Мраморная статуэтка

Татьяна Шашлакова
Журналист  из «Биржевых ведомостей» А.Волынский 25 июня 1913 года писал о восемнадцатилетней  примадонне Императорского Мариинского театра Ольге Спесивцевой: «У нее стройная фигура, точеные ноги с идеальным подъемом. Ее позы бесподобны. Достаточно ей появиться на сцене и стать, придав ногам обычную позицию перед началом танца, чтобы уже произвести впечатление мраморной статуэтки  руки великого мастера…»

«Мраморная статуэтка » родилась в Ростове-на-Дону. Отец ее, Александр, был оперным певцом и  с самого рождения дочери мечтал о карьере великой актрисы для Олечки.
А девочка и сама не представляла себя никем иным, как Царевной Лебедью, плывущей в танце при полном  восхищении благодарной публики. В одиннадцать Оля впервые почувствовала, что такое счастье. Она была принята в Петербургское театральное училище.
Через несколько дней после того, как будущая балерина поселилась в большой девичьей спальне, ей приснился сон. Десять лет спустя, она рассказывала о нем Нижинскому, с которым танцевала в Америке в постановках «Сильфида» и «Видение розы»:

- Я не спала, нет,.. Или, может, заснула, но мне кажется, что все произошло на самом деле. Выхожу в коридор. А там шепчутся двое: плотный мужчина и девушка. Она очень красивая и легкая. Он одет словно король из волшебной сказки. Увидев меня, они убежали в огромный сверкающий класс и стали летать под потолком и смеяться.
Я наблюдала… Девушка крикнула мне: «Меня зовут Аня, а тебя? ». Отвечаю: «Оля». «А мой друг – дядя Сережа. Он сделает для тебя многое, ты станешь лучшей, но это продлится не слишком долго…»
Я знаю, что со мной разговаривала тогда Павлова, а «дядя Сережа» сидит сейчас напротив нас и беседует с генералом, выдув супницу шампанского….

Франция  рукоплескала русской примадонне. И на одном из представлений больше всех, кто бы вы думали?.. Земляки Ольги Александровны.
В Париже после  пяти минут танца в Ольгу безумно влюбились трое братьев Грищенковых: есаул Иван, подъесаул Георгий и студент университета Вадим. Это были сыновья одного из бывших казачьих атаманов, который в 1916 году лечился во Франции. Сыновья приехали проведать папеньку. Хорошо образованные, культурные, они не могли пропустить сезон Русского балета Дягилева.
Узнав, что Спесивцева небогата, одинока и родом с Дона, захотели увезти ее на юг, ведь тогда в Ростове процветали и балет, и опера.
Все трое признались в любви красавице, решив, что смирятся с ее выбором, но были отвергнуты
Намечалось похищение. Купили самый быстроходный по тем временам  автомобиль, дорожные вещи, но лихие казаки  опоздали: Ольгу и ее коллег по сцене увез поезд.
А похитить Ольгу мечтали многие.

Историю в Нью-Йорке считают легендой. Но она любопытна.
Некий фермер Джером Эйеза был очень далек от театра, он приехал из своей деревни разведать насчет поставки свиней живым весом в рестораны города. Шел по улице, увидел афишу с нарисованной балериной и купил билет на балет.
Оленька, которой тогда было чуть за двадцать, только встала в позицию, как на сцену вылетел здоровенный мужчина, схватил ее в охапку и рванул прочь. Спесивцева, как и полагается хрупкой барышне, потеряла сознание.
Согласно канонам классики, приму отбивают офицеры, а фермеру наоборот, набивают физиономию.

- Самое великое и любимое, что есть в моей жизни – это танец, сцена, - говорила счастливая женщина.
В 1917 году перед Февральской революцией, как ни умоляли ее остаться в относительно спокойной Европе, она приехала в Петроград. И не пожалела. В театре она стала первой. 
Два года спустя – очередная радость. Впервые Ольга выступила в «Жизели», а потом и в «Лебедином озере».  Кроме этого были Фея Драже, Эсмеральда, Баядерка…
Ее любили, ее выпускали из страны. Она еще не раз побывала за границей, в Лондоне станцевала Спящую красавицу.   Это было в 1921 году. А через три года пима сильно заболела и ей пришлось лечиться в Италии.
Карьера балерины окончилась в 1937, когда она решила оставить сцену и  посвятить себя  преподаванию. Не в России. На родину она вернулась только пару раз на непродолжительное время.
Ольга Александровна Спесивцева  прожила долгую жизнь. Ей исполнилось 96, когда  вышел ее срок на земле. Умерла «Мраморная статуэтка» в одном из пригородов Нью-Йорка. Тридцать с лишним лет провела старая дама в  пансионате имени  Льва Толстого, который открыла дочь писателя для того, чтобы известные творческие личности не уходили из жизни в нищете и одиночестве.