Геометрия Космоса

Элеонора Белевская
               
  "Вселенная мне знаки подает".  Под таким названием в Международном центре Рерихов проходила моя персональная выставка,  вызвавшая большой интерес и множество интересных откликов посетителей.  Центр, как известно, поддерживает космизм в изобразительном искусстве,  зачинателем которого был Николай Рерих.К сожалению, этот центр-музей сейчас на грани уничтожения.
  Среди выставлявшихся здесь авторов – художники очень разных творческих индивидуальностей. Что же их объединяет? На этот вопрос можно ответить словами выдающегося философа и педагога Рудольфа Штейнера, который  еще в начале ХХ века поставил вопрос о том, как от космоса, внешним образом исследованного найти путь к космосу, который сокровенные глубины нашего существа свяжет со своими сокровенными глубинами. Основная идея его заключалась в том, чтобы мышление сделать интуитивным, а знание художественным. На это была направлена разработанная им концепция воспитания и образования.
     Это особенно актуально сейчас, когда массовое сознание существенно отстает от технического прогресса и научные достижения в значительной степени служат целям уничтожения. нежели созидания. Сейчас особенно остро ощущается необходимость космического сознания, ответственности человека не только за свою семью, страну, но и за планету Земля.  Она все чаще напоминает о гибельности суженного,  утилитарного мышления природными катаклизмами, катастрофами.
     Характерно, что крупнейшие ученые,  первооткрыватели  космоса Циолковский, Вернадский, позже Андрей Сахаров были провозвестниками высочайшей космической этики.
      Видный специалист в области освоения космоса Ян Иванович Колтунов еще в советское время разработал всеобъемлющую систему комплексного развития личности, направленную на становление космического сознания, включающую в себя древние учения и школы самосовершенствования, сочетающую физические нагрузки с работой воображения, развитием творческого потенциала, здоровым образом жизни.   Эта система вовлекла в свою орбиту тысячи людей. А Яна Ивановича исключили из партии и выгнали с работы. Но партийным функционерам не удалось остановить это движение. В Москве, а потом и в других городах начали образовываться клубы,   занимающиеся по системе КСП.
      Встреча с ней вдохнуло новую жизнь в мое творчество. Я ощутила себя частицей Вселенной. Появились не просто новые сюжеты, но и новое восприятие мира. Приходили образы, находящиеся за пределами реальности.  Из под моей кисти выходили предметы, пронизанные космическими энергиями, движущаяся, светящаяся материя.  Я  стала замечать, что некоторые мои сюжеты будто материализуются. Написала себя с белой кошкой - и появилась белая кошка в моей жизни, написала портрет по воображению – и появился похожий человек. А в картине «Миллениум» я увидела прообраз произошедшей через полгода трагедии в США.
      Позже я познакомилась с трудами  профессора математики  В.В. Налимова.  Согласно его теории, художник, углубляясь в процесс творчества, попадает в континуальный поток (ноосферу) и бессознательно черпает оттуда образы, которые могут приходить как из прошлого, так  и из будущего. Но для такого погружения сознание должно быть свободно от заданных схем и программ.
      Материалом для книги «Реальность нереального» и других исследований природы творчества профессору послужили медитации, проводившиеся с художниками объединения «Колесо», и рождавшиеся после них произведения.
В эту группу я вошла в конце 80-х.
     В процессе овладения раджйоговской медитацией я ощутила вибрации божественной энергии. Медитацией навеяна композиция из треугольников и призрачный колорит полотна «Ом шанти» . Если здесь треугольники символизируют стремление ввысь, гармонию, то в картину «Сквозь время», написанную в студии темпорального творчества Владислава Зубарева, они ворвались тревожным, предупреждающим символом.
       В картине «Миллениум», также написанной в этот период, две падающие конструкции соединились в падающий треугольник, к которому по диагонали несется фантастическая птица.
       Во всех этих работах  образы приходили как бы ниоткуда, композиция не обдумывалась заранее, в отличие, например от серии работ в технике напыления, в которых преобладает устоявшееся представление о космосе как о торжестве круглых вращающихся форм. 
   Картина  «Явление» была навеяна идеей Циолковского о грядущем преображении человечества в лучезарное состояние Когда люди будут подобно растениям питаться солнечной энергией и обретут новые способности. На полотне изображено чудо преображения, но люди, погруженные в круг своих привычных мыслей, повседневных забот, не замечают его. По ним только скользит свет духовного преображения, не проникая внутрь. Однако, рано или поздно он разбудит их.
На конкурсе , проводимом Информационным центром ООН эта работа попала в число победителей. Здесь композиция вписана в равнобедренный треугольник, подобный фронтону античных храмов, классических зданий и символизирующих  величие, устойчивость.
       Возможно, такая упрощенная  геометрия – всего лишь трансформация привычных представлений человека о гармонии и дисгармонии. Создатель Вселенной творил миры с неизмеримым многообразием форм и связей между ними.
В основании творения заложено не только рациональное , но и художественное начало, что свидетельствует о личности Творца – как гениального художника и вдохновителя земных художников.  Вот почему только научное познание мира было бы неполным. Великие ученые, первооткрыватели делают прорыв в науке в результате внезапных озарений.
     Видимо не случайно ученые порой находят в работах художников подтверждение своих научных гипотез. Так  физик Н.К.Козицкий увидел в моей графике (белая  эмаль по черному) подтверждение своей волновой концепции мироздания.
 В 1992-93 г.  профессор Ю. Г.  Симаков, собравший уникальный материал  по аномальным явлениям, проводил свои выставки и лекции совместно с художницей, позже он   привлек меня к участию в документально-художественных выставках «Параллельные миры», т.к. увидел в моем творчестве новый аспект восприятия мира.  Его концепция заключалась в том, что инопланетяне прилетают к нам не с далеких созвездий, а из параллельных миров, существующих  рядом с нами на других частотах и потому для нас невидимых.
     Образы ряда моих работ навеяны музыкой.
     Импульсом к созданию картины «Стабат Матер» послужило исполнение в католическом соборе на М.Грузинской кантаты современного композитора Владимира Смирнова. Широко известна и часто исполняема кантата  «Stabat Mater» Перголези, написанная в начале 18 века. Однако к этой поэме францисканского монаха Якопоне да Тоди, жившего в 13 веке, обращались очень многие известные и неизвестные композиторы. Скорбящая мать, оплакивающая своего Сына – это тема на все времена. Она актуальна и сейчас. Отсюда наложение и переплетение стилей. Готика собора, витражи взрываются внутренним состоянием участников и зрителей трагедии.. 
      Музыкальное звучание осеннего пейзажа стала также темой моей картины «Осенний экспромт». Она экспонировалась в ЦДХ, а сейчас - в Фонде славянской письменности и культуры.
      Человек в своем творчестве может не только подражать Творцу,  но и сам творить бесконечное разнообразие форм.  Это лежит в основе моих занятий в детских изостудиях. Прежде всего я знакомлю детей с разными видами линий и учу создавать из них формы.  Использую для этого метод спонтанного рисования непрерывной линией. Это помогает снять зажимы, развивает гибкость и ассоциативность мышления, чувство пластики,  развивает творческое начало, заложенное в каждом ребенке.