Всего лишь врач Глава4

Синицын Василич
    Он  действительно  мудрствовал,  и  злился  на  себя  за  это.  Все  его  попытки  определить  в  чем  же  состоит  особенность  его  прошедшей  жизни,  и  существует  ли  вообще эта  особенность, заканчивались  неудачей.  Он  полагал,  что  особенность  не  следует  путать  с  индивидуальностью.  То,  что  жизнь  каждого  индивидуальна,  это  понятно. Понятно,  что  каждый  человек  идет  своим  жизненным  путем, и  на  этом  пути  встречается  с  только  ему  предназначенными  обстоятельствами, людьми, происшествиями  и  т.д.  Но  вот  , допустим, все  смотрят  на  одно  и  тоже  небо  или  на  картину  художника,  они  же  видят  разное, и лишь в  общих  чертах  воспринимают  это  небо  и  эту  картину  одинаково,  похоже,  и  никогда  не  узнать,  в  чем  именно  их  восприятие, их  впечатление  от  увиденного,  услышанного,  прочитанного   разнится. Бывает,  что  несколько  мужчин  влюбляются  в  одну  и  ту  же  женщину, но  ведь каждый  из  них  находит  в  ней  что-то  свое.
    Иными  словами  его  интересовало,  в  чем  состоит  сущность  индивидуума?   Будучи  в  аспирантуре, готовясь  к  сдаче  кандидатского  минимума,  он  посещал  занятия  по  диалектическому  материализму, которые  вела  преподаватель  кафедры  их  академии  -  молодая, умная  женщина,  одевавшаяся вопреки  моде  в  длинные  балахоны  из  темной  ткани, призванные  подчеркнуть  ее  независимость  в  суждениях.  Она  была  влюблена  в  Маркса,  и  сумела  вызвать  в  слушателях  интерес  к  его   философским  взглядам.  Действительно,  как  философ,  Маркс  представлялся   более  интересным  мыслителем,  чем,  как экономист.   «Тезисы  о  Фейербахе»  -  гениальны.  Маркс  написал  их  в  том  же  молодом  возрасте,  в  каком  Микеланджело  ваял  «Пьету».  «Сущность  человека  не  есть  абстракт, присущий  отдельному  индивиду. В  действительности  она  есть  совокупность  общественных  отношений».  С  этим  следует  согласиться.  Маугли,  воспитанный  в  волчьей  стае,   не  может  считаться  человеком.  Выходит,  что  в  человеке  главное   все-таки  -  «позолота»,  а  не  «свиная  кожа».  По  отношению  к  определению  сущности  человека  это  утверждение  справедливо,  но  в  чем   сущность  индивида?  Ведь  индивидуальность  присуща  не  только  человеку, но всему  живому,  тому  же  волку,  наконец.  Это  из  другой  оперы,  и  общественная  жизнь  здесь  скорее  всего  ни при  чем. Может  быть,  это  вообще  не  философская  категория?  Для  атеиста  это  категория  анатомо-физиологическая. Просто  индивидуальные  особенности   строения  мозга,  разное  количество  нейронов,  разная  скорость  передачи  нервного  импульса и  т.д. Ой  ли?
     А  Маркса  у  нас  постарались  поспешно  дезавуировать. Особенно  последний  тезис: “ Die  Philosofen   haben  die  Welt  nur  verschieden  interpretiert,   es  kommt  darauf  an  Sie  zu  ver;ndern”.  Слово  «революция»   стало  чуть  ли  не  запретным. Услышав  его,  любой  уважающий  себя  интеллектуал   болезненно  сморщится  и отвернется,  как  от  назойливой  мухи : «Что  вы,  что  вы…  только  эволюционный  путь. Никаких  революций.  Хватит.  Уже  наелись».  И  верно  -  будем  эволюционировать,  подождем,  когда  сами  собой  наступят  времена  и  успешными  бизнесменами  станут    не  только  жены  градоначальников  и  вице-премьеров  правительства,  но  и  обычные  граждане;  подождем, когда  в школах  поймут, что  их  основная  задача  выпустить  из  школьных  стен  нравственного   человека,  а  потом  уже,  знающего  основы  точных и  естественных  наук,  а  для  этого  надо прежде  всего  в  корне  поменять  преподавание  литературы,  сделав  ее  главным  предметом;  подождем, когда  в  стране  престижными  окажутся  профессии  учителя,  врача, исследователя, рабочего  и  фермера  и  они  перестанут  завидовать зарплатам  телеведущих, шоу-менов, менеджеров  по  продажам  и  футболистов;  подождем…  Спешить  некуда. Не  мы,  так наши  внуки…   Но  ведь  революции  бывают  не  только  социальными.
    Он  чувствовал,  что  все  его  рассуждения  на  самом  деле  банальны  и  ,  в  общем,  убоги. Он  просто  не  хочет  расставаться  с  какими-то  эпизодами или  иллюзиями  своей  жизни, которые  были  важны  только  для  него  и  которые,  как  он  считал, и  составляли  ту  самую  особенность  жизни  каждого  человека, что  будет  похоронена  вместе  с  ним. В  этой  жадности  сохранения он  напоминал  себе  гоголевского  героя, не  желавшего  расставаться  ни  с  одной  копейкой. 
    Он  понимал,  что «свиная  кожа»  каждого  абсолютно  непознаваема  для  других, как  тайна  мироздания. И останется  тайной  навсегда. Все,  что  мы  можем  знать  о  ком-то, лишь  ничтожно  малая  часть  его  сути,  касающаяся  прежде  всего  «позолоты». Мы  ничего  не  знаем  друг  о  друге, так мы  устроены. Закон  природы. Эти  рукописи  сгорают  дотла,  так  никем  и  не  прочитанные.
    Понятно,  что  истоки  своей  «свиной  кожи»  следовало  искать  в  детстве, но  не  вспоминать  же  все  подряд,  тем  более,  что  методология  поиска  по-прежнему  была  ему  не  ясна.   Он  мог  вспомнить  все,  но  что  толку…
 
         Первая зависть,  но  еще  не  ревность,  к  мужчине,  как  к  объекту  женского  внимания,  возникла  у  него  к  герою  песни  в  исполнении  Руслановой: « Помню  я  еще  молодушкой  была.  Наша  армия  в  поход  далекий  шла. Вечерело,  я  стояла  у  ворот, а  по  улице  все  конница  идет»  Он  хорошо  знал  это  -  «вечерело»,  это  было  ему  знакомо  по  дачной  жизни,  когда  кончался  томительный  летний  день,  прошедший  в  скучной,  одинокой,  праздности  детства,  и  он  выходил  после  ужина с  молоком  за калитку,  садился  на  лавочку  и  смотрел на  Варшавское  шоссе,  спускавшееся  с  Лангиной  горы. Красный  закат  сгущался  до  черноты  у  самого  горизонта,  и пыль,  что днем поднимали  за  собой  грузовики ,  заезжая  колесами  на  обочину, лежала  вечером  спокойно,  как  отяжелевшая  после  дождя. Он  понимал,  что  картина  вечернего  пейзажа  перед  его  глазами,  не  такая  ,  как  должна  быть  в  песне. Там  речь скорее всего  шла  о широком проселочном  тракте,  по  которому  ежедневно  гнали  скот  на  пастбище, и жаркий  воздух    постоянно оглашался  затяжным,  бестолковым   мычанием,  а  заборы  хат  или  изб  были  из  горизонтально  сколоченных  жердей,  а  не  из вертикальной  решетки   штакетника,  как  у  них  на  даче. Но  «вечерело»  одинаково,  в  этом  он  был  уверен. Еще  едва  ощутимая,  прохлада  наступающих  сумерек;  даль,  где  становится  недоступной  глазу  дорога; преждевременное  ожидание  нового  дня  -  все  это  было  общим  в  понятии «вечерело».  И  еще  что-то…
    «Наша  армия…»  Русская  армия.  Уже  в  детские  годы  он  испытывал  громадное уважение  к  русской,  царской  армии. Он  уже  знал.  что царская  армия существовала  прежде  Красной.  Хотя  в  том  семилетнем  или  восьмилетнем  возрасте,  что  достоверного  он  мог  знать  о   ней?  Он  видел  солдат  на  картинах  Верещагина, печатавшихся  в  журнале  «Огонек» – их  белые,  выгоревшие  на  солнце,  мундиры  туркестанского  корпуса ,  и узкие, прямые  штыки  над  дулами  винтовок,  висевшие  за  спинами  солдат… он  видел  фильм  «Герои  Шипки»,  и  помнил  фамилию  генерала  -  Скобелев… и,  пожалуй,  это  все,  что  он  знал  к  тому  времени  о  русской  армии,  хотя  и  рос  в  семье    военного  и  о  Красной  Армии  знал  уже  много.  Еще  рассказ  деда,  когда  они  гуляли  по  парку  и  подошли  к  памятнику  «Стерегущему»,  где  бронзовая  вода  хлестала  через  открытый  иллюминатор,  и  два  матроса,  как  ему   сначала  подумалось,  пытались  закрыть  его, но  оказалось  все  наоборот. «Они  нарочно  открыли  ,  чтоб  затопить  корабль,  они не  хотели  сдаваться  врагу». Но  даже  этих  отрывочных  сведений    хватило  на  то,  чтоб  представить   нескончаемую  колонну  пехоты  со  скатками  шинелей  на  груди,  устоять  перед  которой  не  дано  никакому  врагу. Он  ясно  представлял  себе,  как  пылят  по  дороге  солдатские  сапоги, как  устало  движется  колонна,  хотя  в  песне  речь  шла  о  коннице,  но  кавалерия  была  ему  еще  меньше  знакома  и  правдиво  представить,  как  она  выглядела,   он  не  мог.
    Молодую,  рослую  крестьянку,  черноволосую,  с  неприбранной  головой,  жалостным  взглядом  провожающую  шеренги  солдатушек-бравых  ребятушек,  он  представлял  себе  очень  хорошо,  а  вот «парня»,  что  попросил  напиться  воды, четко  вообразить  не  мог. Да -  в  первом  прослушивании  песни  он  вместо  «барин  молодой»  услышал  «парень  молодой». Но  потом,  в  третий  или  пятый  раз  ставя  на  бархатистый   диск патефона черную,  с круглой,  красно-золотой   эмблемой   в  центре,   пластинку   расслышал  уже  отчетливо: «  Всю-то  ноченьку  мне  спать  было  не  в мочь. Раскрасавец  барин  снился  мне  всю  ночь».  И  «барин», бывший в  песне одновременно  и  офицером,  сильно выигрывал  в  его  воображении  по сравнению  с каким-то  «парнем». Парней  и  в  деревне  могло  быть   предостаточно, и  вообще  в  парнях   не  было ничего  интересного, а  вот  молодой барин,  да  еще верхом  на  коне,  мог  появиться  только вместе  с  этой  чудесной армией,  к  которой  барин  принадлежал  по обязанности  дворянского  сословия. Так  что  это  был  уже  практически  принц  из  сказки. Он  радовался,  что крестьянка  влюбилась  именно  в  барина,  что   подтверждало  его  догадку о том,  что   социальное  неравенство  между  людьми  ничего  не  значит  Этому  его  учили  и  сказки,  пока  не  пришло  время  иных  педагогов. Сюжет  песни  тоже  напоминал  сказку,  только  на  этот  раз в  исторически   реальном  обрамлении. И  в  генерале,  который  «  весь  израненный  .. жалобно  стонал»  было  столько  общего  со сказочными  богатырями,  тоже  израненными,  и которым  могла  помочь  только  живая вода.
Он  -  маменькин  сынок,  испытывал  страшную  зависть  к  герою  песни, образ  которого   не  давал уснуть  молодой,  черноокой  красавице-крестьянке.  И  то, что  потом  молодой  барин  превратился  в  седого  генерала, раненого  в  боях, только  усиливало  эту  зависть. Как  бы  он  хотел  оказаться  на  его  месте,  стать  таким  же.  Одинаково  с  генералом  он  мучился  в  душной,  нагретой  за  день,  горнице,  с  почему-то  плотно  запертыми  окнами,  и  даже  откинув  одеяло, сбив  его к  стене с  толстым  слоем  дешевых  обоев, клееных    друг  на  друга  во время  ремонтов,  что  превращало их  в толстую, воздухонепроницаемую  корку, не  мог  заснуть  от  ночной  жары. Что  такое  боль  от  ран  ему  тоже  было  известно.  Роясь в  песке  возле  сосны.  поранил  руку    стеклом,  десятисантиметровый  шрам  по  краю  кисти  ниже  мизинца остался  на  всю  жизнь. Крови  порядочно  тогда   натекло, хоть  распорота  была  только  кожа, и на  следующий  день  дед отвел  его  в  медпункт  пионерского  лагеря, что  находился  в глубине  леса, у  крохотного,  черного   озера  с  названием  «Свинячье»  в  паре  километров  от  их  дачи;  там  ему  сделали  прививку  от  столбняка. Рану  зашивать  не  стали,  просто  туго  перебинтовали  кисть, и  несколько  дней  не  велели  трогать  повязку  и  не  мочить.