Провинциалка

Мария Марианна Смирнова
 Провинциалка - слово какое красивое,но почему-то действовало оно на меня как хлыст на провинившуюся собаку! Да,да,именно на меня,приехавшую покорять большой шумный город. Произносилось это слово весьма по-разному: у одних звучала в голосе зависть, дескать, там лучше, в маленьком захолустном городишке, нежели в большом. И выхлопных газов меньше, и толчеи  нет, и жизнь размеренна, и браки среди молодых более устойчивые, да и детишки здоровее.
 У других  в голосе было явное презрение:
 - Пусть, у неё семь пядей во лбу, -  говаривали они, - но она просто обязана быть глупее нас, столичных. И одеваться поплоше, без должного вкуса, и говорить с другой интонацией,обязательно делая ошибки в произношении.
 Хотя осуждавшие не были ни разу в театре, не посетили ни одной выставки,не интересовались литературой, музыкой, живописью. Их болезненное самомнение  распухало до невероятных размеров и грозило лопнуть, залив злостью всё вокруг.
 - Ох, наша то провинциалочка какова,-   злилась  моя золовка, - то ли умна не по годам, то ли старается произвести впечатление!
 - Что, мало своих, городских? - ворчала свекровь,- хотя ты и прехорошенькая. Но стольный град, и какой-то там южный городишко – понятия несовместимые.
 Зато провинциалки крепче любят - улыбался свёкор, подкладывая под мою уставшую спину подушку. Я считаю, повезло тебе, Эдик, с женой.
 Мой вновь обретённый обожаемый город с населением более двух миллионов необычайно красив. Музеи, парки, скверы, театры - неоценимую роль сыграли в моём становлении, как художника слова, да и просто, как личности. Я жадно проглатывала всё, что смогла увидеть, услышать, почувствовать кожей.
 Но время неумолимо, и один Господь знает, что случится с нами в недалёком, либо далёком будущем?
 В один  из летних солнечных дней мы с дочерью, чуть–чуть не опоздав на поезд, убегали в родные  южные провинциальные пенаты. И вновь я становилась настоящей провинциалкой. Но в любом  испытании всегда есть оправдательные моменты.
 В провинции лучше мечтается, вспоминается, а соответственно и пишется, да и питается не от кафе и забегаловок, а каждый день от плиты. Свежие завтраки, обеды и ужины; поначалу трудновато, но потом привыкается. И я колдовала над едой,  изобретая новые рецепты  и писала, писала днём и ночью, по дороге на работу и с работы, и даже на прогулках, спасала тем самым себя от горечи, обиды, предательства любимого человека. Я привыкала к забытому, покинутому много лет назад, размеренному образу жизни.
 И вот я на великолепном фестивале, посвящённом памяти В.С.Высоцкого. Зал – битком. Читаю много, не отпускают. Аплодисменты, цветы - приятно конечно, но  и утомительно очень. А потом встреча с талантливым музыкантом. Многолетняя совместная работа с ним создала чудесные песни.
 - Неугомонный характер у вас, - восхищался он.
Это же надо -  четыре с лишним , на электричке сюда, а вечером на ней же опять домой.
 Разве это важно, коли песни нравились, их пели, они получали призовые места. Они становились лауреатами международных конкурсов. А у меня то ничего гладко никогда не проходило. Тропы моей поэзии тернистые, с ухабами, кочками, рытвинами. Но ради поставленной цели стоит преодолеть все неприятности, оплеухи, страдания. Пять сборников – это что-то! Закрутило и понесло в мир поэзии. Но надо всему учиться! Учусь, переспрашиваю, интересуюсь, злюсь, коли, что то не получается  - одним словом  творю!  Иду в региональное объединение. Обещают сообщить о семинаре. Но мне необходимо встретиться с председателем.
 - А что дальше? - спрашивает она,- конечная цель ваша какова?
 - Быть в союзе, - отвечаю.
 - Это вам дорого будет стоить, - недобро улыбается женщина.
 - Сколько? - наслышанная  о необходимости непосильного побора при вступлении, вызывающе гляжу в её зелёные нагловатые глаза.
 Она, наверное, что-то почувствовала недоброе, а, может быть, опасное  в  дерзком вопросе. Ей явно не понравилась моя смелость, независимость. Я не заглядывала  с  раболепием в её  глаза, не пыталась задобрить елейными  фразами. Ничего не оставалась ей, как встать на букву закона, совести и порядочности.
 - Подрастите, попишите, походите на семинары. Далеко? Есть автобусы, электрички. Это вам надо,- убеждала она,- сборники посмотрим, оценим,  сообщим о результатах.
 - А откуда вы? Провинциалка? – вдруг развеселилась литературная фея,- о чём вы там можете серьёзном написать? О своей провинции? Городским читать не интересно. Есенин? Некрасов? Тютчев? Но они повидали достойное, высокопоставленное  общество. Они в основном жили в городах и разъезжали по Европе. Кольцов? Эка вы куда загнули? Вообще,  не смотреть надо на захолустье, не познавать его, не решать назревшие проблемы его, а фантазировать, придумывать  острые моменты. Так закручивать  события, с насилием, убийствами и прочее, чтоб мурашки по спине!
 Стихи мои в союзе сходу отправляли в стол, не желая читать, разбирать, беседовать. На меня смотрели с опаской, ставили  препоны в общении с профессионалами. Однажды, прорвавшись на «городской» семинар, я увидела рекомендованную фантазию  «достойных», услышала их опусы о пестиках, цветочках, бантиках, рюшечках. Мои проблемные стихи вызвали лишь раздражения высокопрофессиональных писак. И тогда до меня дошло, что куда там мне без денег соваться к людям, желающим «достойно» жить за счёт тупых, но богатых? Одно утешало: у меня появилось много читателей. Сборники мои спрашивали не только друзья и знакомые. Люди приходили на творческие вечера, дарили цветы, приглашали в школы, на лит. посиделки, в библиотеки, в институты.
 Время неотвратимо бежит вперёд. Корифеи из Союза на праздники приезжали к нам, в провинцию, учили, журили, хвалили и даже пытались нравиться симпатичным провинциальным поэтессам. До их творческих регалий нам было не дотянуться, а до «морального облика» тем более. А  если и самомнение выше положенного – катастрофа. Африканская поговорка  в данном случае не заменима: «Чем выше обезьяна поднимается вверх, тем виднее, какой у неё безобразный зад»
 Как-то не вяжется с моральным обликом столичных писак это высказывание, но, тем не менее, я не придумала курьёзный случай, надолго отбивший охоту показываться у стольных грамотеев.
 Он, прибывший на периферию, поддержать и ободрить нас, «тупых провинциалов», весь  творческий вечер пытался быть рядом со мной, дарил мне комплементы, восхищался, как я хорошо пишу и, не стесняясь никого, напрашивался ко мне в гости.
 - Я живу в другом городе, - пытаюсь я отклонить его надоевшие фразы, - да и муж у меня ревнивый.
 Чувствую, он будто бы на немного остывает от своих ухаживаний и даже перестаёт  обращать на меня внимание.
 Двадцать минут – и я дома. Электричка- мой любимый вид транспорта. Любимая яичница – еда лентяев и писак, чай, и всё сопутствующее, приятное для сластёны - на столе. Уже строю планы на вечер. Но звонок! И я, чертыхнувшись, иду  открывать.
 Будто бы никто не собирался сегодня в гости. Когда я уезжаю куда-то, этот день для друзей и знакомых становится не неприкосновенным. В проёме двери стоит он - большой, толстый, важный, с чёрной блестящей папкой под мышкой, и тупо смотрит на меня. Не спрашивая, осторожно левой рукой отодвинув меня, идёт в комнату, отдавая на ходу бутылку с коньяком. Покряхтев, садится  на диван и только тогда, наклонившись, снимает  туфли.
 - Ну, что рот открыла,-  ухмыляется он,- впервые видишь? Не ждала? Думала, не узнаю, где живёшь? И про мужа наврала. Зачем? Карьера твоя от меня зависит, а не от какой-то председательши. Поэтикой заведую я. Тебе со мной не надо ссориться. Давай бокалы  да поесть что либо. Ты же хозяйка, накорми гостя.
 Я ошарашена таким хамством. Тем не менее, несу рюмку и не начатую яичницу,   ставлю всё перед гостем.
 - А себе чего же,- морщится  он,- и это всё угощение? Не густо.
 - Сядь, поговорим, что ты как пионерка передо мной по стойке смирно стоишь? Не соображаешь, зачем я пришёл? Да сядь ты.
 Он  тянет  огромную потную лапу и грубо сажает меня с собою на диван. Пьяные губы ползут по щеке. От него пахнет потом и водкой. Рука  расстёгивает кофточку. Очнувшись от оцепенения, и, оттолкнув его, я вскакиваю  и,  бросившись в прихожку, распахиваю входную дверь.
 - Ах ты, дрянь подлая,- кричу,- убирайся. Да я завтра ославлю тебя на весь край.
 - Не посмеешь,- улыбаясь, расправляет он своё жирное тело. Что ты выгадаешь? Вот тогда-то тебе действительно путь в союз будет заказан. Да и кто тебе поверит?  Одинокая баба! Защитить то не кому.
 Он встаёт, покачнувшись, хватается за стол, охнув, выгибает свой отвислый зад и,  раскинув руки, идёт ко мне.
 - Дура, - хрипит мужик, - такой шанс. Я для тебя всё сделаю. Нужно мне ваше  бездарное объединение, я ради тебя приезжаю. Нравишься ты мне.
 Я успеваю отскочить, но он ловит меня и,  дыша в лицо вонючим перегаром, прижимает к стене. Изо всей силы наступаю на его ногу каблучком домашней  туфельки. Он ругается и пробует восстановить попытку. И тут я наотмашь бью его по лицу. Писака теряет равновесие и влипает в стену... Я в ужасе смотрю, как он медленно сползает вниз. Голова свешивается на грудь. Казалось, он перестал дышать.
 - Вот и всё, - растерялась я,- неужели убила? Что делать? Куда звонить?
 Не помню, сколько простояла перед представителем столичной богемы, но вдруг  «жирный окорок», тяжело вздохнув, открывает отрезвевшие глаза и, хватаясь за стенку, поднимается.
 Я не помогла ему. Мне было противно смотреть на это чудовище. Я бросилась к телефону и вызвала такси. Туфли он нашёл без напоминания, схватил свою директорскую папку и, не слова не говоря, пошёл к машине за мной.
 Таксист, молодой парень, обратил внимание на мой взъерошенный вид.
 - Да вот, приехало «мурло» из Красного дара и решило продвинуть меня по служебной лестнице, а я отказалась,- ответила  парню,- сволочь одним словом. Надо его с помпой на такси отправить. А то автобуса долго ждать.
 Денег у гостя не было, и парнишка, в обмен на паспорт, согласился отвезти его.
 - Отдаст деньги - получит паспорт,- спокойно сказал он - но нам в провинции такие нахалы не нужны.
 Утром позвонил вчерашний гость.
 - Полина Евгеньевна, голубушка, - лепетал он,- ну простите меня, Христа ради. Пьяным был, никогда бы себе подобного не позволил.
 Потом позвонили его друзья и говорили, какой отличный друг и семьянин Лев Анатольевич, что, дескать, он собственнолично попросит у меня прощение за такое недоразумение. Через два часа сам начальник поэтики - жалкий, помятый, с огромным букетом роз, нерешительно мнётся у двери, просяще заглядывая в мои глаза.
 - Ладно, чёрт с вами, проходите.- дерзко отвечаю - Чаем напоить?
Он быстро глотает чай и просит не придавать огласке неприятную сцену, жалуясь, что потерял паспорт.
 Паспорт ему отыскали.
 По долгу службы, как говорят, я его ещё несколько раз видела на семинарах. Он был крайне вежлив со мной и предупредителен.
 Много ещё встречалось дряни на моей литературной дороге. Их, самолюбивых и самовлюблённых, было хоть отбавляй. Но так хотелось лететь к звёздам. А для этого надо работать. Вот и работают литературные рабочие пчёлки. Творят и днями, и ночами. Сколько ханжества, хамства на пути их.Но мне всё-таки повезло, да и не только мне. Умные люди понимают, что  талантливые неординарные живут, как правило, в провинции, и я благодарю их от всей души. В Москве нас принимали в Российский союз писателей. И региональное отделение теперь  в провинции. Оказывается, провинциалы тоже писать умеют.