Геометрия Космоса
"Вселенная мне знаки подает". Под таким названием в Международном центре Рерихов проходила моя персональная выставка, вызвавшая большой интерес и множество интересных откликов посетителей. Центр, как известно, поддерживает космизм в изобразительном искусстве, зачинателем которого был Николай Рерих.К сожалению, этот центр-музей сейчас на грани уничтожения.
Среди выставлявшихся здесь авторов – художники очень разных творческих индивидуальностей. Что же их объединяет? На этот вопрос можно ответить словами выдающегося философа и педагога Рудольфа Штейнера, который еще в начале ХХ века поставил вопрос о том, как от космоса, внешним образом исследованного найти путь к космосу, который сокровенные глубины нашего существа свяжет со своими сокровенными глубинами. Основная идея его заключалась в том, чтобы мышление сделать интуитивным, а знание художественным. На это была направлена разработанная им концепция воспитания и образования.
Это особенно актуально сейчас, когда массовое сознание существенно отстает от технического прогресса и научные достижения в значительной степени служат целям уничтожения. нежели созидания. Сейчас особенно остро ощущается необходимость космического сознания, ответственности человека не только за свою семью, страну, но и за планету Земля. Она все чаще напоминает о гибельности суженного, утилитарного мышления природными катаклизмами, катастрофами.
Характерно, что крупнейшие ученые, первооткрыватели космоса Циолковский, Вернадский, позже Андрей Сахаров были провозвестниками высочайшей космической этики.
Видный специалист в области освоения космоса Ян Иванович Колтунов еще в советское время разработал всеобъемлющую систему комплексного развития личности, направленную на становление космического сознания, включающую в себя древние учения и школы самосовершенствования, сочетающую физические нагрузки с работой воображения, развитием творческого потенциала, здоровым образом жизни. Эта система вовлекла в свою орбиту тысячи людей. А Яна Ивановича исключили из партии и выгнали с работы. Но партийным функционерам не удалось остановить это движение. В Москве, а потом и в других городах начали образовываться клубы, занимающиеся по системе КСП.
Встреча с ней вдохнуло новую жизнь в мое творчество. Я ощутила себя частицей Вселенной. Появились не просто новые сюжеты, но и новое восприятие мира. Приходили образы, находящиеся за пределами реальности. Из под моей кисти выходили предметы, пронизанные космическими энергиями, движущаяся, светящаяся материя. Я стала замечать, что некоторые мои сюжеты будто материализуются. Написала себя с белой кошкой - и появилась белая кошка в моей жизни, написала портрет по воображению – и появился похожий человек. А в картине «Миллениум» я увидела прообраз произошедшей через полгода трагедии в США.
Позже я познакомилась с трудами профессора математики В.В. Налимова. Согласно его теории, художник, углубляясь в процесс творчества, попадает в континуальный поток (ноосферу) и бессознательно черпает оттуда образы, которые могут приходить как из прошлого, так и из будущего. Но для такого погружения сознание должно быть свободно от заданных схем и программ.
Материалом для книги «Реальность нереального» и других исследований природы творчества профессору послужили медитации, проводившиеся с художниками объединения «Колесо», и рождавшиеся после них произведения.
В эту группу я вошла в конце 80-х.
В процессе овладения раджйоговской медитацией я ощутила вибрации божественной энергии. Медитацией навеяна композиция из треугольников и призрачный колорит полотна «Ом шанти» . Если здесь треугольники символизируют стремление ввысь, гармонию, то в картину «Сквозь время», написанную в студии темпорального творчества Владислава Зубарева, они ворвались тревожным, предупреждающим символом.
В картине «Миллениум», также написанной в этот период, две падающие конструкции соединились в падающий треугольник, к которому по диагонали несется фантастическая птица.
Во всех этих работах образы приходили как бы ниоткуда, композиция не обдумывалась заранее, в отличие, например от серии работ в технике напыления, в которых преобладает устоявшееся представление о космосе как о торжестве круглых вращающихся форм.
Картина «Явление» была навеяна идеей Циолковского о грядущем преображении человечества в лучезарное состояние Когда люди будут подобно растениям питаться солнечной энергией и обретут новые способности. На полотне изображено чудо преображения, но люди, погруженные в круг своих привычных мыслей, повседневных забот, не замечают его. По ним только скользит свет духовного преображения, не проникая внутрь. Однако, рано или поздно он разбудит их.
На конкурсе , проводимом Информационным центром ООН эта работа попала в число победителей. Здесь композиция вписана в равнобедренный треугольник, подобный фронтону античных храмов, классических зданий и символизирующих величие, устойчивость.
Возможно, такая упрощенная геометрия – всего лишь трансформация привычных представлений человека о гармонии и дисгармонии. Создатель Вселенной творил миры с неизмеримым многообразием форм и связей между ними.
В основании творения заложено не только рациональное , но и художественное начало, что свидетельствует о личности Творца – как гениального художника и вдохновителя земных художников. Вот почему только научное познание мира было бы неполным. Великие ученые, первооткрыватели делают прорыв в науке в результате внезапных озарений.
Видимо не случайно ученые порой находят в работах художников подтверждение своих научных гипотез. Так физик Н.К.Козицкий увидел в моей графике (белая эмаль по черному) подтверждение своей волновой концепции мироздания.
В 1992-93 г. профессор Ю. Г. Симаков, собравший уникальный материал по аномальным явлениям, проводил свои выставки и лекции совместно с художницей, позже он привлек меня к участию в документально-художественных выставках «Параллельные миры», т.к. увидел в моем творчестве новый аспект восприятия мира. Его концепция заключалась в том, что инопланетяне прилетают к нам не с далеких созвездий, а из параллельных миров, существующих рядом с нами на других частотах и потому для нас невидимых.
Образы ряда моих работ навеяны музыкой.
Импульсом к созданию картины «Стабат Матер» послужило исполнение в католическом соборе на М.Грузинской кантаты современного композитора Владимира Смирнова. Широко известна и часто исполняема кантата «Stabat Mater» Перголези, написанная в начале 18 века. Однако к этой поэме францисканского монаха Якопоне да Тоди, жившего в 13 веке, обращались очень многие известные и неизвестные композиторы. Скорбящая мать, оплакивающая своего Сына – это тема на все времена. Она актуальна и сейчас. Отсюда наложение и переплетение стилей. Готика собора, витражи взрываются внутренним состоянием участников и зрителей трагедии..
Музыкальное звучание осеннего пейзажа стала также темой моей картины «Осенний экспромт». Она экспонировалась в ЦДХ, а сейчас - в Фонде славянской письменности и культуры.
Человек в своем творчестве может не только подражать Творцу, но и сам творить бесконечное разнообразие форм. Это лежит в основе моих занятий в детских изостудиях. Прежде всего я знакомлю детей с разными видами линий и учу создавать из них формы. Использую для этого метод спонтанного рисования непрерывной линией. Это помогает снять зажимы, развивает гибкость и ассоциативность мышления, чувство пластики, развивает творческое начало, заложенное в каждом ребенке.