Карповские бани. Банщики

Николай Григоров
Карповские бани. Банщики.

    В доме №35 по набережной Карповки, прямо напротив моста, ведущего на Геслеровский (Чкаловский) проспект, помещались бани. Вся округа ходила туда мыться. Квартиры были, главным образом, коммунальные, топились дровами, и даже если кое-где были ванны, то топить их было целым мероприятием. Все предпочитали мыться в банях.
   Банных отделений было несколько. Самое дешевое – без душа, без парилки – стоило 13 копеек (в ценах после 1961 года). С парилкой, но без душа – 15 копеек, и с душем – 18 копеек. Разумеется, все это существовало в двойном экземпляре, для женщин и для мужчин. При бане была парикмахерская, тоже женский и мужской залы.
    В бани всегда стояла очередь. Кое-кто, в основном женщины, стояли со своими тазами, но большинство пользовались «казенными» тазами, где разводили горячую и холодную воду, садились рядом с тазом на цементную плиту и мылись. В залах душевого отделения были 3-4 общих душа, под ними не мылись, но споласкивались после парилки и мытья. В раздевалках одежда вешалась на крючки, без всяких шкафчиков и замочков, только номера указывали принадлежность их тому или другому клиенту. За порядком следили банщики.
    О, карповских банщиков знала вся округа! Они работали в течение многих лет. Одного из них я запомнил по имени – Николай. Худощавый, лет сорока, небольшого роста, он общался с посетителями с юморком. Другой был постарше, более серьезный. У банщиков был свой бизнес – продажа пива. В гардеробе постоянно стоял купленный ящик пива, бутылка стоила столько же, сколько и в обычной продаже – 37 копеек, так что придраться было невозможно. Фокус заключался в том, что использованная  бутылка оставалась в бане, и потом банщики сдавали их с выгодой для себя. Бутылка стоила 12 копеек. Таким образом, доход получался около 30%.
    – Есть пиво жигулевское, свежее! Кто желает, пожалуйста! – выкрикивал Николай на всю раздевалку. Его напарник ходил по залу, время от времени обращаясь к каждому клиенту индивидуально:
    – Пивца жигулевского не желаете-с?
       Пиво пользовалось спросом, особенно после парилки. Если бутылок не хватало, банщик мог и сбегать на улицу к пивному ларьку, который стоял у входа. Там всегда бывал народ, но банщиков обслуживали вне очереди, и кружки пива нередко гуляли по залу. Конечно, «за услугу» надо было заплатить.
      Другим «бизнесом» была продажа веников. У банщиков веники были всегда. В основном, продавались веники вторичного пользования, собранные из обрывков старых прутьев, так что особенно брезгливые у банщиков веники не покупали. Тем не менее, торговля велась, хотя и не так интенсивно, как пивом.
     Карповские бани просуществовали до конца 70-х годов. Потом их снесли, и на этом месте построили гостиницу. До сих пор гостиница не работает. А ванны с душем и горячей водой теперь есть во всех квартирах.