По вновь открывшимся обстоятельствам

Геннадий Маркин
Тепловоз, издавая протяжно-печальный звук,  медленно тащил за собой железнодорожный состав по бескрайнему лесу. Распугивая грозным видом и внутриутробным гудением сидящих на придорожных деревьях птиц, он надолго останавливался, словно размышлял: ехать ему дальше или нет. Затем фыркал и, выпуская клубы чёрного дыма, резко дёргал прицепленные к нему вагоны.
Освобождённый из мест лишения свободы по постановлению Президиума областного суда Игорь Семёнов лежал на верхней полке пассажирского вагона и рассматривал в окно протянувшийся на сотню километров, покрывшийся красно-жёлтым нарядом осенний лес. Несмотря на скученность пассажиров, неровный ход тепловоза, Игорь чувствовал себя замечательно и безмятежно напевал себе под нос детскую песенку про Антошку. Чертыханья и ругань толстой бабки, сидевшей на нижней полке и державшей на коленях большую хозяйственную сумку, забавляли Игоря, и ему хотелось крикнуть на весь вагон: «Да не грустите вы, люди! Посмотрите, красотища-то, какая на улице!» Но люди могли его не понять. Поэтому Игорь сдерживал свои эмоции. За год с лишним, что он провёл в колонии строгого режима, жизнь научила его быть малоразговорчивым. Даже когда начальник отдела специального учёта в присутствии начальника колонии протянул ему для ознакомления машинописный текст с чётким тёмно-синим оттиском печати, он оставался невозмутимым.
- Что это?
- Постановление об отмене приговора и передаче дела для производства нового расследования по вновь открывшимся обстоятельствам, - казённо проговорил начальник  отдела специального учёта.
- Как об отмене? – не поверил Игорь в услышанное.
- Обыкновенно. По вновь открывшимся обстоятельствам.
- По каким обстоятельствам? – задал сам не зная зачем вопрос Игорь.
Держа в руках постановление о своём освобождении, он не мог представить себе, что вот эта обыкновенная канцелярская бумажка может круто изменить его жизнь. Что из-за этой бумажки он больше не будет ходить в строю и просыпаться по длинному колонийскому гудку.
- В связи с задержанием органами милиции настоящего убийцы, - строгий голос начальника колонии привёл Игоря в чувство и вернул в действительность. У Игоря перехватило дыхание.
- Но ведь так не бывает, гражданин… товарищ начальник, - голос его предательски охрип.
- Бывает, редко, правда, но бывает, - начальник колонии поднялся из-за своего рабочего стола и подошёл к Игорю. – За мою тридцатилетнюю службу такой второй случай. Кстати, а кто такая Вера Сорокина?
Игорь удивился заданному вопросу.
- Теперь уже никто. Раньше была знакомой.
          - Напрасно вы так, - проговорил начальник колонии, - я ознакомился с вашим делом. Вера писала вам письма, а вы не отвечали ей. Можно поинтересоваться, почему?
- На то были причины.
- Вы обиделись на неё за то, что она дала показания в суде?
- Но ведь я же не убивал того парня, вы сейчас сами в этом убедились.
- На тот момент все обстоятельства свидетельствовали против вас. Она ведь не оговорила вас?
- Нет.
- Ну вот, видите? Она могла ошибиться.
- Также как ошиблись следствие и суд, ни за что меня осудив?
- И не укоряйте следствие и суд. В случившемся в первую очередь виноваты вы сами. Пьянки, драки, приводы в милицию – вот вам и результат, а на девушку зря обижаетесь. Как только милиция задержала настоящего убийцу, она написала письмо в Генеральную прокуратуру, наняла на свои деньги опытного адвоката, они и сдвинули дело с мёртвой точки. Билеты на поезд вам вручит начальник  отдела специального учёта, а на станцию вас отвезут на моей служебной машине, я уже распорядился. Будьте осторожны в дальнейшей жизни, и – желаю удачи, - садясь за рабочий стол, проговорил начальник колонии.
Поезд в очередной раз остановился, и находившиеся в вагонах пассажиры выглядывали в окна, пытаясь разглядеть, что там впереди, и понять причину очередной остановки. Многие дремали.
Игорь спустился на пол и, пройдя в тамбур, с удовольствием закурил. На этот раз поезд тронулся плавно. Постукивая на стыках рельсов, он как бы выводил своими железными колёсами одно и то же слово – «домой». Рассматривая сквозь грязное оконное стекло пристанционные постройки – ветхие покосившиеся домики, Игорь вспомнил тот летний вечер, когда злодейка судьба сыграла с ним свою злую игру.
               
                ***

Отдаваясь эхом в глухих подъездах близлежащих пятиэтажек, танцевальная музыка растекалась по аллеям вечернего городского парка. Красные сигаретные огоньки мелькали в разных уголках тёмного парка. Единственное освещённое искусственными светильниками место в парке – это танцевальная площадка, на которой под пение лохматого небритого певца кривлялась полупьяная молодёжь.
Игорь, опустив голову и покачиваясь от выпитого, сидел на скамейке под кронами каштанов и выслушивал нравоучения Веры:
- Ты опять сегодня пришёл на свидание пьяным, - говорила она возмущённо, - Игорь,  пойми, ты пьёшь каждый день. Я уже не помню, когда ты был трезв, мне это надоело, я больше не в силах терпеть твоё пьянство.
- Просто немного выпил. Нам на работе, между прочим, дали премию, и мы с мужиками поддали. Разве не имеем права?
         - Это твоё «немного» бывает каждый день.
- Хватит злиться, давай лучше пойдём на танцы.
- Я с тобой на танцы не пойду. Ты уже несколько раз спьяну учинял там драки.
- Я драки не учинял, - покачиваясь,  поднялся с лавочки Игорь, - я дал этому нахалу в хрюк, чтобы он не приставал к тебе.
- Всё, Игорь, - взволнованно заговорила Вера, - я давно хотела поговорить с тобой… Я больше так не могу. Прошу тебя, давай забудем, что было между нами, и… расстанемся.
- Как это расстанемся? Я не хочу с тобой расставаться.
- Все мои подруги уже называют тебя алкоголиком. Мы должны расстаться. Ты можешь оставаться со своей водкой, а меня  забудь.
Вера повернулась и пошла к выходу из парка. Вскоре её светлое платье растворилось в темноте ночи.
- Ну и вали отсюда, - махнул ей вслед рукой Игорь, - скатертью дорожка. И плевал я на твоих подружек! Дура!
Оставшись один, Игорь достал сигареты.
В это время как из-под земли выросла фигура парня, одетого в белую рубашку. Прикуривая сигарету, при всполохе спичечного пламени Игорь увидел, что у парня из груди торчит рукоять ножа. Удивившись этому, Игорь машинально схватил за эту самую рукоять и с силой вытащил нож из груди парня. Захрипев,  тот повалился на землю, оторвав при этом ворот Игоревой рубахи. На Игоря напало оцепенение, которое, впрочем, продлилось недолго -  секунды. Он вмиг  протрезвел и с ужасом осознал, в какую ситуацию попал. Неожиданно рядом с ним оказались несколько человек и среди них его Вера. Опомнившись, Игорь бросил на землю окровавленный нож, который тускло блеснул при лунном свете лезвием и, звякнув, упал на асфальт. Вытирая руку о свою одежду, Игорь, как сквозь сон, услышал крик Веры. Кто-то из стоявших рядом с ней людей испуганно бросился в сторону танцплощадки. Не прошло и двух минут, как Игоря осветил светом фар подъехавший автомобиль. Хлопая дверьми и что-то громко крича, из него выбежали милиционеры и, завернув до боли в лопатках руки Игоря за спину, надели на него наручники. Скорее от нелепости происходящего, чем от боли в руках, Игорь закричал:
- Я его не резал, это недоразумение! Я его не резал, Ве-е-ра!
Следствие шло около месяца. Следователь прокуратуры, строгий мужик лет сорока с чёрными, слегка седеющими усами, нервно барабанил пальцами по столешнице и буравил Игоря чёрными, как у цыгана, глазами.
- Ну что, Семёнов, так и будем «Ваньку валять»?
- Я вам правду говорю, гражданин следователь. – Игорь сидел на привинченном к полу облезлом табурете и вытирал о пропахшую камерной затхлостью одежду потеющие ладони.
- Мы с вами ведём разговор около месяца, а вы опять за своё?
          - Да не убивал я его. Я же вам уже рассказывал: я был в парке, а он мне навстречу выходит, а в груди нож…
- Против вас свидетельствуют все доказательства. У погибшего прижизненные ссадины на лице, а у вас вон руки все разбиты, кровь на вашей одежде соответствует группе крови потерпевшего. Нож опять же. Отпечатки пальцев на ноже оставлены вами. Вот дактилоскопическая экспертиза это подтверждает.
- Я же вам говорил, что когда я нож в груди увидел, схватился за него и вытащил.
- Зря запираетесь, - следователь достал две сигареты. Одну прикурил сам, а другую протянул Игорю, - послушайте, Семёнов, я же вам помочь хочу. Мне и так доказательств хватает, чтобы упечь вас за решётку, но если вы признаетесь, вам это зачтётся.
- Но ведь я же не убивал его, гражданин следователь.
- Опять вы за своё. Хлебников вам даже рубаху в драке порвал, так и держал в своей руке ворот от вашей рубашки. Вот, читайте протокол осмотра места происшествия.
- Это он когда падал, то руками вцепился в мою рубашку и ворот оторвал.
- Да слышал я уже эту сказку. Характеристики на вас отрицательные, справка о задержании вас в парке за драку и доставление в дежурную часть милиции, - следователь перелистывал листы уголовного дела.
- А это причём? Я заступился за свою девушку, к которой какой-то тип приставал. И руки тогда же о его физиономию разбил.
- Вот-вот, вы учинили на танцплощадке драку, избили парня. Мало, да? Теперь нужно зарезать кого-нибудь.
- Да не дрался я. Вы у девушки моей спросите, она вам расскажет, как было дело.
- Уже спросили. Она о вас отзывается как о пьянице и хулигане, - следователь протянул Игорю бланк протокола допроса, - читайте, Семёнов, вот её показания.
Игорь взял протокол допроса и начал читать: «Избил на танцплощадке парня… бывал по отношению ко мне груб, несдержан… часто находился в нетрезвом состоянии. Я уже почти вышла из парка, но решила вернуться назад, где рассталась с Семёновым. Придя к тому месту, я при лунном свете увидела, что на земле лежит незнакомый мне мужчина, одетый в белую рубашку, а рядом стоит  Семёнов Игорь. В руке Семёнов держал нож, а когда я закричала, он нож бросил на землю. Нет, ошибиться я не могла, так как знаю Семёнова Игоря давно. Мог ли он ударить человека ножом или не мог, я сказать не могу, но ранее у Семёнова я ножа никогда не видела».
Игорь не верил собственным глазам. «Как же она, его Верка, честь которой он защищал тогда на танцплощадке, теперь винит его в этом? А грубость? Да разве он когда грубил ей?»
  - Ну что, Семёнов? Чистосердечное признание смягчает ответственность. Суд это учитывает, - проговорил следователь.
- Мне теперь уже всё равно, - как-то отрешённо проговорил Игорь. – Пишите, что хотите.
               
                ***

- Следующая Станция Ясинск, стоим две минуты, - хрипловатым голосом объявила проводница.
Поезд, издав протяжный гудок, начал снижать скорость, а вскоре, лязгнув железными буферами, со скрипом остановился. Взяв с полки нехитрый скарб, пропустив вперёд нескольких пассажиров, Игорь сошёл на перрон.
В небе не по-осеннему ярко светило солнце, осыпались, словно сгоревшие венчальные свечи, каштаны,  с деревьев опадали красно-жёлтые листья и медленно ложились на привокзальную площадь. А по перрону, мягко ступая по шуршащим осенним листьям,  друг к другу шли парень и девушка. Они, после долгой разлуки, шли навстречу  своему счастью.