Памятный рейс

Тина Бережная
       В этом городе недавно появился свой аэропорт и стал выполняться  рейс на Баку . Это было удобно : в случае необходимости уже не нужно было ехать в соседний областной город и оттуда лететь в нужном направлении . Рейс открыли недавно и Ольга Сергеевна Власова собиралась лететь именно этим рейсом . Раньше она пользовалась услугами другого аэропорта.

       Была весна 1985 года . Внезапно умерла её тётя и Ольга Сергеевна , схватив паспорт , деньги и маленького сына Егорку , бросилась бежать в аэропорт . Тётю она любила и ей очень хотелось проводить её в последний путь.

       Купив билет по срочной телеграмме , Ольга Сергеевна села в зале ожидания и стала убаюкивать на руках маленького сынишку , заботливо прикрыв его своей курткой. Срочные сборы заставили отменить малышу дневной сон . За день малыш явно притомился и теперь с удовольствием посапывал на руках у матери.
 
       Только теперь , когда любознательный сынишка больше не донимал её своими бесконечными вопросами и детскими шалостями , Ольга Сергеевна стала думать о своей умершей тёте . Точнее о смерти вообще и о том , как это несправедливо : родиться , чтобы когда-нибудь всё-равно умереть . Вспомнилась слышанная когда-то фраза : смерть - это самое большое невежество бога ! Молодая женщина категорически не согласна с такой нелепой характеристикой Бога , но факт существования смерти погрузил её в глубокую задумчивость .

       Присевший рядом мужчина прервал её грустные размышления . Мужчина был кавказской национальности , поэтому Ольга Сергеевна,поэтому Ольга Сегеевна решила про себя , что он тоже летит в Баку . Впрочем , встретить в аэропорту , где есть рейс на Баку , людей кавказской национальности , было делом не удивительным .

       Время от времени приятный голос объявлял по селектору о прибытии или иылете еого или иного рейса Вдруг Ольга Сергеевна услышала объявление о том,что её рейс задерживается по техническим причинам,и об изменениях будет сообщаться дополнительно.Это её взолновало:она могла опоздать на церемонию прощания.Рейс задерживали до трёх часов ночи.

       Заметив волнение своей соседки,кавказец стал проявлять к молодой женщине яиный интерес.Позже выяснилось,что это бвл азербайджанец.Он назвался Эйвазом.Постепенно завязался непринуждённый разговор:

      -Простите,а Вы тоже в Баку летите?.. Я видел Вас у "нашей" кассы,-сказал Эйваз,подразумевая под словом "нашей" кассу,в которой продавались авиабалеты на бвкинское направление.

      -Похоже,что вылетим мы не так скоро,как хотелось бы,-с досадой в голосе ответила Власова.

      -И всё-таки не стоит так волноваться.Аэропорт открыли недавно и у его работников ещё нет должного опыта,чтобы работать бесперебойно.Пройдёт немного времени,накопится соответсвующий опыт и всё будет организованно и своевременно.Всё наладится,уверяю Вас,- продолжал успокаивать добродушный мужчина.

       Его слова несколько успокоили Ольгу Сергеевну и в глубине души она была благодарна земляку за это.Успокоение для неё было сейчас весьма кстати.Гостеприимство же и доброжелательность азербайджанцев знакомы ей не понаслышке-Ольга Сергеевна родилась и выросла в этой солнечной распублике.Вот и сейчас её земляк как всегда просто соблюдал правила хорошего тона и поведения.Этого у всех кавказских народов не отнять.Им свойственны простое человеческое общение,внимание и уважение ва всякое время суток,всегдашняя готовность помочь.

      

      Некоторое время попутчики молчали.Каждый думал о своём.Молчание нарушил Эйваз.

      - Ну,что, землячка?Сколько-нисколько,а ждать придётся!Не хотели бы перекусить?.. Вон и сынишка Ваш,похоже,собрался проснуться,- заговорил он,заметив копошение Егорки.- Уж он-то точно не прочь будет подкрепиться.Соглашайтесь,- ненавязчиво уговаривал мужчина,- да и время быстрее пролетит за обеденным занятием!

        Егорка и впрямь закопошился,но Ольга Сергеевна совсем не была расположенак еде,так как ещё с вечера не на шутку расстроилась из-за смерти любимой тёти.Она вежливо отказалась,объяснив мужчине причину своего отказа.чтобы тот не обиделся на неё.Заботливый попутчик предложил тогда  принести что-нибудь из буфетной еды для её малыша,но предусмотрительная мать не доверяла продуктам,которые лежали на прилавках буфета.Пища была явно не детской,да,к тому же,не первой свежести и ей вовсе не хотелось рисковать, и уж тем более, находясь в дороге.
 
        Сказав,что сделал для землячки всё,чтомог,Эйвоз медленно встал и,так же медленно направился в сторону ресторана,вывеска которогоярко светилась и была видна издалека.
       
        В зале началось заметное оживление.Люди стали подходить к справочному окошку и более подробно интересоваться причиной задержки рейса.Слегка полное,накрашенное лицо в окошке отвечало всем одно и то же.но с разной интонацией в голосе и с разным выражением лица.Наблюдательная Ольга Сергеевна заметила, что её тон и выражение лица менялись  в зависимости от того,кто подходил к окошку.интеллигентным людям она отвечала вежливо и с лёгкой,так сказать "служебной" улыбкой. И это объяснимо:ведь они наводилили справки спокойно,без суеты и по существу,согласно своему статусу;нервным же и суетливым оеа тоже отвечала несколько раздражительно,заражаясь их нервозностью и её "служебная"улыбка в этот моментмгновенно исчезала с её лица.Ну.а нагловатых(истречались и такие!)ждал сухой шаблонный ответ,от которого веяло холодной казённостью,что-то вроде:

       -Не мешайте работать!
       -Подойдите попозже!
       -Мы объявим попозже!И.т.д.
       
       Было очевидно,что индивидуальный подход к каждому человеку с учётом его возраста,социального статуса и даже настроения,не говоря уже об уровне воспитания,был частью её заметного и весьма похвального профессионализма.именно благодаря этому её профессионализмунервные пассажиры нервничали уже значительно меньше и уже не у окошка,а сидя на диванах возле своих чемоданов;интеллигенты интеллигентно выжидали там же,а нагловатые уже не столь нагло и значительно реже подходили к справочному окошку с одними и теми же вопросами, на которые,соответственно,получали одни и те же ответы:
      
       -Ждите!
       -Вам объявят дополнительно!
      
        Казалось,что работнице аэропорта было здесьуже всё привычно:вечный вокзальный шум-гам,часто сменяемая публика,многолюдность и монотонность.Её внешний вид не выражал ни волнения,ни особого участия.Но и откровенного безразличия в ней не наблюдалось.Просто это было её работой.Возможно ею любимой,и,еадо сказать,выполняла она её весьма хорошо.

        Лишь одна Ольга Сергеевна не тревожила работницу справочной.Она прогуливалась взад и вперёд по залу мимо служебного окошка со своим,уже проснувшимся сыном,периодически прислушиваясь к разговорам у справочного окошка,особенно к ответам работающей там женщины.

        Женщина в справочной,в свою очередь,давно заметила хождение по залу молодой мамаши с очень подвижным,живым и довольно- таки симпатичным малышом и ей доставляло удовольствие наблюдать за ними, причём не простоот скуки.Хотя от скуки тоже,потому что первоначальные страсти из-за задержки рейса постепенно улеглись , и пассажиры.получив ответы на все своивопросы, стали меньше беспокоить её всякого рода вопросами.Теперь,когда у окошка уже никто ненетолпился,и у неё значительно расширился пространственный обзор,она могла понаблюдать за некоторыми людьми.Вот так и попала Ольга Сергеевна со своим сынишкой в поле зрения этой женщины хотя бы потому, что оба были из числа людей,бросающихся в глаза с первой минуты в смлу своей природной обаятельности.Между работницей аэропорта и молодой женщиной возникло некое, своего рода.бессловесное общение.

        Вот уже несколько лет Ольга Сергеевна работала в этом городе школьной учительницей русского языка и литературы.Нетрудно было увидеть в ней представительницу этой благородной профуссии советского периода.Её приличные манеры и внешний вид выдавали в ней природную интеллигентность. Приятное на взгляд мягкое и ухоженное лицо её было в красивых оптических очках, что придавало ему  ещё большую интеллигентность,выразительность и даже некую солидность и почтение.несмотря на её ещё весьма молодой возраст:недавно ей исполнилось двадцать пять лет.Возраст.когда всё вокруг прекрасно!И лишь тяжёлое наспоминание о смерти уё тёти болезненно нарушало ощущение простого человеческого счастья и радости жизни.Ольга Сергеевна чувствовала, как слёзы, в который раз за сегодняшний день, снова неотступно накатываются на глаза помимо её воли и безжалостно душат её,образуя ком в горле,мешающему ей свободно дышать.

         Погуляв с маленьким Егоркой по залу ожидания и,немного успокоившись,насколько это было возможным,молодая учительница вернулась на своё место.Ей казалось, что время остановилось.Чтобы хоть как-то отвлечься от мрачных дум, она стала изучающе разглядывать людей. находящихся поблизости.

         Незаметно присматриваясь к ним,она заметила,как они все отличаются друг от друга. она видела их различие в одежде. во внешнем виде, в движениях,в обрывистых фразах или в более продолжительныхразговорах,а, главное - в глазах.            
         
         Какие же разные у людей глаза! И не только по цвету,форме и разрезу.они были отражением их внутренней сути.

         Вот пожилая чета с очень усталыми,то ли от поездки,то ли от самой жизни. глазами,слегка выцветшими от времени.Но их внутреннее спокойствие и степенность, заботливое отношение друг к другу говорили о том, что они прожили в любви и согласии не только друг с другом, но и с окружающими их людьми.Присмотревшись к ним повнимательне, Ольга Сергеевна,попыталась определить их возраст и решила для себя,что они,наверное прошли Великую Отечественную войну, отого и обращались так заботливо друг с другом.К ветеранам войны Ольга Сергеевна относилась с особым трепетом и великоо благодарностью за их героизм.

         А вот группа из нескольких молодых людей.Судя по всему - студенты.едущие домой на весенние майские праздники.Глаза у всех живые,весёлые,жизнерадостные!Одно слово - глаза молодых!

         Вот напротив сидит просто малыш.Что сказать?.. У него глаза самого счастливого человечка на свете! Глаза чистого светлого дитяти,ещё не знающего трудностей жизни,потерь и горя.Внимательно,с большим удоольствиеми нежной улыбкой на лице. слудя за малышом, Ольга Сергеевна с глубоким сожалением вздохнула, завидуя малышу, потому чтос превеликим удовольствием вернулась бы в своё детство:в нём тётя была ещё живой.

         Ольга Сергеевна продолжала изучать разношёрстную вокзальную публику и её взгляд остановился на мужчине, сидящем прямо перед нею. Мужчина лет тридцати-тридцати пяти говорил на армянском языке и, по отцовски наставительно объяснял что-то своему отпрыску лет 12-13-ти,время от времени поглядывая на окружающих соседей по вокзальной лавке.В какой-то момент его внимание остановилось на Ольге Сергеевне. Та именно в этот момент как раз изучающе разглядывала именно его и их взгляды пересеклись.Мужчина-армянин(как выяснилось позже) мгновенно сообразил использовать ситуацию как ту,когда можно было завести беседу с молодой женщиной о том, о сём,чтобы хоть как-то скоротать утомительное ожидание своего рейса.Как-будто он давно ждал для этого удобного случая и теперь вовсе не собирался упускать его.Мужчина даже пересел на её сторону, потому что в этот момент Егорка подошёл к мальчику напротив и они занялись детской игрой.Чтобы освободить им место для игры и не мешать  их общению, мужчина и пересел со своего места на место Егорки,предварительно мягко погладив его по кудрявой головке.Так незнакомец оказался рядом с Ольгой Сергеевной.Выдержав для приличия некоторую паузу,мужчина вежливо представился:               

          - Георгий!..Можно просто - Жора...ну,чтобы совсем по- армянски...А это мой сын,показал он на мальчика,играющего с Егоркой,- тоже Георгий...Но его матьзовёт его Гариком...Это чтобы мы не откликались одновременно на одинаковое имя.

          Власова тоже представилась.Завязался лёгкий непринуждённый разговор ни о чём.Перекинувшисьдруг с другом несколькими фразами,Георгий,вдруг, таинственно понизив голос так, чтобы их не могли услышать окружающие,крайне удивлённо спросил Ольгу Сергеевну:

          - Не могу понять:зачем Вам - славянке,лететь туда...к ним?.,-мужчина показал на пустующее справа место, где недавно сидел азербайджанец Эйваз.       
          Молодой учительнице сразу не понравилось,что в слова "туда" и "к ним" Георгий вложил какой-то особенный смысл, а какой именно, она ещё не совсем поняла.
          - Это моя родина!- не задумываясь,ответила Ольга Сергеевна.
          - Лучше совсем не иметь родину, чем ту, куда Вы собрались лететь!- отпарировал мужчина, по-кавказски подняв  вверх указательный палец,как-будто он произносил заздравный тост.

          Ольга Сергеевна очень любила родные края и всегда с великой радостью посещала отчий дом. Для неё  было непонятным:как это можно не любить место,в котором ты родился.И хотя она и была славянкой по происхождению,но там,в предгорном районе солнечного Азербайджана,где она родилась - самоесинее небо, самое синеу море,самое ласковое солнце, самые лучшие люди и,наконец, самая родная земля...
         
          - Это моя родина и этим всё сказано!- вновь повторила женщина.
               
          - А я ненавижу их!- внушительно возразил Георгий.- Предки мои их ненавидели,меня научили ненавидеть и я научу сына ненавидеть!

          При этих словах Ольга Сергеевна с тревогой посмотрела на Гарика.Тот,к её великому успокоению был занят в это время пластмассовым конструкторским набором и не обратил никакого внимания на разговор взрослых. Тем не менее,ею овладел холодный непонятный ужас от всего услышанного,потому что она вдруг вспомнила рассказ своего, уже умершего деда.Она вспомнила эту далёкую историю ещё и потому, что слышала её и от других своих односельчан.Это была история о страшной армяно-азербайджанской резне в те далёвие годы,когда её дед был ещё подростком.Было это недалеко от тех мест,где она родилась. Тогда, со слов деда,пролилось так много обоюдной. крови, что небольшая местная речушка у подножия горы до сих пор зовётся в народе "Ахохой",получившей такое название от душераздирающего плача тогдашних женщин,потерявших во время межнационального конфликта своих родных и близких:мужей,сыновей и братьев.

          Крики -ох! и ах!-долго слышались у реки, а сама речушка много дней была красного цвета от пролитой людской крови.Особенно невыносим был плач матерей по убитым сыновьям. Какая же мать смирится с тем,что пережила своего ребёнка!
          По одну сторону плакали армянские матери, по другую - азербайджанские.
         
          И хотя всё это произошло очень давно, Ольга Сергеевна подсознательно чего-то сильно испугалась,словно история эта не случайно пришла ей на ум.

               

                ***


          Её воспоминания прервал вернувшийся из ресторана азербайджанец. Он сел на прежнее место справа от неё, где и сидел полчаса назад. А она сидела между ними.Справа один,слева - другой! Сидя между ними, Ольга Сергеевна,вдруг ощутила весь трагизм сегодняшнего разговора.Она внутренне почувствовала,что ей сейчас во что бы то ни стало,нужно что-то предпринять. чтобы как-то изменить ситуацию.Молодая женщина подумала, что для начала надо их познакомить,ведь при знакомстве люди неизбежно пожимают друг другу руки.Это станет их первым шагом навстречу.Георгий должен преодолеть себя.
         
          Как-будто угадав её мысли, Георгий вдруг резко поднялся с места, недвусмысленно и с откровенной ненавистью посмотрел на Эйваза,потом,обратившись к Ольге сергеевне, также недвусмысленно произнёс:

          -Сказал:научу - так и сделаю!

          Затем,взяв свой багаж и сына за плечо,рештельной походкой пошёл через весь зал в сторону выхода.

          Молодая учительница не могла простить себя за свою нерасторопность:как же это она так замеедлила с рукопожатием,сидевших так близко и так далеко друг от друга?!Долго и недоумённо,с щемящей болью в сердцу,смотрела молодая учительница вслед уходившим отцу и сыну.Ей стало очень страшно за мальчика, которому отец твёрдо решил завещать зловещее "наследство"-НЕНАВИСТЬ.

          И только подсознательная надежда на то, что сын ОТКАЖЕТСЯ от отцовского "подарка",успокоило её материнское и просто человеческое сердце.Она надеялась на это ещё и потому, что видела глаза армянского ребёнка.Они вовсе не были похожи на отцовские глаза.Не внешне,а внутренне!Глаза Гарика были чистыми,добрыми.Возможно ещё и потому,чтоуши его пока не слышали давнюю историю на Ахохе,а сердце ещё не познало ненависти.

          Дойдя с отцом до середины зала,Гарик обернулся и ещё раз дружелюбно помахал рукой Егорке.Ольга Сергеевна сновавсмотрелась в его глаза...Вполнедоброжелательные,любознательные глаза подростка,широко распахнутые в мир!Мир,которому онидёт навстречу прямо сейчас.Навстречу,а не наперекор!Мир этот будет предлагать ему всё и он должен будет решать:что из него впускать в свою,ещё не испорченную злом душу,чему идти навстречу, а чему наперекор.У него будет выбор:принять или не принять,любить или ненавидеть?
           Ольга Сергеевна в последний раз посмотрела вслед уходившим отцу и сыну.Немногоподумав о чём-то,она с облегчением вздохнула и загадочно улыбнулась.

                ***


           До новой трагедии оставалось всего четыре года . И эти два народа , говорящих на разных языках, имеющих разную религию , скоро будут плакать одинаково , как в те далёкие времена на реке Ахохе . Одинаково , потому что у плача нет национальности , нет языка . Ему не нужен переводчик - язык плача понятен всем народам .

           Слеза всех народов тоже одинакова . В ней - соль , соль души человеческой , исходящая наружу из самых глубинных и сокровенных недр этой души . И соль в ней - самый ценный и необходимый кристалл на земле . А потому слеза есть жемчужина души. Жемчужина бесценная , богатство и ценность которой в том и заключается , чтобы быть НЕДОБЫВАЕМОЙ из недр души и НЕУВИДЕННОЙ никогда!!!
      
      
      


                1989 год. Мариуполь. Украина.