29.09.2014
Так получилось, что из фильмов Алексея Балабанова я знал до недавнего времени только два - "Брат" и "Брат 2". Талант постановщика и сценариста А. Балабанова в этих двух фильмах был совершенно очевиден.
А теперь, вот уже несколько дней я пребываю в некоторой растерянности. Потому что я узнал и посмотрел несколько и других его фильмов: "Про уродов и людей ", " Груз 200", "Река", "Я тоже хочу"… И мне открылся совершенно другой Балабанов!
Что я в них увидел? Я увидел высокое режиссерское и операторское мастерство, далекий от стандартов физический облик персонажей с их причудливой логикой поступков, и порожденные фантазией сюжеты неясного, томительного смысла... А также какое-то странное, необычное, но очень эффектное использование музыки в выстраивании сюжета...
Еще увидел ржавую сантехнику убогих квартир, грязные подъезды панельных пятиэтажек и прочую "чернуху" - надежное средство придать значительность любому драматургическому материалу.
И все это приправлено демонстрацией обнаженного женского тела, причем, как правило, демонстрацией,скажем так, - не "гламурной".
Я представляю, как много разного и противоречивого писалось исследователями про эти фильмы в свое время. И кто-то, наверное, сумел в этом сумрачном причудливом мире, созданном талантом Балабанова, увидеть или вообразить какой-то скрытый замысел, идею, отыскать и расшифровать неясные аналогии и параллели... Но мне этого почему-то делать не хочется...
После этих фильмов в памяти не остается ничего, к чему хотелось бы вернуться, или, точнее сказать, с чем интересно было бы встретиться вновь. А еще проще, - второй раз посмотреть эти фильмы не захочется. Как не захочется второй раз рассматривать известную графическую серию Los Caprichos гениального Гойи...
Я сравниваю эти новые для меня фильмы Алексея Балабанова с фильмами «Брат» и «Брат 2» ... В те 90 меня ни в Питере, ни в Москве не было, но почему-то достоверность отображенных в фильме картин во мне сомнений не вызывает. Веришь, что существовали эти привлекательные, отнюдь не бандитской внешности молодые люди, которые деловито, чуть ли не весело преступают закон – подделывают документы, торгуют оружием, убивают ... А еще другие, вроде неунывающей Кэт, растерянные, но жадные до удовольствий, которые "оттапыриваются" на какой-то просторной, непонятно чьей квартире ...
Я не был так же ни в Чикаго, ни в Нью-Йорке, но мне показались очень убедительными и чернокожая сотрудница телевидения, и белые полицейские, и черные бомжи-забияки, и кварталы Брайтон бич с нервным таксистом...
И сравнивая автора фильмов "Брат..." с тем Балабановым, которого я узнал в других его фильмах, я не могу не признать, что фильмы «Брат…» - на мой не профессиональный взгляд - самая большая удача режиссера.
aliv.3@yandex.ru