. Руководитель ИРИ аятолла сейед Али Хаменеи издал фетву (религиозное постановление), запрещающее ядерное оружие.

С избранием президентом Ирана Хасана Роухани (вступил в должность 3 августа 2013 г.) и назначением на пост министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа переговоры с "шестеркой" стали приносить реальные результаты, которым предшествовал ряд принципиальных заявлений иранских руководителей. Так, Хасан Роухани, выступая по каналу государственного иранского телевидения заявил: "Одно из прав иранского народа - обогащение (урана) на своей земле, конечно, в рамках международных договоренностей, под контролем агентства МАГАТЭ и при условии сохранения мирной направленности". 28 августа 2013 г. министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф на встрече с главами зарубежных дипломатических миссий в Тегеране заявил, что обладание ядерным оружием не может в полной мере обеспечить безопасность ни одного государства. "Исходя из этого, а также религиозных принципов, Иран никогда не пойдет на создание атомной бомбы и не включит обладание ядерным арсеналом в свою оборонную доктрину", заявил тогда министр.

Переговоры Ирана с МАГАТЭ по выработке структурированного подхода к урегулированию спорных вопросов, касающихся иранской ядерной программы, включая предполагаемые исследования в военной сфере, завершились подписанием 11 ноября 2013 г. Соглашения по "дорожной карте" дальнейшего сотрудничества, направленного на обеспечение мирного характера ядерной программы Ирана. В рамках соглашения МАГАТЭ провело инспекцию на ядерных объектах Ирана, в том числе реактора на тяжелой воде в Араке и урановой шахты в Гачине (провинция Хормозган), а также получило доступ к информации о постройке новых ядерных объектов.

24 ноября 2013 г., после нескольких раундов переговоров, было подписано Промежуточное (Женевское) соглашение Ирана с "шестеркой" международных посредников (совместный план действий на 6 месяцев), вступившее в силу 20 января 2014 г. Соглашение подтвердило право Ирана на мирную атомную энергетику, закрепило отсутствие у Тегерана намерений получить доступ к ядерному оружию. Иран согласился на поэтапное сокращение программы по обогащению урана и производству плутония в обмен на частичное ослабление международных санкций. В соответствии с соглашением Иран, в частности, не должен строить и вводить в эксплуатацию реактор на тяжелой воде в Араке, который, в теории, способен производить оружейный плутоний. Стороны также договорились о создании механизма "глубокого международного контроля" по выполнению этих обязательств.

Иран полностью выполнил условия соглашения. В обмен международное сообщество частично сократило санкции против Ирана. Были урезаны односторонние санкции против этой страны, принятые ЕС и США. Соединенные Штаты разморозили иранские авуары в объеме 4,2 млрд долл., которые поступили на счета Ирана.

Стороны договорились о продолжении переговоров с целью заключения окончательного соглашения по иранской ядерной программе к 20 июля 2014 г. Однако им так и не удалось найти компромиссные решения по ряду вопросов. Поэтому срок заключения окончательного соглашения был передвинут на 24 ноября 2014 г.

Последний (шестой) раунд переговоров Ирана и "шестерки" прошел в Вене со 2 по 15 июля 2014 г. Стороны не смогли сблизить позиции по ряду ключевых вопросов. Так, они не договорились по параметрам программы по обогащению урана. США и Франция считают, что Иран нарушает обязательства по нераспространению ядерного оружия и резолюции СБ ООН. США уверены, что Тегеран в нарушение своих обязательств по мирному использованию атома в состоянии произвести необходимое для оружейного применения количество высокообогащенного урана быстрее, чем это зафиксируют международные эксперты и наблюдатели. Поэтому западные страны настаивали на сокращении числа центрифуг с 20 тыс. до 10 тыс. и на усилении контроля за их работой. Однако Иран требовал увеличения числа центрифуг хотя бы до 50 тыс. в течение действия Всеобъемлющего соглашения. По данным Организации по атомной энергии Ирана /ОАЭИ/, стране необходимо 190 тыс. центрифуг, что позволит стране покрыть свои потребности в обогащенном уране для производства топлива для АЭС и использовать его в других мирных целях, в том числе в медицинской и промышленной сфере.

Разногласия также вызывает график выполнения соглашения и его сроки. Иран считает, что действие соглашения, накладывающего ограничение на его ядерную программу до тех пор, пока не будет подтверждена ее исключительно мирная направленность, должно длиться не более 5-7 лет. А западные партнеры говорят о 10-20 годах.

Остался нерешенным комплекс вопросов, касающихся возможной военной направленности ядерной программы Ирана. Стороны не смогли найти компромисс по реконфигурации реактора на тяжелой воде в Араке. Также не удалось договориться о дальнейшей судьбе иранского завода в Форду, в котором в настоящее время более 2 тыс. центрифуг обогащают уран до 5% /до Промежуточного соглашения 2013 г. уран обогащался на заводе до 20%/. США настаивают на полном закрытии завода. ОАЭИ предложила три варианта перепрофилирования ядерного завода в Форду:

- создать на его основе научно-исследовательский центр как вспомогательный объект для ядерного центра в Натанзе;

- перепрофилировать завод в Форду в центр для получения устойчивых изотопов;

- создать в Форду физический научно-исследовательский центр и учредить на его базе лабораторию по изучению космической радиации, которая сможет проводить исследования в интересах других стран.

Официальная позиция "шестерки" заключается в том, что после выполнения Ираном всех своих обязательств перед международным сообществом, предоставления убедительных доказательств о мирном характере ядерной программы, ратификации Дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия /1970/, все ограничения на развитие мирной ядерной программы должны быть полностью сняты.

17 августа 2014 г. в Тегеране президент ИРИ Хасан Роухани встретился с гендиректором МАГАТЭ Юкия Амано. В ходе встречи он отметил, что "Иран ничего больше не хочет, кроме соблюдения его законных прав, включая право на обогащение урана в мирных целях". Президент ИРИ подчеркнул, что за последние 12 лет "представители МАГАТЭ регулярно посещали иранские мирные ядерные объекты и неоднократно заявляли, что не обнаруживали никаких признаков отклонения в иранской ядерной программе". Роухани призвал МАГАТЭ быть беспристрастным в решении иранской ядерной проблемы. Он также отметил, что в целях достижения прогресса "Иран нуждается в современных, в том числе ядерных технологиях, связанных с получением электроэнергии, медициной, сельским хозяйством и промышленностью".

Очередной раунд (7-й раунд с момента подписания Промежуточного соглашения) переговоров на уровне политдиректоров состоится в 20-х числах сентября 2014 г. в Нью-Йорке. /ТАСС-ДОСЬЕ/

МИД Ирана: консультации по иранской ядерной программе возобновятся примерно через 10 дней"