Биография души

Борис Хляп
   
            
             Б.Н.Хляп

             БИОГРАФИЯ  ДУШИ
             

                Сборник  стихов

                Феодосия
                2015г.

               



Уважаемый  читатель!
      Каждый  человек  воспринимает  поэзию   по-своему.  Для  автора  это  не  забава,  не  игра  слов,  не  изящная  словесность, а  нечто  более значительное и  серьёзное.  У  него  стихи  рождались  только  в  моменты  глубоких  переживаний  и  служили  средством  осознания  своих  чувств,  выражения  своего  подсознательного.  Каждое  стихотворение  вызвано  определёнными  жизненными  событиями  и  переживаниями.  По  мнению  автора, главное  в стихотворении -    мысли,  которые   оно  выражает.  Форма  должна  соответствовать  содержанию  и  поэтому  не  может  быть  стандартной.  Каждый  стих  имеет  свою  мелодию,  своё  звучание.
       В  предлагаемом  сборнике  избранных  стихов  представлены   произведения    90-летней   жизни  автора. Это  позволяет  назвать  книгу  биографией  души. 
       Сентябрь, 2014 г.            

=====================================

   
        Свои  собрал  я  все  стихи,
       Теперь  они  сильней  звучат,
       В  них  биография  души,
       Не  полная,  без многих  дат,

            Но  то,  что  в  них  заключено,
            Святым  останется  всегда,
            Здесь  всё  от  сердца  самого,
           Дыханье  жизни, радость  и  беда.
               
                НАДЕЖДА
           Три  долгих  месяца  прошли         
            И  кто  сказал,  что  нет  любви?
            И  верю  я,  пройдёт  и  год,
            А  чувство  наше  не  умрёт.
            Ему   рости,  мужать,  цвести
            И  превратиться  в  счастья  дни.
         2.04.46. Мыс   Дровяное

                ДРУГУ                Бывает  тяжело  и  грустно  мне  порой,   Но  в час когда письмолюбимойполучаешь               
 И строчки милые десятки раз читаешь,  Всё кажется ничтожным, мелочью  пустой.

Нам суждено изведать расставаний горечь
Щемящую тоску разлук,
И радость, и печали  мук,   
И счастье ожиданья встреч.
     14.04.46г.  Мыс   Дровяное

                ВЕСЕННИЙ ПРИВЕТ   
             Метели кружили и волны страшили,
                зима прошла.
              И солнце  сияет  и море  играет,
                весна  пришла.
           Нинуся  родная,  моя   дорогая,
                что  делаешь  ты?
          И  так  ли прекрасно,  лучисто  и  ясно
                сияют   глаза?
      Звучит  ли чудесно  в комнатке тесной
                твой голос  родной?
И знаешь ли твёрдо,что друг твой тобою
                одною   живёт?
     И веришь ли крепко, душою  и сердцем, 
                что стоит терпеть и страдать?
     Что радость, которую время готовит,
              что счастье, которое ждёт впереди,
    Нам  подарят  такое Большое, Святое,
                И мы забудем  эти грустные  дни?
    15.04.46 г.  Бухта  Ваенга

                ТЯЖЕЛО
             И вновь сегодня я грущу...
             Пусть это стыдно, малодушно,
             Тебе, мой друг,  стихи  пишу,
            Коряво, грубо, суетливо.
                Моя родная, знаешь ты,
                Что значит мне - писать стихи?
                И если все же я пишу,
                Поверь, иначе не могу.
           Я не могу  в  письме  обычном
          О  пустяках  писать,  о  том, о сём,
          Простыми  фразами,  привычно
          И тем же словом  о Большом.
                Я  б Маяковским стать хотел,
                Но не кричать во всё бы горло,
                А лишь   тебе сказать сумел
                И  выыскзать  всё  ясно,  полно
         О том, что чувствую порой,
         О том, как трудно и обидно
         Становится минутами,  не стыдно
         Всё бросить, лишь бы быть с тобой.
                О, злое небо!  Родная!
                По какому это праву,                з                За какие за грехи
                Мы и Север и разлуку
                Испытать  с  тобой должны?
22 04 46 г.  Мыс  Дровяное

                В ДОРОГЕ                Опять   с  тобой  разлучены
  Рукой капризницы  судьбы,
  Опять мечтать, писать, не видеть,
  А только представлять должны.
                И снова зашагают дни
                Без ласковой твоей улыбки,
                Без радостей пожатия руки,
                Без милой и родной беседки,
Без наслаждения вечерних тех часов,
   Когда вдвоём с тобой мы оставались,
  Когда мы чувствовали,  не мечтали,
  Когда все дни часами нам казались.
        Когда  весь  мир,  и завтра  и вчера,
          Был  поглощён  волнующим  сегодня,
          И радость беспредельною была
         И   замерло, казалось, время.
    О, если б прошлое     вернуть,
    Всю  силу   нашего  желанья,
    И вновь услышать  шопот  твоих губ.
    Почувствовать груди твоей дыханье!
         Увы,  всё  дальше   удаляюсь
         От домика родного, от тебя,
        Под тяжестью безмерной пригибаюсь
        И лишь шептать могу:судьба,судьба…
30.06.46 г.  Поезд  Саратов- Москва

                О   НАШЕМ
 Отстоял  ночную  вахту,
Пора  бы  лечь  и  отдохнуть,
 Но  не  до  сна, ложусь  на  койку
 И  начинаю  вспоминать.
              Далёкий Энгельс, парк у Волги,
              В  ночной  тиши  напев  простой,
              Зелёную  калитку  у  дороги
              И девушку,вдруг ставшую родной.
  Хотелось  без конца  в глаза её смотреть,
  Спокойный милый голос слушать,
  Дни школьные с восторгом вспоминать
И  близость девичью душою   ощущать. 
          Разлуки, письма, телеграммы,
         Волнением и грустью налиты,
       Нам в будущее верилось, когда мы
       Увидимся и будем рядом – я и ты.
               Мечты сбылись. Настало счастье
                Чудесных,  сладостных  часов,
                Мы наши души слили вместе
                Для жизни   будущих   годов.
      19.08.46 г.  Баренцево море.
               
                ОЖИДАНИЕ
          Вот чайка села на воду,
          Она блестит, блестит,
          Смотрю  на  пост  я  маленький,
           А он молчит, молчит.
                То грустно станет снова мне,
                То вспомню - рядом ты,
                И  новые и близкие
                Нам встречи суждены.         Моя                Моя   родная девочка,
                На море я смотрю
                И чувствую и радуюсь,
                Что так тебя люблю.
20.08.46 г., Вест-Кильдин

                МЕЧТА
     Небо, шлюпки, облака,
     Всё кругом морское,
     Нет лишь, милая, тебя,
     Нет и мне  покоя.
                Сесть бы вместе в теплоход,
                Да пройтись по миру,
                Всех увидить, всё узнать,
                Счастье  общее  и  горе.
 Охватить весь шар     земной
 Радостным объятьем.
Ниночка, ведь мы с тобой
Клеточка людского счастья.
            Но кончаю я мечтать:
            Пост  засемафорил.
            Ура, всех наверх свистать!
            Скоро будем дома.
20.08.46 г., Вест-Кильдин

                К  ТЕБЕ
                Бежит кораблик,
                блестит   вода,
                Тебя  сегодня 
                увижу я.
                Ты книгу бросишь,
                обнимешь   вновь,
                О, радость встречи!
                О ты, любовь!
20.08.46 г., Кольский залив

                ВЫСОКИЕ  МЕЧТЫ
      Я Человеком быть хочу,
     Не инженером в скорлупу одетым,
     А  Человеком, образ чей
     В бессмертии сияет славой.
              Чтоб можно было мир назвать
              Своим родным Отечеством
              И невозможно оторвать
             От  всей дороги  человечества.
   И на людском параде  счастья
   В колонне гордо прошагать,
   Всю душу человека ощущать всечасно
   И  всей душой в ответ ему звучать.
31.09.46 г.  Рейд  Мурманска

                ПРИВЕТ                Родная, трое суток                я       в море побывал
          И слов, тобой рожденных,
          Я   много  услыхал.
                Их шлю скорей тебе я,
                Прочти, моя любовь,
                Пусть станет на душе светлее
                И   вспыхнет радость вновь.
01.10.46 г.  Кольский  залив

                УТРО
         Левый берег освещен лучами,
         А у нас ещё туман,
        И  залив лениво плещется волнами,
        Тихо  дремлет сопок караван.     Солнечный восход встречаю на «Руслане"
 И к любимой тянется душа.
Может и она встречает день мечтами
Или спит, заботами  утомлена.
           Может  длиной ночью этой
           Ей,как мне, хотелось вспоминать                О        О наших днях, улыбкою согретых
        О счастье,что нам  привелось узнать.          Милая,  бесценная подруга,
Как близка, как дорога ты мне!        Говорить и  повторять хочу я:
Мой друг   со мной всегда, везде!
01.10.46 г.  Кольский  залив

                ПОДРУГЕ
           Жизнь чудесна в этом мире,
            Разве можно не любить
            Каждый миг мечтой согретый,
            Всё, что может красками светить.
                Даже станет если грустно,
                Если тяжестью свинца
                Нас с тобой придавит время, –
                Ну  и  что  же?  Не беда!
           Мы пройдём сквозь эти грозы,
            Станем в них ещё сильней.
            Слышишь, друг мой,вытри слёзы,
            Шагай  вперёд, шагай  смелей!
01.10.46 г.  Мыс  Дровяное
                В  ПОЛЯРНОМ
       Сижу на солнышке в Полярном,
       Тепло и шум совсем утих,
       И  кажется, что  вот  ты  рядом,
       Рукою легкой направляешь стих.
             А ведь и в самом деле, - рядом
             Совсем недавно ты была,
             Ласкала светлым теплым взглядом,
             Я слышал милые слова.
       Сейчас ничто вокруг не замечаю
       И чувствую одно лишь - я люблю,
       Печальную  тоску надеждой заменяя,
      Я знаю твёрдо, что  могу
              И верить крепко, беспредельно,
             И  терпеливо  ждать  весны.
             Ведь я уверен: выйдет солнце,
             Мы встретимся - и улыбнешься ты.
01.10.46 г.  Полярное

                ДОРОГИ  НАШИ
    Позади  озёра счастья,
    Впереди  вершины гор
    И  разлуки дней ненастье,
    Что ж, пусть так. Мы договор
               С небом заключили властным,
               Что наперекор судьбы
               Чувством радостным, прекрасным
               Мы  наполним  эти  дни.
  А в награду за  терпенье
  И за  муки   этих дней 
  Годы  счастия  настанут,
  Всем  мечтам  смелей.
1.10.46 г.  Бухта  Ваенга

                НА  КАМНЕ
             Ветер причудливо носит
             Звуков неясных поток,
            Или  залив  это  просит
            Чистого неба клочёк?
                Серо оно ,неприглядно,
                Слёзы  не  в силах   сдержать.
                Будет ли солнце?– скажи  мне,
                Будет! Просто надо подождать.
15.10.46 г.  Мыс  Дровяное

                НАША ЛЮБОВЬ                Мы встретились нежданно и   вовремя.  Мы знали чуть уж жизнь
И понимали, где игра воображенья,
Где крови всплеск, а где - сама Любовь.
            И не ошиблись. Она, большая,
            Пришла, встряхнула, разбудила нас,
            Мир радостей и счастья подарила 
            И  светом  озарила   нас.
Мы не растратили её, не притупили
И  знаем как беречь её должны,
Растить, лелеять, обновлять и ширить
И  за  нее  бояться, как за  жизнь.
           Она зовёт нас не замкнуться,
           Не спрятаться от мира, от  всего,
           А в гущу жизни смело окунуться
           И в ней творить любви тепло.
Она в великое перерастает и святое,
 Зовёт и манит в даль годов,
 Влечёт нас к созиданию большого,
Для поколений целых и веков.
           Чтоб Человек, великое  творенье,
           Счастливым быть не уставал,
           Не ведая границ своим стремленьям
           Разумно  миром  управлял.
Чтоб радость полным пламенем сияла,                Чтоб на земле у горя не было углов,
Чтоб миром правила одна лишь сила,
Такая как у нас, красавица Любовь!  25.10.46 г.  Мыс  Дровяное

                НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
   Постойте, подождите!  Прислушайтесь...
  Вы различаете залива всплески волн,
  Норд-оста хриплое .дыханье
  И где-то кораблей далёкий звон?
        Из Мурманска скалистого, 
    Назло метелям, штормам и судьбе
   Я жизни спутницу приветствую родную
 И вас, друзья, кто близок ей и мне.
            Нельзя сегодня с вами быть мне.
            Ну, что же делать? Не беда!
      Грусть неуместную вы поскорей гоните
       И радость звонкую возьмите на ура.
1.11.46 г.  Мыс  Дроавяное

                ЗИМА
Проходят поезда на юг
В морозном воздухе оставив дымку,
Мой ласковый желанный друг,
Зачем не вместе мы встречаем эту зиму?
        Я б голову, пушистую как этот снег,
        Расцеловал, как ветер серые вершины
       Целует, оставляя чуть заметный след
       Среди кустов седеющей щетины.
Как небо к сопкам, я б к тебе прижался,
И ощутил тебя  всем существом своим,
Как волны гибкие, к тебе бы  приласкался,
Глаз милых ощутив тепло лучей.
         Где этот час? Когда придёт он?
         Когда тоску прогонит  день?
         Как солнце,  поднимаясь утром,
         Туманов серых разгоняет тень.
4.11.46 г.  Мыс  Дровяное

                МОЕЙ ИМЕНИННИЦЕ
Подруга милая, тебя приветствую сегодня,
Иди скорее,будем праздник наш встречать.
И пусть совсем  не близко    от тебя я
И ничего, что не могу тебя обнять.
      Пусть наша звёздочка нам ярко  светит,
      И  ветер ласковый слова  доносит,
      В ночной тиши услышим  моря   шепот,
      Кто сердцу запретит сегодня говорить?
Голубка нежная, желанная Нинуся,  Сегодня в памяти перебирая наши дни,
Хочу о счастьи  нашем   говорить я,
Но знаю.  мои  строчки робкие бледны.
        Ты появилась на пути моём в тот час,
        Когда душа о друге тосковала
        И сердце поняло тотчас,
       Что радостей пора настала.
Ты принесла не тихую убогую любовь,
Не лень семейного пухового уюта,
Не мысль о почитании богов
Мещанства жапкого,   убожества   приюта.
         Ты светом озарила жизнь мою,
      И разбудила лучшее,что в ней имелось,
      Мир сказочный открыла наяву,
      Сбылось  всё то, о чём   мечталось.
Люблю тебя и громко заявляю,
Не говорю, сегодня я кричу:
Ни расстояния, ни годы, ни разлуки
Не охладят любовь мою.
      Я свято верю, что красивые, большие,
      Достойно по дороге жизни мы пройдём,
      В своей любви ища и обретая силы,
     Мы и себе и  людям  счастье  принесём.
 4.11.46 г.  Мыс  Дровяное

                НА КОЛЬСКОЙ ДОРОГЕ
              Сопки, сопки всё вокруг,
              Голые вершины,
            А подальше, за мостом,
            Где шумят  стремнины
                И уходит небо  вдаль
                Чёрствый, молаливый,
                Охраняя рельсов сталь
                Семафор стоит сонливый.
            Скоро ль, вредный, ты взмахнёшь
            Перекладиной железной,
            Улыбнувшись, подмигнешь,
           Путь открыв к любимой?
8.II.46г.   Мыс  Дровяное

                ЗИМА
               Сегодня Дровяное
              Свинцовое, седое
                Неузнаваемо.
              Всё замерло, заглохло,
              Всё спряталось, затихло,
                Необитаемо.
             Залив дымит туманом
             И небо злым бураном
                Нахмурилось.
           Волна ленивой стала,
           Природа  вся  устала,
                Насупилась.
           И только под мостом,
           Под  синеватым льдом
                Жизнь  бьётся.
           То смелый ручеёк
          Шурша о бережок
                Смеётся.
        Он знает, как и я:
        Придет, придет весна,
                Сменив пору ненастную.
        Всё оживит, сметёт,
        Любимую вернёт,
                Родную, ненаглядную.
14.11.46 г.  Мыс  Дровяное

                НОЧЬ
Ночь укутала залив туманом,
Как заботливая нежная жена,
Свет включила,   бледное сиянье,
 И уснул  он,  глубоко  дыша.
             Робкая луна стыдливо показала
             Из-за тучки светлое лицо
             И ресницами-лучами осветила
             Между сопок снежное пятно.
В ночь такую помечтать не прочь я,
Чуточку печально, что скрывать,
О  другой, о  прошлой  ночи
Хочется сегодня вспоминать.
                Той, что счастье приносила
                И  закрыть не позволяла глаз,
                Что звала, ласкала, горячила,
                Волновала и роднила нас.
Скорей, скорее пусть она придет
И грусть, тоску прогонит прочь,
Огнём страстей опять зажжёт
Вот эту  скучную, пустую ночь.
15.11.46 г.  Кольский  залив

                ДЕКАБРЬ
Прикрыв вершины мягким снегом,
Декабрь уютно прикатил,
Вздохнул, занялся зимним делом,
А мне - воспоминанья подарил.
            Они свежи, волнующи и ярки,
            Ни чёрточки не стёрло время в них,
            Узором трепетным и яркким
           Сверкает радость дней моих.
И этой радостью одной лишь
Я годы  долгие могу прожить,
С ней всё ненужное прогонишь,
Сумеешь всё на свете пережить.
1.12.46 г.Феодосия
                О НАШЕМ
Я письмо сегодня получил,
Ласковое, тёплое, родное
И   мечтая, в памяти восстановил
Светом озарённое былое.
            Где, в какой чудесной песне,
           В книге замечательной какой
           О таком услышишь?   Вместе
           Было ли кому так хорошо?
Трудно даже самому понять
Как случилось это, почему?
Лишь услужливая память                сердцу радость возвращает  моему.
          Мы у садика встречаемся случайно,
          На скамеечке ты песенку поёшь,
         На крылечке улыбаешься печально,
         У калитки синей руку подаёшь…
Море, штормы, Диксон, переходы,
Злая океанская волна,
А на вахте смотришь в звёзды,
Вспоминаешь  без  конца  тебя.
             И вот декабрь, день рожденья,
             Дни, что в памяти останутся всегда,
             И первых радостей волненье,
             И Новый год, затмивший все года.
Тяжёлая   разлука, дней  ненастье,
Июнь пришёл и радость подарил,
В пылающий костёр разжёг   он страсти,
В одно  родное  нас  соединил.
                И снова мчался я в вагоне
                И , мучаясь на полке, вспоминал
                Прощальные минуты на перроне,
               И всё на свете проклинал.
А дни летели. В солнечное утро
В косынке, с чемоданчиком в руке,
 Ты в Мурманск вышла, улыбнулась
И снова месяц промелькнул во сне.
                Грибы и шахматы, прогулки,
                В уютной комнатке одни,
                И наши сладостные ночи
                И наши радостные дни...
Ты стала мне ещё дороже, ближе,
Но расставанья час пришёл ещё грустней.
Ночь наступила в сердце, в мире,
Страшней и злее всех ночей.
               Вдруг совершилось  чудо,
               Командировка, о чём и не мечтал,
              Скорей, поверить было трудно,
                И как во сне я жил.
  В любимый домик прилетел.                А здесь ждала меня голубка,
Ещё   изящней, лучше и взрослей,
Совсем моя, родная незабудка,
                Я  образом  её  живу доныне,
                Как будто  и  не  расстались  мы
                И стоит лишь глаза закрыть мне,
                Как рядом  снова,  снова  ты.
He исчислить наши поцелуи
И  не счесть часов блаженства,
Лишь одно сказать могу я:
 Нет любви, сильней чем наша.
25.01.47 г.  Мыс  Дровяное.

                НА ДЕЖУРСТВЕ
Я по комнате   шагаю,
Город дремлет за окном.
Я о нашем снова вспоминаю,
О минувшем, о былом.
                И о том, что есть сегодня,
                Что  мы завтра можем ждать,
                Это  так  мне  очень  нужно
                Думать, верить и мечтать.
Дни летят, шагают годы
И  дорога уж  длинна,
Трудности на ней, невзгоды,
  Радостей  и бед сполна.
                И по ней шагаем мы,
                Вместе, рядом, как мечтали,
                Не боясь слепящей тьмы,
                Дней  неловких  и  печали.
 Так же радуешь, волнуешь,
Так же светятся глаза,
Так же крепко ты целуешь,
Так  же  сердцу  ты  мила.
                И когда не вижу день,
                Если нет тебя со мною,
                Я бегу к тебе, лечу
                С той же радостью живою.
Ты слышишь, мой любимый друг,
Ничто,  ни годы, ни разлуки
Не охладили наших чувств,
Не превратили радость в скуку.
                Так пусть же жизнь идёт вперёд,
                Пускай и треплет нас и  манит,
                Любовь большая не умрёт,
                А счастье  ещё большим станет.
I7.03.48 г., Ленинград

                НА ЧЁРНОМ МОРЕ
Мелькают огоньки в вечерней дымке,
Бледнея, меркнет золото заката,
Сверкая звёздами в далёкой выси зыбкой,
Ночь  южная  встаёт,  тепла,  богата.
            Мне это знакомо, а кажется ново,
            Неясные  думы,  забытые  сны
            Приходят  и  снова, и  снова  и снова
            Тревожат, волнуют, пугают мечты.
Минуты такие - плохие минуты,
Как будто проснулся и смотришь вокруг,
А всюду загадки и снова вопросы,
И в жизни не пройдено столько дорог…
7.10..48 г., Севастополь

                К  МОРЮ
Море, снова море
Манит лаской и простором
И  тревогою  томленья,
И   пьянящим чувством  силы.
          Здравствуй, море, здравствуй, небо!
            Обнимите, бросьте в бурю
            И омойте,  возродите,
            Вновь проверьте, закалите.       Пусть злая  тяжесть  рождает бодрость,
Пусть боль невыносимая  вернётся силой,
А если радости не суждено  воскреснуть, 
Пусть  море  станет  для  души  могилой...
7.10.48 г., Севастополь

                РОДНОЙ
Я жив, мой друг, и снова бодр,
 Ночь кончилась, прошла хандра.
Всё передумано, уложено, а дальше
Уж  наступает  наших радостей  пора.
          Я с новой силой  жду свиданья,
          И силы этой многим не понять.
          Неистребимо вечное желанье
          Увидеть милую, обнять,расцеловать.
21.10.48 г., Севастополь

                НА ВОКЗАЛЕ
Вокзал. Знакомое волнующее место.
Посмотришь на него - и воскресают   вдруг
Десятки  путешествий,  рельсы где-то
И свежесть новизны     дорог.
         Как мне привычны ваши очертанья
         Вокзалы Ленинграда и  Москвы,
         Перроны ваши, залы ожиданья,
        Носильщики,буфеты,шум толпы. Здесь  все  пути  берут  начало,
Сюда приходишь для прыжка,
Здесь столько трепетных минут прожито,
А ведь минута на перроне  как года...
       Сегодня мне вокзал не в тягость,
       И солнце светит и поёт душа,
       Ведь впереди  свиданье, радость,
       Дочурка, дом  и  милая  моя.
26.10.48 г., Севастополь

                В ПАРКЕ
Хоть тема одиночества  стара
И  не к лицу её тревожить,
Вдобавок ко всему она скучна,
Отрады  сердцу дать не может,
        Но мне сегодня грустно,   признаюсь
        И чувству  безраздельно отдаюсь.
Москва,умытая дождём, прохладой дышит,
Парк шевелится муравейником живым,
Вокруг улыбки, взоры, песни слышны,
А я брожу  разлукой  ноющей томим.
          Наверное,  в толпе ликующих людей
         Нам одиночество ещё больней…
15.05.49 г. Москва.

                РАЗДУМЬЕ
He целуй без любви,
Лучше сердце зажми
И скорей проходи.
                О таком лишь мечта
                Увлекать хороша,
                А ведь в  жизни она горька.
16.05.49 г., Москва.
                НАД   КНИГОЙ



Степан Щипачёв "Стихи",
Просстые слова о любви.
И вспоминаются вдруг в тиши
Глаза и ласки твои.
                Быть может волнуют стихи,
                А может - те ночи в тиши,
                Ведь были у нас они
                Так пленительно хороши.
17.05.49 г., Москва



                МИНУТЫ  СЛАБОСТИ
Порой заговорят трусливо
Души мятежной уголки
О том, что время торопливо,
Что как бы годы не ушли.
            Что незаметно жизнь проходит
             В разлуках, трудностях, труде,
             Не за  горами  старость  бродит,
             А там  конец   невдалеке...
Но то бывают лишь минуты,
Затменья пасмурная тень,
Потом бодрящий,обновленный
Встаёт чудесный новый день.
          И мне не жаль пропущених свиданий,
          Туманов недопитого вина,
          Наградою всему мне служит
          Чудесная любовь твоя.
18.05.49 г., Москва

                МОЕЙ  ПОДРУГЕ
              Ты сердишся, что я такой,
              Но знаю, что бы было,
              Когда бы стал я вдруг иной:
              Не так бы ты любила.
19.05.49 г., Москва

                НАШ    ДЕНЬ
Вот день пришёл - большой, родной,
И счастье зримое пришло.
Сегодня  праздник мой и твой,
Три года нашего НИБО.
       Так пусть все радости  земные
       Удача, вдохновенье и любовь
       Нас радуют не только в годы молодые,
      Пусть счастьем озаряют вновь и вновь.
19.06.49 г.  Феодосия

                МОЕЙ   ЛЮБИМОЙ
Мне всё знакомо в тебе, дорогая,
Сиянье глаз, походка, голос,
Коленки, руки, бровь густая
И пахнущий родным пушистый волос.
              Такую тебя  не обожать  нельзя!
19.06.49 г.  Феодосия

                ОЖИДАНИЕ
Сегодня поезд скорый
Примчит тебя ко мне,
Глаза увижу снова,
Прижмусь к твоей руке.
              Как первое свиданье,
              Как утро, как весну,
              Так жду я незабудку,
              Невесту жду мою.
19.06.49 г.  Феодосия

                НАШИ  ДНИ
Как в чудесной сказке
Верность мы хранили,
Если было скверно,
Будущим мы жили.
             Дни,  что  были  вместе
             В радость превращали,
             Мы,  родная, честно
             Счастье заслужили.
Нам идти всё дальше,
Всё быстрей и твёрже,
Будут дни другие,
Ну, а чувства   те же.
29.06.49 г. Феодосия

                ВМЕСТЕ
Мелькают годы в темпе бега,
Тебе сегодня  четверть века.
Подобно сказке, чудной песне
Четвёртый год шагаем вместе.
              Судьба нам не ласкала руки,
               Всё было: трудности, разлуки,
               Но вдалеке, порой без вести,
               Мы были близко, рядом, вместе.
В том наш секрет и наша сила,
Что жизнь не только нас соединила
И годы сделала чудесней,
Мы наши души слили вместе.
            Живи же, друг мой, много, много лет
            И радуйся,  у радостей границы нет,
            Дерзай и думай, учись и действуй,
            Ничто не страшно пока мы вместе.
5.12.49 г.  Феодосия

                К  ТЕБЕ
         Летит машина,
         Плывут поля
         И горы жмутся
         Под облака.
                Я вспомнил Мурманск,
                Мыс Дровяной
                И тот кораблик,
                Что шёл домой.
        Сегодня также
        Тебя я жду,
        Еще сильнее
        Нежней люблю.
5.12.49 г. Феодосия

                НА  АВТОВОКЗАЛЕ
Холодный зал, окно и дрели вой,
Сквозь изморозь ажурного рисунка
Смотрю на камни мостовой,
А сердце - словно скрипки струнка.
           Каждый шорох и звук,
           Машины хрипое ворчанье
           В громы превращаются вдруг,
          Волнуют, как первое свиданье.
Я в жизни много, часто ждал,
Но не привыкла к этому душа,
Десятки раз тебя встречал,
А встреча  так же хороша.
21.01.50 г. Феодосия

                НА  УЧЁБЕ
День до экзамена, а я,
перебирая  учебника  страницы,
вижу, чувствую всю тебя,
твои глаза, твои ресницы.
           Ты так желанна, так близка
           В спешке этих горячих дней,
           Что как не сказать тебе:
            люблю тебя  ещё сильней.
6.03.50 г., Москва

                О  ЗАВИСТИ
Зависть, любимая, не так уж плоха,
Особенно, если она человечна.
Не скрою, сейчас моя душа
Завидует сильно, бесконечно.
           Завидую всем, кто идёт вдвоём,
           Кто просто смотрит на подругу,
           Кто не стеснен в самом простом -                В        Взять и почувствовать руку.
Я знаю, что  то же и у  тебя, родная,
И  рад, что зависти такой
(Ты знаешь,  у других она иная)
Нам может позавидовать любой.
7.03.50 г., Москва

                НА СЕССИИ
Да, было нелегко конечно,
Семнадцать дней шумела голова,
Изнемогая, жаловалась иногда,
 А время подгоняло вечно.
           Но рад  я  об ином   сказать:
           Твоей любовью осененый
           Я самый трудный, самый сложный
           На верность смог экзамен сдать.
14.03.50 г. Москва

                НА КАТЕРЕ
Каюта мало сказать - мала,
Если учесть и площадь койки,
Получится, не больше,  три   на два,
И тут же  шкафчик, стойки.
            В иллюминатор видна вода,
            Серая, в солнечных бликах,
            За кранами, мачтами - гора,

            Туман и чайки, - всё как в книгах.
Я очень рад здесь побывать,
Взгрустнуть, подумать, вспомнить,
Всё в памяти спокойно перебрать
И угадать, что сердце просит.
9.01.50 г.  Феодосия
                НЕКОГДА
Бледнорозовый мазок
На светлосером небе,
Смутной тучи уголок,
Словно   день и не был.
              Стать бы здесь, на берегу,
              Посмотреть на моря россыпь,
              Но  некогда;  спешу, бегу
              И думаю, что это - роскошь.
11.01.50 г.  Феодосия

                СОН
Кремовые тени
На песке лежат,
Дремлют важно ели,
Выстроившись в ряд.
                Голубые дали
                Зноем налиты,
                Океан бескрайний
                Света и мечты.
Где все было это,
В Энгельсе? В Крыму?
Иль  настало   лето
Нашей жизни, друг?
22.04.50 г. Евпатория

                МУКИ  ТВОРЧЕСТВА
От лирики и от стиха
Начал отвыкать уж я,
В каюте битый час  сижу
И  ничего не подберу.
               Может это интегралы
               Всё закрыли и зажали?
              Или много сплю ночами,
              Наполняюсь мелочами?
Разленился?  Нет, конечно.
Верю, чувствую, что вечно
Буду Музу я любить,
Чтоб мечтать,  творить и жить.
18.06.50 г. Феодосия
            
               
                У  МОРЯ
Кипит вспененная волна,
Простор открыт и ясен,
И  хочется  уплыть  туда,
Где день усталый гаснет.
               Я в этих нежных облаках,
               В полосках розового света
               Ожил, очистился в мечтах,
               Ведь мир наш так чудесен.
12.11.50 г.  Севастополь

                ТЯЖЕЛО
Жизнь, что манила, всё сильней
Сегодня мстит злорадно
И видя слабость, всё больней
И жалит и мутит изрядно.
            Ну  ладно,  мне  не  привыкать
            К печали одиночества наряду,
            Лишь волю к жизни отстоять
            И  честно  заслужить   отраду.
12.11.50 г.  Феодосия

                НЕУЖЕЛИ?
         В душе всё хуже, всё ненастней,
         Подумать трезво - стынет кровь,
         Что в жизни может быть ужасней,
         Чем хоронить свою любовь?
28.11.50 г. Феодосия

                СУМЕЕМ ЛИ ?
Всё перевёрнуто, запутано, измято
И сдвинуто с привычных мест,
Где ясность и покой царил когда-то
Теперь  лишь  муки и протест.
            Сумеем ли  былое  возвратить
            И  снова  счастье  заслужить?
20.12.50. г.  Феодосия

                БОЛЬ
            Ты всё дальше, ты уходишь,
            Холодею, словно труп,
            Оживу  ль,  когда  захочешь,
            Лаской рук твоих и губ?
20.12.50 г.  Феодосия

            НА  ВЕРШИНЕ  МИТРИДАТА
Солнце медленно катило
Света первую волну,
На душе так скверно было,
Что не рад был и утру.
              Струны сердца тихо ныли,
              Боль давила, как утёс,
              А стихов печальных листик
              Вырвал  ветер  и  унёс…
22.12.50 г.  Феодосия

                К ЖИЗНИ
            Ближе к жизни, ближе к свету,
            К  чорту  мрачных  мыслей  пыль,
            Чтобы солнцем быть согретым
            Нужны не сны, а только быль.
22.12.50 г.  Феодосия

                В ДОРОГУ!
           Дорога, рельсы, дальний путь,
           Вот в чём сейчас  спасенье.
           Зачем? Куда? Куда-нибудь,
           Услышать сердца вновь биенье.
22.12.50 г.  Феодосия
 
            НА ПРИМОРСКОМ БУЛЬВАРЕ
Ветер дул. У входа в бухту
Таял синий дымки клок,
Взрыв далекий где-то ухнул,
Прокатился и замолк…
                Лились печали и тоски
                Пустые звуки этих строк,
                Едва теплившейся звездою
                Казался жизни огонёк…
12.05.51 г., Севастополь

                В  ПАРКЕ
          Тепло и тихо, светится листва
         И где-то близко журчит вода.
        Как будто  в  сказке  идёшь,
        А мир, что вокруг, так хорош,
       Что негде печали бывать
       И незачем сердце терзать…
14.05.51 г., г. Симферополь

                ГДЕ  ТЫ?
           Хочу, о друг мой, как хочу
           Проснуться и узнать
           Нинуську, радость, жизнь мою,
           Чтоб  мог  люблю  сказать.
17.02.52 г., Москва

                МОЙ МАЛЬЧИК
Ножки  топтышки,
Глазки  угольки,
Милые мартышки,
Сынчики мои.
                В сердце ношу я,
                Строго храня,
                Радость большую,
                Счастье отца.
10.10.52 г.  Феодосия

                НА  ОТДЫХЕ
Чудесный край мечты
Я вижу наяву.
О, если б мог бы ты
Облегчить боль мою.
             Покрылась пеленой зияющая рана,
             Застыла кровь, уж не струится,
            Но не прельщаюсь облаком обмана,
           Былому никогда   не возвратиться…
12.10.52 г.  Ялта

                УТРО
Бескрайний розовый простор,
Дали прозрачной синева,
Чуть слышный моря разговор,
Прохладной свежести пора.                С              Светлым блаженством дыша,
                Ласкою первых лучей
                Согревшись, поёт душа
                Мелодию жизни моей.
24.09.53 г.Коктебель

                МОЯ  ЛЮБОВЬ
Где ты, далёкая, милая,
Светлая радость моя,
Бережно в сердце хранимая,
Гордая жизни мечта?
                Нет, не забыл, не растратил  я
                Светлую радость  свою,
                После тревог  и  страданий,
                Еще сильнее жизнь люблю.
5.02.54 г.  Коктебель

             ГОСПИТАЛЬНАЯ НОЧЬ
Качается палуба жизни,
Прыгает стрелка желаний,
А ночь разбивается в брызги
Порывов пустых и страданий.
                Стремительно мысли мелькают,
                Пульсируют чувства тревожно,
                А волны сомнений пугают
                И вынырнуть вверх  невозможно.
Лежу, ворочаюсь, не спится.
В углу сосед храпит больной.
Дремлю и в забытьи мне снится
Надежды лучик золотой...
20.10.75 г.  Феодосия

                ДРУГУ
Ты на жизнь не сердись
И её не ругай,
Не спеши осуждать
Что не радует нас,
                Как подарок судьбы
                От души принимай
                Каждый прожитый день,
                Каждый даденный час.
6.04.79 г.  Москва

                СОМНЕНЬЯ
Бывают передумья, сбои настроенья,
Когда и мысли и желанья тают,
Когда сильны одни сомненья,
А  всё  хорошее  куда-то  пропадает.
       Но бесконечно верю я и   знаю:
      Унынья  дни не проходят бесследно,
     В глубинах души что-то новое зреет,
    Что скоро родиться должно непременно.
5.08.82 г.  Москва
                ОСЕНЬ
Отцветают последние розы,
С  тополей опадает листва.
В дымке моря упрятались грёзы,
Там, где нежно сверкает волна.
             На душе и чудесно и грустно,
             Всё забыто, все горести спят.
             И  как раньше, светлы мои чувства,
             И  как прежде, просторы манят.
5.11.82 г.  Феодосия
                ЗИМА
Снег, снег, снег-снежок,
          колкий, льдистый,
Словно из детства,
          словно из сказки.                Сыплется, падает
          лёгкий, искристый,
 Всё  перекрасив
          в  новые краски.
Сосны на горке
          нарядными стали,
Белые крыши,
           дальние-дали.                Одно лишь море
          осталось морем,
 Вздымает спины
          свинцовых волн,
И гибнут в пляске
          снежинки-льдинки,
Едва коснувшись
          холодных вод...
20.03.83 г.  Феодосия
                60  ЛЕТ
Ну, хоть убей,  не верится,  не  верится,
Что шесть десятков  за спиною лет,
И  лишь   внутри   мыслишка вертится:
Не может быть такого, нет!
23.03.84 г.  Феодосия

                ОСЕНЬ
Еще не осень,  нет, не осень,
Лишь  первых  заморозков  синь,
И  серебристой  грусти  проседь,
И  холодка  печали  стынь.
                Еще придет очарованье
                Счастливых красочных минут
                И  где-то в глубине сознанья
                Мечты и силы оживут.
 3.02.87 г.  Москва
                70 лет
Вот она - крутая дата:
Семь десятков позади.
Рвутся мысли вдаль куда-то,
Что там светит  впереди?
                Неужели  всё  прошло
                И душа, как костер,  угасает?
                Неужели всё ушло
                И мелодия жизни стихает?
Нет, годы, - не пугайте,
Нет, время, - не тревожь,
Околдовать и не пытайтесь,
Врешь, старость, не возьмёшь!
8.03.1994г.
               МЕЛОДИЯ   ЖИЗНИ
Как песни любимой мотив
Мелодия жизни во мне,
Как вечности светлый призыв
В душевной живет глубине.
                Пусть годы летят всё быстрей,
                Пусть время куда-то спешит,
                Мелодия жизни моей
                Попрежнему в сердце звучит.
28.04.2000г. Москва

              В   БОТАНИЧЕСКОМ   САДУ
Как  хорошо  с  собой  наедине,
Когда звучит мелодия во мне,
Когда душа гармонией полна,
Когда вокруг святая тишина.
                Вот так бы миру нашему бывать,
                Вот так бы жить и так бы умирать,
                Но люди без конца  бегут, бегут
                И облака  куда-то всё плывут…
Как хорошо с собой наедине!
28.05.2000г.  Москва

          УЛИЦА  КРАСНОГО  МАЯКА
По волнам житейского моря
Проплавал я множество лет,
С судьбою и штормами споря.
Открыл для себя этот свет.
                Как на землю обетованную,
                Как на берег после качки морской,
               Прихожу в эту гавань желанную,
               Как на праздник, как в дом родной.
Март, 2001г. Москва

                НИКОГДА  НЕ  ПОЗДНО
Никогда любить не поздно,
Никогда не поздно жить,
И дарить цветы и звезды,
И любовь свою дарить.
              Если станет невозможно
              И случится вдруг беда,
              Не скажи себе, что поздно –
              Ни за что и никогда.
1.04.2001г., Феодосия

                80  ЛЕТ
Года  летят и старость    ближе,
Всё  злее  жалит  и мутит,
И отравляет радость жизни,
И неизбежное  сулит….
               Нет, я сдаваться не намерен,
               Я должен подвиг совершить.
               Пусть будет  трудно, но уверен:
                Смогу и старость    победить.
6.03.2004г., Поезд  Москва – Феодосия
               
                В  МОСКВУ!
         Люди  едут,  люди  едут  за  деньгами,
        За  товарами  и  благами  земли,
       А  я  еду,  а  я  еду  за  мечтами,
      Вдохновеньем    и за запахом Москвы
 Август, 2004г. поезд  Феодосия – Москва

                МОЯ  МУЗА
     Стихи  мои – моя  отрада,
     Моя  любовь,  моя  мечта,
     И  первых  радостей  услада,
     И  дней  ушедших  красота.
  Март,  2007г.   Феодосия

                СПАСИБО, ЖИЗНЬ
Летят  недели,  месяцы, года,
Летят  неумолимо,  безвозвратно,
И не  вернуть  былого  никогда,
Не  повернуть  свой  путь  обратно…
             Всё правильно, но это было,было,
             И  потому  сегодня  говорю:
             Спасибо,  жизнь,  за  всё  спасибо,
       За кждый день тебя   благодарю.
   Февраль,  2014г Феодосия
.
                90  ЛЕТ                Девятый  мой  десяток  пролетел…
Жива  попрежнему  душа,                И  не  иссяк  мой  список  дел,
И  жизнь  всё  также  хороша.
           Не  пережил  своих  желаний,
           Не  разлюбил  свои  мечты,
           И  нет  мучительных  страданий,
           И  нет  сердечной  пустоты.
Мне не о чём жалеть и нечему  стыдиться,
Пусть  звёздных  не  достиг  высот,
Но  жил  без  лжи  и  фальши, без  амбиций,
Перед  людьми  и  совестью  я  чист.
            Не  буду  жаловаться  и  грустить,
            И  предаваться  страху  плача,
          До дней последних человеком  быть
          Вот  в   чём  достойная  задача.
  Март,  2014г.    Феодосия

                НАШ  ДОЛГ
      Всех  людей  нам  не  дано  любить,
     Но  уважать  мы  каждого  должны.
     Великим  можно  и  не  быть,
     Но  человеком  быть  всегда  обязаны.
   Июнь,  2014г.   Феодосия

              ГЕНЕРАЛЬНОЕ  СРАЖЕНИЕ
Пришло моё время бороться со старостью
И  попытаться     её   победить.
Неужели не хватит  мне  силы  и смелости          Свой главный в жизни подвиг совершить?
            
 Признаться,   иногда   удары  пропускаю,
 Но   уже    давно     умею   их  держать. 
Что  ждёт там     впереди -  не  знаю,
Пока наш  счёт - почётная  ничья.

Да,  будет  нелегко, не в   радость,      Противник  грозный,  что  тут   говорить,                Но старость  лишь души  усталость,
Её  умом  и  волей    можно  одолеть.
Октябрь,  2014г.  Феодосия
 
                ЧЕЛОВЕК И МИР
      Нет, наша жизнь не просто миг,
      А продолженье вечности,
      И человек не просто индивид,
      А представитель челвечества.
     Июнь, 2015г.  Феодосия
                Н                и                ПРИЗНАНИЕ
Нет ничего на свете интересней,
Чем думать, мыслить и творить.
Нет в мире ничего прекрасней,
Чем чувствовать и  просто   жить.
  Июль, 2015г. Феодосия

                У  МОРЯ
    Туманное море тихо вздыхает,
     Торжественно,  плавно плывут облака,
     Душа  поёт и    отдыхает,
     Печальной радостью  полна.
   Декабрь, 2016г.  Феодосия

          СКОРБНЫЕ  ДНИ
Нет моей Раички,нет родной,
Всё остановилось,  нет мыслей,
Всё сломалось от боли такой,
Всё потеряло  смысла.
      Дорога  жизни, чистая и ясная,
      Вдруг  повернула в пропасть,
      Стою пред нею  потрясённый   я, 
      Как удержаться,  не пропасть?
10.03.2017г. Феодосия

                ОТКРОВЕНИЕ
 Как хорошо,когда всё правильно и ясно,
Когда не нужно сомневаться и гадать,
Когда жить хочется и всё прекрасно,
И не о чем  страдать и горевать.
          Как хорошо, когда спешить не надо,
          Когда вокруг  такая красота,
         А на  душе  спокойная  отрада
         И где-то далеко земная суета…
Минуты такие – святые минуты, 
 Когда  познаёшь что такое БЫТЬ
 И обретаешь новые силы,
 И снова хочется жить.
        3.04.2017г, Феодосия

                РАЗДУМЬЯ
 Не страшит  меня  одиночество,
 В нём  комфортней и уютней,
 Увлекает любимое   творчество,
 Интересней и свободней.
      Немало в жизни пройдено  дорог,
     Мне  нечего стыдится и не о чем жалеть,
     Человечий исполнен мной   долг,
     Завершается жизненный бег.
  23.05.2017г.- 8.06.2017г.

                НОЧНЫЕ  ДУМЫ
   Страницы   жизни  листаю,
   Вспоминаю   прожитый век
  И  ничуть  не сожалею,
  Что такой  я  человек.
 = Ну,а если ошибся,прошляпил
Или  явно сглупил,
Не ищи себе оправданий ,
 ведь это  ты    совершил.

            Жить без  хвалы некомфортно,
            Её  непристойно просить,
            А посему    незазорно
            Себя иногда  прибодрить.                В  старости  много  сомнений,
Но  несомненно    одно:
Чтобы люди   тебя   вспоминали,
 Поспешай  творить  добро.
        25.09.2017г. 

             ПРИЗНАНИЯ.                Эх ,селёдочка, селёдка,
Подружились мы с тобой,
Не нужны мне колбаса и водка,
Увлечён  тобою  я  одной.
            Простоквашка, моя простоквашка,
           И полезна и вкусна,
           Ты для  желудка  хороша,
            И для души милашка.
      27.04.2018г.
            ДЕЛЬНЫй СОВЕТ
   Как говаривал Владимир  Маяковский,
   В жизни надо быть мастаком,
  Но если нельзя быть   таковским,
  То хотя бы не  быть простачком.
  12.10.2018г. Феодосия
 
                БЕССОНИЦА
             Близится утро, не спится,
         За окном колышится тень,
         Закрываю глаза и снится
           Новый тихий день.
    19.10.2018г. Феодосия

                95-ЛЕТИЕ
   Я рад, что не только ем и сплю,
Что  день  делами наполняю,
Что жизнь попрежнему люблю,
 Стихи  ночам сочиняю.
              В этом бушующем мире
              Живу по своим понятьям,
              Ни от кого не зависим,
              Никому не подвластен.
   Меня не волнуют  дачи,  машины ,
    Деньги,  слава и власть,
  Амбиций пустые забавы
  И чёрной зависти    страсть.
             Осталась одна заветная мечта -
           Взойти на такую вершину духа,
          С которой видна мирозданья краса
           И звучит гармония мира.
  25.03.19г. Феодосия

                СПАСИБО                В ночной тиши стихотворение пришло
 И согревает душу мне,
  Воспоминаний столько принесло,          Что не увидишь и во сне.                Е         Есть вспомнить мне о чём,                Ж        Жизнь прожита не зря,
                Ни в малом, ни в большом
                Ничто не мучает  меня.
    Всё  хорошо, всё хорошо,
Не страшит меня печаль,
И хорошо, что почему-то
Мне себя совсем не жаль
    За окном  светлеет понемногу,
    «Спасибо,  спасибо»    шепчу,
    За день наступающий новый
    Судьбу  свою благодарю.
  31.03.2019г. Феодосия

                ПРИЗНАНИЕ                Дпя меня поэзия не забава,не мечты,     Для меня поэзия – откровение души.
12.07.20.19г. Феодосия

                МОИ ГОДЫ
    Летят  года, но жива душа,
    И как прежде свежа голова,
    Нет в них страха,нет тоски,
    Светлые, счастливые годы мои.
   12.09.2019г. Феодосия

         МОЁ  СЧАСТЬЕ
Какая радость, какое счастье,
Что есть на свете родная душа,
О которой надо волноваться
И которая сердцу так дорога.
           Какая радость, какое счастье,
           Что  есть у меня,               
           Дорогая Алёна, Алёночка,
           Золотая рыбка моя.

 Какая радость, какое счастье,
  И чувствовать  и  понимать
  Зачем живу на этом свете
  И почему так хочется жить.
   23.09.2019г. Феодосия
                ПРАВДА  ЖИЗНИ
        В жизни  выше счастья нет,
        Нет большей радости,
        Чем  настоящим человеком  быть
       С красивой чистой совестью.                Давайте жить друг друга уважая,
Давайте жить друг другу помогая,
Тем более что наша жизнь
 Короткая  такая.
  17.03.20.20г. Феодосия.
          МОИ ДОРОГИЕ
   
Выше комьютера, со стенки,выше комп
Мама с папой смотрят на меня
Каждый день они со мой
   Слышу папин голосок  голос
Так  держать, сынок! дорогой


   Компьютер мой,моя отрада,
Ты мне и  память и глаза,
Не игрушка,не забава.

Без тебя мне жить нельзя.
  18.04.2020г. Феодосия.
           ШуТКА
  У меня есть чудный патефончик,
  Только я его не завожу,
  Потому что  нет  тебя,мой колокольчик,
Я тебя по прежнему люблю.
  3.01.2021г. Феодосия