Мудрец из Ришикеша

Яхья Мустафаоглу
К Истокам.

Ришикеш – древний город мудрецов, йогов и великих риши находится на севере Индии
в предгорьях Гималаев. Побывать в этом городе, и быть может встретиться с настоящим великим гуру – было святой мечтой моей юности! Понятие самых высоких гуру и риши – духовных учителей человечества связано с этим экзотическим городом у подножия великих Гималаев недалеко от истоков святой реки Ганги, берущей начало на небесах!..

В одном из индийских путешествий мне выпало счастье побывать в этом древнейшем
городе, где само время кажется, остановилось и отдало свое движение великой реке Ганге...

С вечера наняв машину с водителем – Тойоту-джип - в одном из туристических агентств Дельхи
(ибо в горные районы Индии ехать на джипе надежнее), я приготовился к поездке и лег пораньше.
В четыре утра машина уже ждала меня. Было приятно ехать по пустынным улицам города,
ибо с шести часов улицы Дельхи превращаются в сущий хаос... Мы выехали из города
в северном направлении к Гималаям. Бесконечные поля чередовались с перелесками и рощами тропических деревьев. Часто вдоль дороги попадались идущие пешком крестьяне, несшие на голове огромные тюки с сеном, кукурузные или банановые ветки с плодами...

Часто попадались стада коров и коз или группы любознательных обезьян, клянчивших
пищу прямо на краю дороги... Через три с лишним часа мы подъехали к мосту через
Гангу, на другом берегу которой виднелась величественная фигура Бога Шивы с
трезубцем в руке – бронзовая скульптура высотой метров в двадцать - двадцать пять...

Проехав по мосту мы въехали в святой город Харидвар, через который протекала
Ганга. А вокруг уже высились предгорья Гималаев!


Харидвар – дверь ведущая к Богу.

Город Харидвар имеет особое сакральное значение для каждого индийца, так же как
и Варанаси (Бенарес). Харидвар переводится – как дверь к Богу! И это действительно так!
После Харидвара еще минут сорок езды до Ришикеша - по направлению к Гималаям,
углубляясь во все более суживающуюся долину Ганги. Если Харидвар – это дверь
ведущая к Богу, то Ришикеш – это город Богов нисходящих на землю в этом святом
месте. Но индийцы особенно ценят святой Харидвар, ибо Ришикеш более эзотеричен
и далеко не всякому дано распознать его духовные ценности или увидеть
благославенных мудрецов, гуру или риши...

Но Харидвар понятен и доступен
простому народу, который по праздникам стекается сюда со всей страны и
наполняет этот небольшой город так, что не остается пустого места не только на
улицах, площадях и в храмах, но и в самой Ганге, в которую входят для омовения
десятки и сотни тысяч искателей божественного благославения! Кругом звучат
музыка и молитвы, усиленные репродукторами... Повсюду запах благовоний и
приготовляемых прямо на улице сладостей, жаренных и печеных лакомств...
Пестрота людей поражает...

На берегу сидит женщина продающая лотосы со свечками в плавающих
чашечках из листьев... После захода солнца их зажигают и отпускают плыть по Ганге...

Вдруг тебя одергивает женщина с небольшой открытой корзинкой в руках...
Она предлагает тебе подержать в руках или купить... свернувшуюся в
корзинке кобру... Ты стоишь в тесной толпе, и если кобра сделает выпад - тебе
просто некуда отступить... Но ты улыбаешься и протискиваешься мимо ...

Вот целый ряд лавок с большими котлами в которых кипит масло. Здесь же рядом искусными
руками делаются всевозможные изделия из сладкого теста, которые тут же летят в кипящее
масло и через минуту шипя и вызывая бурное слюнотечение своим ароматным запахом и
видом наполняют поднос и так до краев полный свежих горячих сластей
припудренных сахарной пудрой... Здесь столько разнообразия, что если
попробовать каждого лакомства по одному... Можно наестся за долго до окончания
торгового ряда...

Тут же на земле среди шума и гама возле кучи сложенных один на другой велосипедов, мопедов и мотороллеров лежит полная женщина и глубоко спит... И двое ее малых детей тоже уснули прямо на солнцепеке у ног своей матери... Никакой шум до них не доносится. Они уже прошли святую дверь и празднуют на небесах своих сновидений... Много можно рассказывать о Харидваре необычного...

На левом берегу Ганги на высокой горе среди зелени деревьев стоит храм. В него можно
попасть на финикулере, который берет по два человека в свои маленькие висящие на тросах
вагончики. Добравшись до вершины, прохожу со всеми паломниками священный
обряд почитания Богини Матери, которой посвящен храмовый комплекс... Здесь и
храм Бога Шивы... Его почитают по особому... Многие люди сидят под деревьями в
глубокой медитации или священном молении... Отсюда с вершины горы открывается
великолепная панорама Харидвара и всей долины Ганги... На противоположном
берегу на такой же высокой горе стоит другой храм... Но время у меня ограничено
и я спускаюсь к машине чтобы двигаться дальше... Впереди Ришикеш!


Город древних риши.

Ришикеш, расположенный на обеих берегах Ганги, утопает в тропической Гималайской
зелени. Здесь особый воздух, неземная атмосфера... Здесь все говорит о главном,
о духовном, о святом и вечном! Узкая дорога иногда прижимается с одной стороны
к горе а с другой к крутому обрыву над Гангой... Всюду храмы... Нет такого
индийского или даже европейского божества, у котого не было бы своего храма в
Ришикеше. Все религии, все святые учения земли, все пророки и учителя
человечества представлены здесь своим ашрамом, или храмом, или скульптурой...
Город йогов, гуру, риши – объединяет все виды и формы духовности... Неслучайно
здесь много туристов – искателей духовных истин со всего света. Но меня, прежде
всего, интересовал один из самых почитаемых центров духовной культуры – Ашрам
Шивананды!


Ашрам.

Ашрам Шивананды, расположенный на высоком берегу Ганги нетрудно
было найти. На арочных воротах было написано на хинди и на английском –
Шивананда ашрам! Войдя в открытые ворота я стал подниматься по идущей вверх
дороге мимо зданий, по видимому, служивших жилищем для монахов. Площадь
Ашрама была значительна! Пройдя метров двести, я увидел трех монахов в ярко
оранжевых одеяниях, сидящих под деревом в тени и о чем-то беседовавших... Я
медленно подошел к ним поприветствовал их и сказал, что хотел бы побеседовать
с главой Ашрама. Мне сказали, что его нет в городе... Тогда я сказал, что хочу побеседовать
с духовным лидером этого Ашрама. На что тоже получил отрицательный ответ: сейчас
время полуденного отдыха и беспокоить никого в это время нельзя! Правила жизни
в Ашраме очень строги и не допускают никаких исключений... Но поняв, что монахи
судят обо мне по внешнему виду, не отличающему меня от обычных западных туристов,
прихоти которых они не были намерены исполнять, я проявил настойчивость и
сказал, что проделал путь длиной в несколько тысяч килоетров для того чтобы
иметь возможность встречи с духовными лидерами этого ашрама, что я не турист, а
тоже духовный человек и зовут меня Хридайананда. Это возымело свое действие.
Меня пригласили во внутренний двор и попросили подождать.

Через некоторое время появился нежданно белокожий седой старец невысокого роста. Было
совершенно ясно, что он не индийского, а скорее европейского происхождения!
Старец шел в сопровождении своего ученика! Приблизившись он улыбнулся и
представился как Свами Вималананда*.


Вималананда.

Это был просветленный мудрец, каких не встретишь на удицах и площадях, но лишь в тиши
Ашрамов или в горных пешерах... Одет он был в оранжевые одежды как и все члены
Ордена Свами... Никакой экзотики... Лицо округлое очень доброе, весь седой –
даже брови седые... И весь излучающий некий тихий, добрый, таинственный свет!..
Мы присели на лавку под цветущим деревом (в лесной зоне гималаев в ноябре и
декабре всюду цветут цветы как в мае). Он спросил кто я, откуда приехал и с какой целью?
Я рассказал ему историю своего путешествия и объяснил, что посещаю святые места в разных
странах и особенно в Индии и Гималаях и мне хотелось бы задать ему несколько вопросов. Он
был удивлен тем, что в Турции есть люди интересующиеся духовностью и путями
духовного самопознания...


Сатсанг.

Я задал ему вопрос:
- Уважаемый гуру, древние источники говорят о том, что наступит время, называемое Эпохой
Майтрейи Будды, о приходе которого говорил сам благославенный Гаутама Будда.
Он говорил, что когда на земле будут попраны основы жизни и искажены учения духовности,
когда люди погрязнут в материальном и забудут о своем истинном «я», о своем
Духовном Сердце, когда они иллюзию мира будут принимать за реальность, а
реальность за нечто несуществующее, тогда на землю придет "мой брат Майтрейя
Будда" и установит порядок и справедливость! Скажи дорогой гуру – эпоха Майтрейи
уже настала? Он уже пришел на землю?

- Почему тебя заботят все эти вещи?- вместо ответа спросил он меня.

- Меня они действительно заботят потому, что наступила решающая эпоха – эпоха перемен и
преображения всей земной жизни! И чрезвычайно важно для миллионов людей, - что
ждет их завтра: голод, болезни, нищета, войны, катаклизмы или мир, процветание,
благоденствие, культурное и духовное развитие!..

- На этой Земле всегда было все – и золотые века расцвета и темные века апокалептических разрушений... Калесо Сансары крутиться независимо от твоего отношения к миру! Люди умирают и снова рождаются и это продолжается постоянно... Почему же об этом надо заботиться больше, чем об Истине и Душе?

- Я понимаю, что все, что имеет форму и имя, пространство и время существования, причину и двойственность – все это майя или мировая иллюзия. Стало быть, и вся земная жизнь иллюзия! Но дорогой гуру, как можно спокойно смотреть на все происходящее на земле, на все эти бедствия и страдания миллионов людей!?

- Когда ты просыпаешься, много ли тебя заботит состояние людей, которых ты встречал в
своих ночных сновидениях? Так же и эта жизнь не больше чем сновидение. Человек
должен проснутся, осознав свое Истинное «Я» - лишь тогда он сможет правильно
решать вопросы, связанные с миром, если они вообще тогда будут возникать...
Мудрец таинственно улыбнулся!

- Но тогда зачем же на землю приходили и продолжают приходить великие пророки и учителя человечества? Неужели и Рама, и Кришна, и Будда, и Иисус, и Мухаммед, и
Рамакришна и Шивананда, в ашраме которого вы живете... Неужели все они приходили поиграть с иллюзией, или для того лишь чтобы сыграть свою роль в космическом театре на сцене Земли?

- Космический спектакль – Лила и Майя – одно и тоже. Если ты веришь в реальность иллюзии, то истинная реальность перестает для тебя существовать. Если же ты погружаешь свое сознание внутрь себя в собственное Сердце, иллюзия исчезает и остается только Атман! А что такое Атман? Это живой Бог. Это – Сат – Чит – Ананда Сваруп! То есть - Абсолютное Бытие, Божественное Сознание и Бесконечное Блаженство все три в одном наивысшем «Я ЕСМЬ» или в Великом Едином Сердце Вселенной - Атмане! Это и есть Бог живой в Духовном Сердце человека! Именно его и надо постигать и осознавать во всякий момент своей жизни!

- Да, вы совершенно правы! Когда у Рамана Махарши – Аватара и величайшего
Нео-Адвайтиского Учителя современности один из его последователей спросил: не
должны ли мы помогать миллионам голодных и страдающих в Индии? Рамана Махарши –
живое воплощение Атмана – ответил: сначала познай самого себя, свою Истинную
Реальность, потом будешь решать вопрос о помощи другим, если эти другие все еще
будут наблюдаемы...

Ответ вначале показавшийся мне странным вполне согласуется с учением о недвойственности – Адвайта Ведантой, живым духом которой и был святой с горы Аруначала!

- Да. Он был прав!, сказал Вималананда. Поэтому смотри в Сердце! Все ответы на все вопросы и бесконечно больше – все там! Реальность в твоем Сердце! Да ты и сам это знаешь...

- Да, конечно это так! Я почитаю Адвайта Веданту как наиболее истинное учение на Земле и в Космосе!

Вималананда жестом подозвал ученика – улыбающегося иранца лет сорока восьми, и велел ему принести что то...

Яблоко Единства.

Через минуту Омар – так звали иранца, вернулся из помещения с яблоком в руках. Вималананда взял яблоко и многозначительно протянул мне и предложил съесть. Я сразу понял, что это не просто яблоко!..

- На западе сказали бы, что это яблоко с древа Вечной Жизни!, улыбнулся святой мудрец.

Я с благодарностью взял благославенное яблоко, подержал его в руках и медленно съел!

Я ничего особенного не почувствовал и не ощутил... Да и не мог ощутить... Содержание духовных посланий не ощутимо в грубом физическом теле... Но сила мысли вполне ощутима.

- Дорогой гуру, вы знаете что ваш учитель Шивананда большое внимание уделял силе мысли, ее целительной, преобразующей, творческой мощи!

- Да! - сказал Вималананда. Я имел счастье непосредственно у него учиться в этом ашраме на протяжении десяти лет, до самого часа его ухода в махасамадхи. И не только знаю его учение о силе мысли (ведь некоторые книги моего великого гуру я сам переводил на европейские языки), но мне довелось наблюдать, как в нем самом
проявляется эта сила мысли. Не было такого случая, чтобы его мысль осталась
нереализованной в жизни! Шивананда был великим мастером йоги.

- Да, - сказал я, - все написанные им книги прекрасны. Все они находятся среди моих любимых книг на духовную тематику...


Смотри в Сердце.

Мы встали попрощаться! Сфотографировавшись на память, я обнял дорогого гуру,
поблагодарил его за все и простился с ним. Омар, провожая меня, все повторял слова своего учителя Вималананды – смотри в Сердце! Реальность там, снаружи только иллюзии ума... Вся Реальность в Сердце, - повторял улыбаясь и похлопывая меня по плечу добродушный Омар...

- Да! Дорогой друг, вся Суть человека и Великой Вселенской Жизни в Духовном Сердце - в Атмане!..

........................................

* Свами Вималананда является  Президентом Всемирного Общества Божественной Жизни,
которое было основано его святым учителем - Шри Свами Шиванандой в городе Ришикеш (Индия) в 1936 году.