Связь проблематики и названия. Недоросль Фонвизина

Зоя Орлова
 Как название комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» связано с её проблематикой?

Митрофан – это главный герой комедии, сын госпожи Простаковой. Ему шестнадцать лет, поэтому он пока привольно живёт в родительском доме, якобы готовясь к поступлению на службу. Дети дворян могли получать образование или в специальных учебных заведениях, или дома. Государство полагалось на ответственное отношение родителей к делу воспитания достойных сынов Отечества. Но нередко помещики (особенно, если сами были необразованными и невежественными людьми) баловали своих чад, холили и нежили, выполняли все их капризы и прихоти. Часто такой «недоросль» (молодой дворянин, не достигший совершеннолетия), который ещё до службы НЕ ДОРОС, вовсе не хотел учиться и трудиться, зато готов был жениться, желая продолжать бездельничать, в пустой праздности влачить свою жизнь.

  Митрофанушка не мог мыслить иначе, чем матушка, которая с детства вселяла в него уверенность в завтрашнем дне, говорила о легкости достижения успехов в карьерном росте: «Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лёжа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?» Помещица вырастила из сына себе подобное чудовище: любимые занятия недоросля – поесть, поспать, на голубятню забраться, с дворовыми полаяться, а заодно и маменьке нагрубить, если докучать станет.
 
С первых слов, произнесённых Митрофаном в комедии, он заявляет о себе, как личность крайне неприятная, хотя это ещё не взрослый человек, а юноша. Но даже слово «юноша» звучит слишком благородно, оно не для Митрофана (потому и назван НЕДОРОСЛЕМ). Вспоминаются строчки из оды Ломоносова, где он убеждал, что «науки юношей питают». К Митрофану это явно не относится, он на просьбу няни Еремеевны пойти поучиться отвечает грубо, агрессивно: «Ну, ещё слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему». Но через минуту он уже просит, чтобы Еремеевна заслонила его, здорового и толстого детину, от побоев дяденьки.

  Речь Митрофана ярко характеризует его как человека, действующего всегда в своих интересах: он или использует бранные слова, или, при необходимости, говорит заискивающе («как не целовать, дядюшка, твоей ручки»), или откровенно  шантажирует мать, когда запугивает её, добиваясь отмены занятий: «Ведь здесь и река близко. Нырну, так и поминай, как звали».

С матерью Митрофан часто бывает вымогателем. Он может согласиться на ненавистное учение, но при этом будет хитрить, отлынивать, или угрожать и требовать, а иногда ставит условия: «Час моей воли пришёл. Не хочу учиться, хочу жениться». Мать долго не обращала внимания на то, что у сына нет к ней ни любви, ни доброты, ни уважения. Правда, иногда он её «жалеет» за тяжёлую обязанность «раздавать тумаки» холопам, а иногда и батюшке. Но однажды, когда мать ждала сочувствия от сына, он грубо оттолкнул её со словами: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».

Со слугами Митрофан так же бесчеловечен и жесток, как и госпожа Простакова. Он ни разу никого не пожалел, а только добивался всё новых наказаний для тех, кто ему чем-либо не угодил, так как крепостных он за людей не считает. Учителя, в его понимании, те же слуги подневольные, и обязаны подчиняться ему и маменьке, раз им деньги платят. Он командует учителями, грубит им (например, Цыфиркина называет гарнизонной крысой).

Пример маменьки, которая во вседозволенности и безнаказанности дошла до крайней степени жестокости, до какого-то звериного невежества и злобы, стал лучшим уроком для будущего хозяина поместья. Тут он оказался послушным учеником, и это ярко проявилось в эпизодах подготовки венчания Софьи с Митрофаном, вопреки воле и желанию девушки. Митрофан слушал указания матери и обещал всё исполнить, как велено. С правами Софьи (дворянки, а не крепостной крестьянки) никто не собирался считаться. Беззаконие в поведении Простаковой и её сына стало нормой для них, поэтому неудача в насилии над человеком рассматривается ими только с одной стороны: кто из слуг «дал маху», почему не успели увезти Софью рано поутру тихо и быстро, чтоб никто не вмешался и не помог девушке.

С теми, от кого зависит дальнейшая судьба господ и их имения, Простаковы сдержанны и лицемерно почтительны. Митрофан во время «экзамена» терпеливо отвечает на вопросы и поражает Стародума и Правдина редкостной безграмотностью, невежеством, ленью. Недоросль раздосадован («пристали с ножом к горлу!»), но не позволяет себе привычной распущенности, грубости. Так же беспрекословно принимает он решение Правдина отправить его на службу.

Таким образом, в названии произведения отразились главные проблемы времени:
 
1)некоторые особенности просвещения и воспитания в России XVIII века;
2)отрицательное влияние крепостного права как на господ, так и на слуг;
3)необходимость реформ.

У думающего читателя при знакомстве с героем комедии Фонвизина возникает однозначный вывод, что этого недоросля нельзя допускать к государственной службе. Какую пользу Отечеству может принести Митрофан, невежественный, жестокий, ленивый человек? Пользы не будет никакой, только вред. Для того и создал Д.И.Фонвизин свою комедию и образ помещичьего сынка, чтобы показать обществу, какие «недоросли» воспитываются многими дворянами и в чьих руках может оказаться будущее России.