Двуликий Янус и раздвоение личности поэта

Воловой-Борзенко
 ДВУЛИКИЙ ЯНУС И РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОЭТА
(Критика на стихотворение «1917 год» Василия Росова)

Янус - бог прошлого, настоящего и будущего, дверей, входов, войны и мира.
В переносном смысле «двуликий Янус» лицемерный человек.

Беспросветная глупость народа,
Безразличная подлость одних,
Искушение лучших из рода,
Беззаветная храбрость других.

Смелая оценка народа, который в своей глупости смел с лица русской земли «лучших из рода». Из родной почвы были вырваны лучшие дворянские роды, уничтожено духовное сословие, расстреляны офицеры, как в событиях в Крыму в 1917  году.

Покачнулась святая держава,
Размахнулся в исступленьи топор,
Набежала из бездны орава,
Возродились самозванец и вор.

Великая империя, которая выдержала набеги диких племен, столкновения с мировыми державами, одержавшая победы во многих блистательных битвах «покачнулась». Русский бунт, которого боялся Пушкин охватил страну, и «топор» мужика ударил по древу могучего государства.

Прокламации, книги, декреты,
Броневик, картавость и ор
Растерзали России портреты,
Заменили великих на сор.

Просто замечательный подтекст демонстрирует автор. Мы догадываемся кто «картавит» и что значит «броневик», который стал художественным символом начала революции и был не раз прославлен в стихах, живописи, художественных и документальных фильмах. Вот это правильный подход в поэзии, когда не указывается конкретная личность, а через характерные детали доносится историческая личность, имя которой мы легко угадываем.

Отвернулся Бог и за дело,
Храмы рухнули, веру сожгли,
Порубили иконы умело.
Ну, а души? Сколько смогли.

Мы не сомневаемся в искренном переживании поэта за рухнувшую духовную веру, которую «сожгли» и «порубили», и Бог отвернулся... действительно, чего это он будет на Дьявола смотреть? Ведь еще Достоевского говорил: «Бог и Дьявол вечно сражаются, а поле их битвы — души людей». Бог увидел безумную толпу с топорами рубящими древо великой империи и отвернулся от продавших душу людей.

Зимний взят, сухорукий на троне,
Матросня жрёт огонь-самогон,
На расхристанном  в церкви амвоне
Шёпот слышен-то батюшки стон.

Поэт брезгливо выражает свое отношение к «матросне», которая «жрёт огонь-самогон», и замучила пытками батюшки на церковном амвоне. Символы духовной веры были попраны: «01.02.1919 г. - Наркомат юстиции постановил организовать вскрытии мощей. - Началась кам­пания по уничтожению остан­ков православных святых. - Патриарх Тихон протестовал. Кощунственные деяния большевиков продолжались и в последующие годы.» (М.Волошин - Расстрелы и пытки)

Где же Бунин, Куприн, Саша Чёрный,
Где Аверченко, Тэффи и Блок?
Был наш путь товарный и торный,
Поглотил его дьявольский рок.

И вот здесь в революционном угаре автор вспоминает о русских поэтах, эта тема органически входит в общую канву крушения империи, потому что русская поэзия была одним из столпов, на котором держалась духовная мощь России. И уже предопределенным дьяволом роком рухнул и этот столп под ударом крестьянского топора... Поколение блистательных поэтов кануло в вечность и вместо него пришли певцы революций и поступи пятилеток.

Зашатались заветы, устои,
Хлынул волка звериный оскал,
Мы – наследники выжженной Трои,
Где учёный, чтобы нас откопал?!

Весьма неожиданный образ — сделать нас нынешних наследниками Трои, которая была долгое время затеряна, а раскопана благодаря деньгам русских царей, которые украл ученый Шлиман во время крымской компании, где он был интендантом и поставлял русской армии дырявые сапоги и прогнившие продукты. Чем и сколотил огромное состояние, которое потратил на розыски Трои. Замечательный случай воровства, который оправдала история.

Нет ни веры, ни правды, ни воли,
Есть догадка – лохов закон,
Впереди горы горя и боли,
И страна, как овечий загон.

Конечно, это четверостишье никуда не годиться, здесь автор скатывается к банальности: «лохов закон», страна как «овечий загон». Но оно не портит общее впечатление хорошо развернутого и образно представленного крушения великой империи, где выражено отношение автора и его боль за погибшую страну.  Теперь предвижу вопрос читателя, а в чем собственно заключается смысл статьи, в котором мы не двусмысленно указали, на подтекстное толкование «двуликого Януса» как лицемерного человека?.. Давайте проследим дальше, что поведал автор. Вы увидели одно лицо Януса, взглянем теперь на второе...

*       *       *
Было всё – муки, терзания,
Пятилетки, расстрелы, война…
Ну, а ныне – подвиг дерзания,
Чтоб цвела дорогая страна.

Принимайся, Россия, за дело,
Засучи поскорей рукава,
И уже без ошибок, умело,
Вместе с нами Президент – голова.

Автор мгновенно забыл свою обличительную риторику и стал «прогибаться под изменчивый мир», то есть демонстрировать свою лояльность нынешней власти, но этого ему показалось мало, и он указывает на президента, в котором видит «голову», который един с народом. Вот такой резкий скачок от обличения к подхалимству. Это не достойно поэта, даже если он действительно восхищен президентом. Не говоря о том, что эта дописка не имеет никакого логического отношения к основному содержанию стиха, оно пропитано верноподданническими мотивами, которые стирают в пыль духовное предназначение поэта. Мы прекрасно знаем, сколько у нас бед и проблем, сколько людей живут в развалившемся жилье, не получают медицинскую помощь, нищенскую пенсию, маленькую зарплату, и здесь закрыть глаза на эти реалии и прославлять власть значит проявлять лизоблюдство. И более - не понимать сути поэта, ведь высокое назначение поэта - «глаголом жечь сердца людей», а не славословить власть и президента... Как двуликий Бог Янус смотрящий в прошлое, настоящее и будущее, наш поэт описал прошлое, вернулся в настоящее и подумал о своем будущем, чтобы не дай бог, власть не осерчала на него за обличительные стихи о крушения Российской Империи, ее духовных столпов... Кто его знает, вдруг такая позиция не понравиться сильным мира сего, и придется поэту за свои убеждения отправиться в кандалах «во глубину сибирских руд», ну, это, конечно, перебор, а вот его блестящей юридической карьере в реалиях нашего времени повредить могут, а это ему не хочется, поэтому он уверяет власть и президента в своей преданности.

P/S
Если вы хотите быть поэтом, а не лицемером, то не допускайте в ваших стихах присутствие двуликого Бога Януса. Раздвоение личности поэта есть духовная смерть.