Капричос Алексея Балабанова

Ив Жовайр
29.09.2014       

        Так получилось, что из фильмов Алексея Балабанова я знал до недавнего времени только  два  -  "Брат"  и "Брат 2".  Талант постановщика и сценариста А. Балабанова  в этих двух фильмах был совершенно очевиден. 
        А теперь, вот уже несколько дней я пребываю в некоторой растерянности. Потому что я узнал и посмотрел  несколько и других его фильмов:  "Про уродов и людей ", " Груз 200",  "Река",  "Я тоже хочу"…  И мне открылся совершенно другой Балабанов!
        Что я в них увидел? Я  увидел  высокое режиссерское и операторское мастерство,  далекий от стандартов физический облик персонажей с их причудливой логикой поступков,  и порожденные  фантазией  сюжеты  неясного, томительного смысла... А  также   какое-то странное, необычное, но очень эффектное  использование музыки в выстраивании сюжета...
        Еще увидел ржавую сантехнику убогих квартир, грязные подъезды панельных пятиэтажек и прочую "чернуху"  - надежное средство придать значительность любому драматургическому материалу.
        И  все это  приправлено демонстрацией обнаженного женского тела, причем, как правило, демонстрацией,скажем так, - не "гламурной".
        Я представляю, как много разного и противоречивого писалось исследователями про эти фильмы в свое время. И кто-то, наверное, сумел  в этом сумрачном причудливом мире, созданном талантом Балабанова,   увидеть или вообразить какой-то скрытый замысел, идею, отыскать и расшифровать неясные аналогии и параллели... Но мне этого почему-то делать не хочется...
        После этих фильмов в памяти не остается ничего, к чему хотелось бы вернуться, или, точнее сказать, с чем интересно было бы встретиться вновь. А еще проще, - второй раз посмотреть эти фильмы не захочется. Как не захочется  второй раз рассматривать  известную графическую серию Los Caprichos гениального Гойи...
        Я сравниваю  эти новые для меня фильмы Алексея Балабанова с фильмами  «Брат» и «Брат 2» ...  В те 90  меня ни в Питере, ни  в Москве  не было, но почему-то достоверность отображенных в фильме картин во мне сомнений не вызывает. Веришь, что существовали  эти   привлекательные, отнюдь не бандитской внешности  молодые люди, которые деловито,  чуть ли не весело преступают закон  –  подделывают   документы, торгуют  оружием, убивают ...  А еще другие, вроде  неунывающей  Кэт, растерянные, но жадные до удовольствий,  которые "оттапыриваются" на какой-то просторной,  непонятно чьей  квартире ...
        Я не был так же ни в Чикаго, ни в Нью-Йорке, но мне показались очень убедительными и чернокожая сотрудница телевидения, и белые полицейские, и черные  бомжи-забияки, и кварталы Брайтон бич с нервным таксистом...
        И сравнивая автора фильмов "Брат..." с тем Балабановым, которого я узнал в других его фильмах,  я не могу не   признать,  что фильмы «Брат…» - на мой не профессиональный взгляд - самая большая  удача режиссера.

aliv.3@yandex.ru