Водитель автобуса

Геннадий Маркин
Водителем автобуса был невысокий, подтянутый, спортивного телосложения мужчина средних лет. Он был немного лысоват, но это не портило, а, наоборот, даже украшало правильные черты лица. Его серые глаза излучали радость и дружелюбие, и со всеми входящими в автобус пассажирами он был вежлив, внимателен и разговорчив. Людям средних лет он желал приятно провести в дороге время, пожилым любезно помогал дойти до указанного в билете места, а с молодыми людьми, в основном ехавшими на занятия студентами, заводил  непринуждённые интересные беседы.  Салон автобуса был  почти заполнен, и многим пассажирам пришлось ехать стоя, однако это их не тяготило, а наоборот все были в хорошем настроении и, так же как и водитель автобуса, были вежливы и внимательны друг к другу. Стоявшую у двери полную женщину любезно поддерживал под локоть неизвестный ей мужчина элегантного вида, коренастый молодой человек уступил своё место старичку, и тот с удовольствием расположился в кресле, двое крепких парней слушали музыку, и чтобы не мешать другим пассажирам, надели наушники. Доехав до очередной промежуточной остановки, водитель выключил двигатель и повернулся к пассажирам.    
- Дорогие друзья, - громко проговорил он, обращаясь сразу ко всем пассажирам, - с этой остановки автобус поведёт другой водитель, а у меня закончилась смена.
Пассажиры стали просить водителя довезти их до конечной остановки, но он отказался это сделать.
- Я не могу, не имею права, - дружелюбно, но твёрдо заявил водитель. – У нас в автоколонне имеется инструкция, запрещающая нам работать сверхположеного времени, а я итак уже две лишние остановки проехал, - сказал он и, ещё раз улыбнувшись, вышел из автобуса.
Пошумев ещё какое-то время, пассажиры успокоились и стали ожидать прихода другого водителя. Однако прошло пятнадцать минут, но водителя не было. Через двадцать минут в автобусе начались недовольные высказывания, а спустя полчаса в салоне стало шумно, начались ссоры. Стоявшая у двери полная женщина начала спиной отталкивать от себя вдруг навалившегося на неё мужчину элегантного вида, сидевший в кресле старичок стал что-то выкрикивать, но его слова тонули в общем пассажирском гомоне, двое крепких парней сняв наушники, пытались силой открыть дверь автобуса, но это им не удавалось.
-  Мужчина, закройте окно, мне холодно, - капризно проговорила молодая женщина, обращаясь к толстому мужчине, открывшему окно.
- А мне жарко, я вспотел, - недовольно проговорил толстяк.             
- Если жарко и вспотел, тогда разденься догола, а окно закрой, - с угрозой в голосе проговорила капризная женщина.
- Товарищи! Господа! – громко обратился к пассажирам толстяк. – Что мне лучше сделать – открыть окно или раздеться догола?
Мнения пассажиров разделились. Одни любезно разрешили толстяку открыть окно, а другие, в основном женщины, склонились к мнению, что ему нужно раздеться.  Женщин в автобусе было больше, и толстяк, испытав на себе их нескромные, а порой и хищные взгляды, не на шутку испугался.
- Товарищи, - испуганно озираясь по сторонам, заговорил он, - у меня имеется водительское удостоверение. Давайте я сяду за руль автобуса и довезу вас всех до конечной остановки.
В автобусе наступила тишина.
- Друзья, товарищи, что же мы и вправду  раньше не догадались, что кто-то из нас может управлять автобусом, - улыбнувшись, проговорила женщина интеллигентного вида и поправила на переносице очки. – Идите, мужчина, за руль и везите нас, - радостно проговорила она, обращаясь к толстяку.
- А почему это он должен управлять автобусом? – недовольно спросил у женщины стоявший рядом мужчина, поправляя узел галстука. – У меня тоже водительское удостоверение имеется и я, между прочим, потомственный водитель автобуса. Автобусом управлял ещё мой дед, а затем и отец. Я тоже одно время на автобусе работал, так что и я могу довезти вас до конечной остановки.
- Извините, но вы уже в преклонном возрасте, а автобусом должны управлять молодые водители, такие, например, как я, - проговорил высокий черноволосый  парень.
- А водительское удостоверение у вас имеется? – спросил у него мужчина в галстуке.
- Да, имеется, и вдобавок у меня есть мотоцикл, - ответил черноволосый парень, кивнув при этом кудрявой головой.
- Молодой человек, автобус, это вам не мотоцикл. Чтобы управлять автобусом, нужен опыт, а вы нас довезёте в лучшем случае до первого поста ГАИ. А вот у меня есть и опыт управления автобусом, и права, вот они, - мужчина в галстуке поднял вверх руку, в которой держал удостоверение водителя. – К тому же не надо забывать о том, что я потомственный водитель.
- Знаю я, какой вы водитель, - перебил его мужчина в кожаной кепке. – Вы же не умеете водить автобус. Вы врёте, что вы водитель, и права вы себе купили. Мне доводилось ездить с вашим отцом, он, так же, как и вы, автобусом управлять не умел совершенно. Однажды  он в маленькой луже застрял и битых два часа буксовал на одном месте, мы все из-за него на работу опоздали. И деда вашего я тоже хорошо помню. Он лошадью в колхозе управлял, а не автобусом. Брал в руки вожжи и  управлял  лошадью, клячей, которая еле-еле ногами передвигала. Вашему деду председатель колхоза даже хорошую лошадь боялся доверить, только старую слепую клячу. На телегах вы ездили, а не на автобусах. Весь ваш род управлял старыми полумёртвыми клячами, а не ав-тобусами. И этот кучерявый мотоциклист,  – мужчина в кожаной кепке выставил в сторону черноволосого парня  указательный палец, - он нас всех не довезёт даже до первого поста ГАИ. Первый кювет будет наш. Здесь в автобусе только один по-настоящему профессиональный водитель – это я.
- У меня тоже права имеются, только я их дома оставила, - проговорила молодая светловолосая девушка с короткой стрижкой. – Я на такси работала, и у меня осталось вот это, - девушка достала из сумочки кожаные с вырезами для пальцев спортивные перчатки, которыми обычно пользуются автогонщики.
- Нам ещё только автогонщиков не хватало, - вновь заговорил мужчина в кожаной кепке. – Автогонщиков-таксистов, к тому же блондинок.
- А причём здесь цвет моих волос? – обиженно спросила девушка.
- Притом что вам, блондинкам, ничего  доверять нельзя. Даже приготовление простого из двух картофелин супа и то вам, блондинкам, доверить  нельзя. Вы его обязательно  пересолите или наоборот недосолите.
- Но, но, дядя, прошу не оскорблять! – проговорила блондинка. – У меня в такси ни одной аварии не было, одни грамоты давали.
В автобусе вновь поднялся шум.
- Тихо, товарищи, тихо! Успокойтесь! – громко проговорила женщина интеллигентного вида, поправляя на переносице очки. – Давайте поступим, как цивилизованные люди – бросим жребий. У меня имеется школьная тетрадь, из которой я вырву маленькие листочки и раздам вам всем. А вы, товарищи,  напишите, кого бы вы хотели выбрать водителем автобуса: полного мужчину, мужчину в галстуке, черноволосого парня, мужчину в кожаной кепке или девушку таксистку? А иначе, товарищи, мы скоро все передерёмся.
В автобусе насупила тишина, все согласились с предложением женщины интеллигентного вида.
- Уважаемые пассажиры, напишите, пожалуйста, ещё на листочках, можно ли мне открыть окно, а то мне очень жарко и я вспотел, - жалобно попросил толстый мужчина.
- Товарищи! – обратился к пассажирам мужчина в галстуке. – Не забудьте, что я потомственный водитель автобуса. Мои отец и дед водили автобусы, а вспомните, товарищи, какие раньше автобусы были? Они были быстроходны, хорошо отапливаемы, с комфортабельными салонами и мягкими удобными креслами, а сейчас? Автобусы  неудобные, сидений мало, большая часть пассажиров едет стоя, а сидят какие-то единицы.  Я, товарищи, сделаю так, что вы все будете ехать сидя. В билете, товарищи, у всех будут указаны ваши конкретные места.
- Господа! Вы только вдумайтесь, о каких билетах идёт речь? – заговорил черноволосый парень, – вспомните, какую  длинную очередь в кассу мы все отстояли, покупая билеты при посадке. А можно сделать гораздо проще: сел в автобус, отдал деньги и никаких тебе билетов. Удобно и хорошо. Билеты – это уже пережиток прошлого. Автобусом должны управлять молодые люди, такие, как я.
- Ты - сопляк! – перебил его мужчина в кожаной кепке. – У вас, сопляков, ещё под носом не просохло, - при этих словах мужчина достал из кармана пиджака носовой платок и кинул его черноволосому парню в лицо, - на, вытри сопли!
- Безобразие! – закричал тот. – Вы просто хам! Я привлеку вас к ответственности, когда мы приедем на конечную остановку. Господа, я прошу вас быть свидетелями моего оскорбления!
-  Я пойду к вам в свидетели, - вступила в разговор девушка-таксистка, - он меня тоже оскорбил, сказал, что я суп не могу готовить. А у меня в такси не было ни одной аварии, все стены дома грамотами увешаны за хорошую работу. Мужчина, - обратилась она к толстому и ещё больше вспотевшему мужчине, - напишите на листочке меня, я вам разрешу окно открыть, а вам, женщина, - повернулась она к капризной женщине, - я разрешу этого мужчину раздеть догола. Женщины! Нас же больше, выберите меня, а я вам разрешу всех мужчин в этом автобусе раздеть догола. Мы им докажем тогда, что мы, женщины, умнее, - проговорила блондинка и, надев на руки спортивные с вырезами для пальцев кожаные перчатки, выставила вперёд руку и подняла вверх средний палец.
  - Да вы что? С ума, что ли все посходили? – поднялся с сиденья мужчина с военной выправкой. – Прекратите немедленно, выборы какие-то здесь устроили. Всем оставаться на своих местах, я поведу автобус, я работник этой пассажирской автоколонны.
- Извините, а у вас права на вождение автобуса имеются? – после небольшой паузы спросила у него женщина интеллигентного вида.
- Я в автоколонне работаю не водителем, а охранником, но, тем не менее, автобус поведу я, - грозно проговорил мужчина и бесцеремонно уселся на место водителя.
- Самозванец! – закричал мужчина в галстуке и, ухватившись одной рукой за руль, стал мешать охраннику, заводить двигатель автобуса.
- Стойте! Давайте дождёмся результатов голосования! - крикнула  таксистка и, схватив мужчину за галстук, стала тянуть его обратно от руля.
- Негодяи!  Вы все негодяи! – закричал мужчина в кожаной кепке и схватил руками таксистку за белые волосы.
- Да вы просто хам! – вспылил черноволосый парень и, подняв с пола истоптанный носовой платок, кинул его в лицо мужчине в кожаной кепке.
В автобусе началось немыслимое безобразие.  Кто-то с кем-то  ругался, кто-то начал свистеть, стоявшая у двери полная женщина начала кулаками дубасить  мужчину элегантного вида, старичок встал со своего кресла и начал кому-то угрожать, потрясая при этом своим костылём, двое крепких парней бросили свои попытки открыть дверь автобуса и стояли, молча, схватив друг друга за шиворот. Охранник автоколонны продолжал удерживать одной рукой руль автобуса, а второй отбивался от наступавших на него конкурентов. Мужчине в галстуке удалось ухватиться за руль и второй рукой, но усесться на водительское место ему не давал охранник и ещё мешал дышать галстук, за который его продолжала тянуть таксистка, которую за волосы, словно куклу, тряс мужчина в кожаной кепке, а в его ухо мёртвой хваткой вцепился зубами черноволосый парень.
 В это время дверь автобуса открылась, и в салон вошёл прежний водитель. Единоборство прекратилось, и соперники, тяжело дыша и сопя, уставились на него.
- Друзья мои, - улыбаясь, заговорил водитель, - мой сменщик заболел, и руководство автоколонны в виде исключения разрешило мне завершить этот рейс до конца, так что прошу вас всех занять свои места, мы отправляемся.
Вскоре автобус тронулся и, плавно набирая ход, покатил к пункту конечной остановки. У двери стояла полная женщина, а рядом с ней мужчина элегантного вида, двое крепких парней слушали через наушники музыку. Мужчина в галстуке то и дело поправлял ворот на рубашке, мужчина в кожаной кепке прикладывал к укушенному уху свой носовой платок, черноволосый парень и девушка таксистка, случайно встретились взглядом и уставились в пол, а у окна сидел старичок. Все молчали, никто ни на кого не смотрел. Из-за случившегося инцидента, всем было друг перед другом стыдно, и лишь водитель автобуса изредка окидывал взглядом притихший салон, хотя и ему было немного стыдно за то, что он оказался невольным виновником недостойного поведения  веривших в него пассажиров.