Ч. 46 Судьба экипажа неизвестна

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2014/09/25/781

Топить беспощадно

Часть 46. Судьба экипажа неизвестна

Одна из двадцати двух мин, выставленных подводной лодкой U–75 взорвалась в районе центральной части корпуса английского корабля. Через пятнадцать минуть крейсер «Хэмпшир» затонул. Из 655 членов экипажа и прибывших на борт корабля военных и дипломатов во главе с фельдмаршалом Китченером, погибли 643 человека.

Эту драму, разыгравшуюся в полутора милях от берега, увидели жители посёлка, и начальник местного почтового отделения позвонил в военно-морской штаб.

На спасение людей командующий флотом направил целую эскадру из девяти эсминцев и патрульных судов. Но, когда они прибыли к месту крушения, не обнаружили, ни людей, ни малейших обломков среди бушующих волн. Спаслись в девятибалльный шторм только  четырнадцать человек на двух спасательных плотах системы Карли.

Эти люди сумели добраться до берега и в такой сильный прибой выбраться на скалистый берег. Но, когда к ним прибыли спасатели, два человека уже скончались от физического изнеможения и переохлаждения.

Погиб и Китченер, и весь его штаб. Для всей Англии это было сильным шоком, потому что Китченер был не только военным министром, но и национальным военным героем страны. Появилось множество теорий любителей детективных историй, что фельдмаршала погубили враги в результате хитроумного заговора, хотя на то мины и устанавливают, чтобы кто-нибудь на них подорвался.

Обвиняли в предательстве Черчилля, русских коммунистов, ирландских националистов, одного известного германского шпиона, который якобы подал сигнал на подводную лодку, таинственных диверсантов, заложивших бомбу в артиллерийский погреб, даже русскую царицу в том, что она выдала немцам время отправления Китченера в Россию.

Впоследствии выпустили даже два фильма о гибели Китченера. Один назывался «Как  был предан Китченер», а второй – «Фройляйн Доктор»

Экипаж подводной лодки U–75 выполнил приказ о постановке мин у входа в Белое море, но удачи, подобной потоплению «Хэмпшира», уже не случилось. Окончательно фортуна отвернулась от подводников, когда подлодка под командой её нового командира капитан-лейтенанта Фрица Шмолинга 17 декабря 1917 года сама наскочила на мину. Живых не осталось. 

19-го сентября 1916 года из базы в Эмдене к мурманским берегам отправились в боевой поход подводные лодки U–43 (командир капитан-лейтенант Хельмут Юрст), U–46 (командир капитан-лейтенант Лео Хиллебрандт) и U–48 (командир капитан-лейтенант Брендт Бус). То было первое групповое плавание подводных лодок в полярных водах.

 Ранним утром 26-го сентября подводная лодка U–43 встретила свою первую добычу – норвежский пароход «Даня», который потопила в семи милях от мыса Нордкап. Через два часа она же отправила на дно морское другой норвежский пароход «Кнут Хильде Н.Е.»

Следующие десять дней оказались очень удачными для трёх германских подводных лодок. Они встретили румынский пароход, одиннадцать норвежских судов, шесть британских и два русских парохода, а также русское парусное судно.

Все встреченные суда были потоплены. Подводные лодки U–43 и U–46 обстреляли сигнальную станцию в Чуп Наволоке. Затем они вступили в бой с русским эсминцем, и тот, получив повреждения, ушёл к себе на базу.

Никаких других встреч с военными судами противника у подводников не было, поэтому у них имелась возможность со всех гражданских судов, которые они топили, высаживать в шлюпки команду, и даже буксировать эти шлюпки к берегу. Командир U–46 снял всю команду из 35-ти человек английского парохода «Иоло» к себе на лодку, и доставил её через двадцать четыре часа в порт Вардо.

U–43 и U–46 вернулись невредимыми в Эмден 24-го октября. Подводная лодка U–48 захватила русский пароход «Сучон». На нём оказалось шесть тысяч тонн боеприпасов. Немцы с огромными трудностями доставили пароход, на котором иссякали запасы угля, в порт Яде. На помощь подводникам военно-морское командование выслало эсминцы и патрульные суда. Всем участникам этой операции, было приказано хранить захват такого ценного трофея в глубочайшем секрете.

На этом везенье германских подводников в водах Арктики окончилось. Подводная лодка U–54 пробыла там, в патрулировании с 30-го октября по 7-е ноября и вернулась ни с чем.

Подводная лодка U–56 под командованием капитан-лейтенанта Германа Лоренца в октябре у мурманского берега потопила один английский и три норвежских парохода. 20-го октября 1916 года она встретила русский миноносец «Грозовой», под командой лейтенант Корнеева, который её обстрелял.

Видимо, от полученных повреждений подводная лодка погибла со всем экипажем при возвращении в базу. Условия плавания подводников в Заполярье были тяжелейшими. Постоянная борьба с обледенением, холод внутри отсеков и непрерывная сильная качка в надводном положении, немудрено, что полученные повреждения вели к гибели.

 Не повезло и подводной лодке U–76 под командой капитан-лейтенанта Вальдемара Бендера. Она столкнулась в надводном положении с русским траулером в Белом море. От полученных повреждений 27-го января она затонула у мыса Нордкап, не дотянув до своей базы. Судьба экипажа подводной лодки неизвестна, впрочем, как и судьба экипажа русского траулера.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/10/09/1376

На фотографии виден прикреплённый к надстройке спасательный плот, сконструированный американским изобретателем Горацио Карли.