Когда плачут боги

Рой Рябинкин
(Дорожные заметки)

Вчера в  прифронтовом Геническе у меня в машине с мёдом  нечаянно оказался мешок огурцов.
 
- Не хочешь покупать -  забери даром! - предложил его владелец, ошалевший от жары, который не успел к концу базарного дня  продать огурцы немногочисленным курортникам. Я его прекрасно понимаю – мы, русские, не торговцы по сути. Иногда это занятие доводит до состояния тихого умопомешательства.

Приморский город наводнён военными  и выглядит подавленным. Куда подевалась курортная лёгкость прежних лет, многочисленные фейерверки и летающие фонарики счастья! 

Я  выменял огурцы за баночку мёда, но оказалось, что вместе с огурцами  приобрёл в нагрузку и проблему: что с ними делать? Два из них я съел с пшеничным хлебом и насытился  на весь день - такими огромными и сочными они оказались.

Рядом на площади молодая семья цыган пытается продавать дыни:
- Сочные медовые дыни! Все по пять гривен!

Двое чумазых голых цыганят уплётывали дыню прямо на раскалённом асфальте. Я предложил огурцы цыганам, но они показались слишком большими для консервации  цыганке - худенькой и совсем чёрной от солнца.

Наконец я отдал их проходившему мимо старику с  тележкой, и он счастливый, обливаясь потом от жары, спросил, сочувственно посматривая на меня:
  - Как ты работаешь на таком солнцепёке? Я возле тебя  пару минут и уже готов упасть в обморок...

В августе жары в Приазовье и впрямь установились такие, что листья скручиваются в трубочки от лучевых ожогов, а цветы акации засохли на дереве и превратились в шуршащий гербарий.

 Мои коллеги - полуголые торговцы дарами садов и огородов  - выглядят индусами или арабами - до того обожжены солнцем.

Девушки не отстают от парней - их тела блистают оттенками чёрного эбонита, - но сбились в стайку возле уличной торговки парфюмами, такой же юной, как и они. 

Меня  подмывало подойти и сказать им:

- Вы такие знойные и прекрасные - вас отполировали жаркий ветер и  полыхающее солнце над головой. Если попробовать написать Ваши портреты, то краски  на холсте будут дымиться, столь вы горячи!  Зачем вам парфюмы, если вы пахнете дынями и персиками?
 
Но я благоразумно промолчал, чтобы не лишить девушек удовольствия повертеть в руках заморские пузырьки с духами и тюбики каких-то втираний. На секунду они стали далеки от гор арбузов, картофеля и лука. Они были не в коротких выгоревших шортах и лёгких облегающих майках, а в декольтированных платьях где-то на виллах Лазурного берега.

К вечеру у моря появился  знакомый художник, весь в белом, словно индийский сагиб с пробковым шлемом на голове.

Он разложил на поребрике у приморской гостиницы  свои этюды и нервно попивал горячий кофе под косыми лучами  плавящегося  красного диска солнца  в ожидании восторженных толп поклонников и покупателей.

Один из его этюдов долго не отпускал меня, и я то и дело возвращался взглянуть на него. Он назывался "Дорога к храму": средняя полоса России, судя по свежей зелени. Вверх по холму вьётся тропинка. А на вершине взметнулся к небу золотыми куполами храм. Небо необычайно чистое, и  белые, как ангелы, облака проплывают в ясной голубизне над  крестами...

Левитанским "Над вечным покоем" веяло от этого пейзажа, и я сказал об этом художнику по фамилии Гончаренко. Он член какого-то художественного общества, но  признался, что это  работа одного из современных молодых художников, которая  зацепила  его сделать копию.

Зной постепенно спадал. Лестница к морю заполнялась гуляющими.  С верхних ступенек раздались гитарные аккорды. Это уличный музыкант, горловский беженец Сергей Зиборов, начал  очередной ежевечерний концерт.  Люди останавливались и бросали  в  шляпу на земле, кто сколько мог.

Он сказал мне, что его двухлетняя дочка ходила по горловской квартире в каске и бронежилете до того момента, пока он  смог вывезти семью в Судак.  Он вынул из своего бронежилета титановые пластины и вложил в дочкин по две. Всё обошлось, хотя на украинском блокпосте из озорства их обстреляли, и две пули всё-таки продырявили кузов, не причинив вреда пассажирам.

Слова одной из его  песен поразили меня. Она называется «Боги» и выложена  в сети:

http://muzozo.ru/music/

В храмах плачут боги, кто кровью, кто слезой...
Вы посмотрите люди, что мы сделали с собой?

Города дотла сжигаем, их виня, что, он другой,
За собой не замечая, что мы сделали с собой!

Я подарил ему баночку мёда, а он мне -  диск со своими песнями.

Я, не веря своему счастью, отнёс диск в машину и в густых сумерках, почти засыпая за рулём от усталости,  отправился на бивуак...


Фото автора.  Геническ. Лестница к морю