Сакральная роль Прозыру

Екатерина Щетинина
Человек Божий так устроен, что не может он без исповеди.
Тем более без неё не может русский.
Как без бани.
Исповедальность заложена в нас генетически, вшита как чип. Код это наш. Культурно-нравственный. Вход в ячейку нашего вечного несгораемого Сейфа, говоря метафорически.

Заметим: корень слова "исповедь"  - ВЕД.

Следовательно, без испоВЕДи нет ВЕДения - познания себя и - тем более - познания чего-то вне себя.

Воцерковленные исповедуются там, где Мать-церковь велит. Там вершится это сугубое Таинство.

А разцерковленные где?
Известно где - за стаканом водочки.
Раньше - в длинных письмах. Что уже в прошлом.
Или когда что-то иное (а это и есть Господь) сильно пробьёт... И тут уж выливается из тебя всё первому встречному, кто готов послушать. Хоть в вагоне, хоть в подворотне.

Однако этого не хватает, мало этого широкой русской душе.
Кто бывал на церковной исповеди, знает, что прежде чем идти к батюшке (а это крайне тяжело - гордыня ломается!), человек, кланяясь всем, кто находится в храме говорит: "Простите меня люди добрые!".

То есть, ИСПОВЕДЬ КРАСНА НА МИРУ. Как и смерть.
(Опять же: кто впервые шел на исповедь, знает, что она схожа с малой смертью)

И вот в начале третьего тысячелетия появляется чудесная возможность - исповедаться через сайты. Перед всем миром. Особенно через сайты литературные. Публично написать-поВЕДать о том, что пережил, перечувствовал, что волнует и жжет, болит и не дает покоя, осознать себя и поделиться-посоветоваться со всем инетовским сообществом.  (Вспомнила кстати один любопытный момент: только у нас в СССР было такое понятие, как самокритика - тоже своего рода исповедь)

В частности, и сайт Проза.ру - паллиатив, так сказать, исповеди как таинству православной церкви (в других конфессиях исповедь уже практически отменена, в ее первоначальном смысле). Это исповедь, конечно, своего рода, специфическая. Но тоже возможность приоткрыть, проветрить свою хворую душу.

Да, кто-то исповедуется в своих творениях не совсем начистоту, кокетничает, лукавит, что-то приукрашивает (а как же!), есть и самобичевание, и самолюбование, кто-то прячется за своим героем, ведя повесть (ПОВЕДсть) от третьего лица, кто-то слегка фантазирует. Кто-то изливает яд и нечистоты - всё, как в церковном укладе. Батюшки, ведущие исповеди, делились, что после этой процедуры они себя чувствуют как в навозной яме, со страшной тяжестью на сердце и душе, под гнетом людских грехов, порой совершенно жутких.
 
Мы не умеем пока исповедоваться качественно. Не все могут. И это нормально. Потому что священники знают: настоящей ИспоВЕДи долго надо учиться.
И только научившись исповеди, покаянию, можно приступать к молитвам-просьбам (мы думаем, что наоборот).

И не важно, сколько баллов и какого цвета поставили тебе за твою исповедь, ведь Бог-то по-любому ее услышал.

И даже не так важно, а логично, что местами сайт превращается в отхожее (извините) место. А разве мало в нас грязи и прочих душевных шлаков накопилось?

Особенно мы себя проявляем-исповедуем сейчас, когда

Идёт духовная война,
И сущность каждого видна -
На Волге, Висле, на Днепре и Доне -
Как на ладони...
 
Многие говорят и спорят о собственно литературно-художественном качестве содержимого сайта. Это другая сторона вопроса. Я не о ней. Мне интереснее, что происходит с людьми, насколько они способны на испоВЕДь, кто мы сегодня по своей сути.

Главное правило:  ИСПОВЕДЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ИСКРЕННЕЙ!

А это уже путь к настоящему... человеку и Литературе.

Пока же ... много званых, но мало ИСКРЕННИХ.