стал суп невкусен без приправы

Эдуард Кукуй
стал суп невкусен без приправы-
с тоской уже антисемиты:
к чему заморские орбиты-
домой вернитесь, "паразиты!"-
...
меняет жизнь судьбу и нравы...

............................................
 ИЗ ИНТЕРНЕТА
по- переписке

Одесса: исчезли местечковые евреи. И кому же от этого стало лучше?
5 сентября, 12:53

Во время презентации социологических данных от Александра Доброера, обнародованных общественной организацией «Европейский институт социальных коммуникаций» в одесском пресс-центре «Паритет», руководитель облорганизации партии «УДАР» Андрей Юсов поднял еврейский вопрос.

 

«Ударовец» заявил, что тенденция к уменьшению числа этнических евреев в Одессе является угрожающей для традиционной идентичности города.

А.Юсов отметил: «Мы видим, что наибольшая этническая группа - это украинцы, вторая этническая группа - это русские и куда-то деваются евреи. Я официально обращаюсь и к украинской государственной власти, и к государству Израиль - верните в Одессу евреев. Они нам нужны как стабилизирующий фактор, как фактор экономического развития нашего города. Одесса проигрывает из-за того, что они куда-то деваются, и выигрывает, если они вернутся», - сообщает пресс-служба облорганизации «УДАРа».

В словах Юсова, несомненно, есть здравый смысл.

В конце 19 века евреи превратились в основную «градообразующую» нацию в Одессе. Перепись 1897 года свидетельствует, что их здесь проживало от 30,5% до 34,4% (данные плавающие, так как методики подсчета разнились ибо плясали от разного числа жителей города).

В начале 20 века евреев в Южной Пальмире было до 40 %, к концу 30-х годов около 30% (третья позиция после украинцев и русских).

В 50-80-е годы пошла тенденция к уменьшению (начиная с 20%) — хотя официальная статистика советского периода (как и досоветского) по ряду причин отражала несколько заниженные данные.

 

Согласно переписи 1989 года в Одессе проживало уже только 5,9% евреев, в 2001 году их количество составляло 1,2% (12,4 тыс.). Сегодня согласно опросу ОО «Европейский институт социальных коммуникаций» их 0,9% от общего числа одесситов.

 

Отсюда и резкое ослабление влияния так называемого еврейского фактора на жизнь Одессы.

Вклад евреев в историю и развитие Южной Пальмиры просто всеобъемлющий. Они определяли своеобразный менталитет города, его колорит, оптимизм, дружелюбие, от которых сегодня остались одни осколки.

Дело не только в экономике, торговле и мореторговле, знаменитой предпринимательской жилке. На талантливых евреях, во взаимодействии и взаимопроникновении были созданы южно-русская и южно-украинская литературы. Их представители стали визитной карточкой Одессы в музыке, науке (физике, химии, математике и др.), кинематографе, театральной сфере, в шахматах — и всё это не местечкового, а мирового уровня. Даже мошенники были в Одессе самые знаменитые и жившие по своим законам. Одесский патриотизм был доказан в 1941 году при обороне города — евреи мужественно сражались против фашистов вместе с представителями других национальностей, и они же больше всех пострадали от оккупации.

А мода, а одежда! Люди среднего и старшего поколения помнят Одессу 60-х, 70-х, 80-х годов, когда было любо-дорого пройтись по Дерибасовской — себя показать и на людей посмотреть. А где ж тот любимый и воспетый в стихах и красках «Привоз»? Сегодня это просто рынок!

И с чем мы остались? Одессу захлестнула волна людей из провинции, из других городов Украины и России, которые абсолютно чужды менталитету и духу Южной Пальмиры. Они пришлые, они не знают старой Одессы.

Может быть, национально-спрямованные граждане и обидятся, но на гала-концерте на Потемкинской лестнице 2 сентября 2014 года оказались в массе своей некоренные жители, а молодежь из городков и сёл, студенты, которые пришли всего-навсего послушать и поглазеть. Там было несколько Государственных флагов Украины и почти ни одного — Одессы. Призывы и здравницы в честь юбилея Южной Пальмиры до сердца этих людей не доходили. Они не виноваты! Что с них взять, не свои!

И ещё абсолютно «крамольное» мнение: если бы еврейский компонент в населении сохранялся хотя бы на уровне 70-х годов и определял менталитет города, то противостояния и трагических событий 2 мая не случилось бы. Вполне можно поверить Эдуарду Гурвицу (который хоть и не родился в Одессе, но по духу и принципам — свой для неё), заявившему, что будучи мэром Одессы, он никогда бы не допустил «черной» пятницы.

Итак, как поется в песенке, «исчезли местечковые евреи». И кому от этого лучше — только хуже!

Вот как их вернуть — это уже другой вопрос. Тут одними призывами к украинскому Президенту и израильскому руководству проблему не решить.

Юрий Макаров