Случай на электроподстанции

Павел Пегас
    Работа  в энергетике сопряжена с большой опасностью и ответственностью. Она требует максимального внимания и мобилизации всех знаний и способностей, поэтому она не допускает   формального и несерьёзного отношения. О чём и мой рассказ.
    Этот, весьма поучительный случай произошёл с Виктором на электроподстанции села Ниспорены в обычный сентябрьский день.

   Бригада по испытанию электрооборудования Центральных электро. сетей с утра собиралась на выезд в Ниспоренскую эл. подстанцию, согласно намеченному плану и выписанному наряду-допуску на безопасное производство работ.
   Виктор, как производитель работ, с утра на базе проинструктировал бригаду:                - Сергей, машина к выезду готова? Вася проверь все ли приборы исправны и есть ли питание на щите управления, батарейки там купить негде.

   Работы по испытанию электрооборудования, согласно инструкциям, проводятся под надзором руководителя работ.
   Руководитель работ - опытный испытатель Вячеслав Леопольдович, первым сел в машину, Виктор вместе с электромонтёром Васей залезли следом, машина выехала...

   В дороге как всегда шутили, рассказывали всякие забавные случаи, анекдоты, больше всех оценивал их водитель Сергей, а главным рассказчиком был Вячеслав Леопольдович. Много смеялись и время на дорогу пролетело незаметно.
   Ниспоренская электроподстанция узловая и очень важная в этом районе Молдовы, поэтому там посменно дежурит оператор, который делает необходимые переключения в схеме, таким образом подготавливая рабочее место бригадам. В тот день на смене была Клавдия Андреевна, сельская женщина средних лет. Она прочитала наряд-допуск, зафиксировала его в своём журнале, после одев каску и диэлектрические перчатки пошла выполнять свою работу, отключать от опасного высокого напряжения то оборудование на котором будут производится испытания. Леопольдович рассказывал Клаве всякие истории и шутил, Клава делала переключения и весело переговаривалась с ним.

    - Я подготовку рабочего места закончила, всё отключено, со всех сторон откуда может попасть напряжение на место работ, есть видимый разрыв, - привычно доложила Клава, - можно работать, и подписала наряд-допуск.
     Вася увидев кивок руководителя взял сумку с инструментами и полез на трёхобмоточный трансформатор 110|35|10 кВ. Напряжение было снято только со сторон 110 и 35кВ, А СО СТОРОНЫ 10 кВ, оно осталось. Обычно когда 110кВ сторона трансформатора работает он издаёт характерный звук, но в данной ситуации это получился холостой ход электрической машины, то есть без нагрузки, звука нет, но корпус трансформатора слегка вибрировал.

     Виктор заподозрил неладное, - почему она не коснулась рукой к токоведущим частям, как положено при допуске,- подумал он.
    - Вася назад!!! - прокричал Виктор, -  Слазь скорее!!!
     - Слушай, Леопольдович, давно мы не расчихляли наш Указатель высокого напряжения, давай хоть иногда следовать правилам и инструкциям, - добавил Виктор.

      Поднёс Виктор указатель к шинам 10кВ, лампочка ярко загорелась.
      Леопольдович как-то сгорбился и сильно побледнел. Старый опытный энергетик, молча не сказав ни слова повернулся и пошёл в операторскую к Клаве. Через пять минут прибежала Клавдия.
      - Ребята не говорите никому, я дура, чуть не убила вас, простите, я выкатила тележку, а там написано это присоединение, написано одно а присоединение другое, - рыдала испуганная Клава.
      - На могиле не перепутали бы, - изрёк Виктор хмуро,- от твоих действий зависит жизнь людей, нужно не спешить и перепроверять себя, если не уверена спросить...

      - Андреевна, никто никому ничего не скажет, не бойся, это моя вина тоже, - вмешался руководитель работ.
      - Мальчики, наверное вы голодные, перенервничали, буду вас кормить и угощать молодым вином, - предложила Клавдия.
     - Сергей, поезжай с ней, мы будем ждать, а переключения мы сами произведём, как надо, - заключил Виктор.
     Когда Сергей приехал, все испытания были закончены, рабочее место убрано, приборы отключены.

      Клава перестаралась, привезла холодец, салат, голубцы, а вина 10 -ять литров. Пообедали, выпили, но уже никто не шутил и не смеялся. Наряд-допуск был благополучно закрыт с записью в оперативном журнале. Леопольдович расписался, что замечаний нет.
      Всю дорогу до базы ехали молча, все с хмурыми лицами, все думали о своём...