Пел в Москве эстонский паренёк... Памяти Я. Йоалы

Елена Грислис
                В минорном, грустном сентябре
                В тоскливой маленькой стране
                Уснул певец Любви большой...
                ЕГ               
               
               


        Он вышел на сцену очень давно, в годы, когда мне было двадцать. На  лице его светилось солнце, а голос был какой-то неземной - с твёрдыми металлическими гласными и мягкими согласными, звучащий из неведомых нам сфер. Его звали Яак Йоала. И только что его не стало...

         И сразу вспомнилась мне десятидневная туристическая поездка  в тот немного мрачноватый, но сказочный город под названием Таллинн. Это было начало восьмидесятых. Ни о каком СССР я так ни разу и не услышала на протяжении всех экскурсий по республике, а только гордое: наша страна. Да, такого я никак не ожидала, тщетно надеясь на более тёплое гостеприимно, хотя моя соседка по номеру в гостинице "Виру", ежедневно ораторствовала: "Фашистюги недобитые...". На что я неизменно парировала: "думаю, что здесь вы не правы". И в очередной раз соприкасаясь с бытом, манерами, сервисом в магазинах, кафе и ресторанах, я не уставала удивляться пусть холодноватости, но и совершенно другому подходу ко всему - от людей до аккуратных надписей. Правда, в конце я внутренне "замёрзла" от всего сразу, ибо "граждане государства" оказались запакованными словно в непроницаемые футляры, куда "вход" русским был категорически воспрещён.

       Но среди подавляющего большинства общей серой массы, в которой все лица сливались в нечто предсказуемое и отчуждённое целое, вдруг всплывают любимые голоса ушедших.... певца Георга Отца, или тележурналиста Урмаса Отта.
А теперь вот его - "кремлёвского соловья" Яака Йоалы. И слезы невольно появляются на глазах - ведь голос этого певца навечно поселился в сердцах миллионов одной шестой нашей планеты под названием СССР. И  тут же у меня в голове запульсировала  песня Р.Паулса на слова А.Вознесенского:

Я пою в нашем городке
Каждый день в шумной тесноте.
Ты придёшь, сядешь в уголке,
Подберу музыку к тебе.
 
Подберу музыку к глазам,
Подберу музыку к лицу,
Подберу музыку к словам
Что тебе в жизни не скажу.

               
      ...И вот уже перед нами весь его путь, который закончился 25 сентября 2014  года. Напомню лишь, что Яак Арнович Йоала родился 26 июня 1950 года в Вильянди - ганзейский городке  Эстонии на берегу озера с одноимённым названием. Со времён первого городища и постоянного поселения, относящегося к эпохе викингов,  эта земля была под властью многих пришельцев. Так, в начале XIII векa эти земли были завоёваны Орденом меченосцев, чья крепость Феллин считалась мощнейшей на Балтике и в 1283 году получила вместе с поселением статус города. В начале XIV века Феллин становится членом Ганзы и важным пунктом в торговле Ганзы с Россией, что привело к процветанию города. Ливонская война подорвала его позиции крепости, поляки затем дорушили.  Шведы, которые хозяйничали в 17 веке, вынуждены были уступить эти земли затем и России.  В 1783 году Екатерина II сделала Феллин центром уезда.

                Но вернёмся к знаменитому жителю этой земли.  Музыка окружала маленького Яака с детства благодаря маме – она была музыковедом. В три года он спел арию из оперы «Аида». Близкие пришли в восторг и решили, что судьба его определена. Когда мальчику исполнилось семь, родители записали его не в простую общеобразовательную школу, а с музыкальным уклоном. Он вспоминал: "Мне было ужасно тоскливо сидеть дома и петь сольфеджио, когда за окном друзья запускали змея или гоняли мяч. Словом, в эти годы я, как самый типичный вундеркинд, «варился» в Бахе и Моцарте". Но потихоньку от мамы  он пел под гитару на школьных вечерах. А однажды в летние каникулы устроился на авторемонтный завод и увидел там "карты" - гоночные автомобили без кузова. Юный Йоала буквально разрывался между двумя страстями – между нежной флейтой и грубым автомобилем. И все-таки он поступил в училище по классу флейты. Но  гонки на картах по-прежнему оставались его любимым видом спорта и развлечения.       

           Музыкальную карьеру Яак Йоала начал в 17 лет в ансамбле «Кристалл», в составе которого выступил в 1966 году на республиканском телевизионном конкурсе инструментальных ансамблей. Ансамбль стал победителем, и Кикерпуу, известный эстонский композитор и редактор музыкальных передач на телевидении, предложил выступить с часовой программой на голубом экране, но только с условием, что один из участников ансамбля споёт несколько современных песен. Так Яак Йоала стал певцом, выступая затем в качестве солиста ансамблях Virmalised и  Radar. В 1975 году двадцатипятилетний артист получил специальный приз жюри на престижном международном конкурсе песни в Сопоте. Он спел в Сопоте песню Раймонда Паулса «Подберу музыку», и она стала лауреатом. Впоследствии он вспоминал, что , когда пел: «Подберу музыку к глазам. Подберу музыку к лицу», – представлял свою жену Дорис и пел именно для нее.

           Где же взошло "солнце" его славы?  Нет, не в Сопоте вовсе, а в благословенной России.  Яак Йоала исполнял песни известных советских эстрадных композиторов — Давида Тухманова, Александра Зацепина, Раймонда Паулса и других. Он и сам олицетворял собой Солнце, по странной прихоти засветившее нам с холодных балтийских берегов. Это был воистину лучистый дар!  А  песня "Солнечные часы", в которой просиял звон колокольчиков Руси, стала лауреатом Всесоюзного телевизионного фестиваля советской песни "Песня-78".

Он пел, и я по-неволе, ощущала тепло солнечных лучей:

Солнце, ты посмотри, какое солнце в вышине,
Солнце, оно тепло своё несёт тебе и мне,
Солнце над непогодой и невзгодами взошло...

И лучшее пожелание всем нам, которое хотелось исполнить:

Солнце, я знаю, солнце есть у каждого из нас,
Солнце, я так хочу, чтобы огонь его не гас,
Солнце, дарите солнце, как весенние цветы,
И увидите, к вам вернётся свет его доброты.


И восхитительный припев, ставшей здравицей советского времени:

 Давайте удивляться, удивляться,удивляться чудесам,
 Распахнутого сердца не жалея,
 Давайте жить, давайте жить по солнечным часам,
 И станет на земле ещё теплее.

                (муз. В.Мигули, сл.И.Резника).


                В канун нового 1979 года на советском телевидении прошла премьера музыкального телефильма «31 июня», в котором прозвучало несколько песен в исполнении Яака Йоалы. С этого времени к певцу пришла огромная популярность. В своём творчестве он равнялся лишь на истинные образцы, каким для него был  Клифф Ричард. Из российских же эстрадных певцов с большим уважением относился к Софии Ротару и Алле Пугачевой и, конечно же, к непревзойдённому Муслиму Магомаеву.

           Как же работал музыкант, каким принципам он следовал?  Как-то в одном из интервью его спросили по какому принципу он отбирает песни в свой репертуар и что тут для него важнее: мелодия или текст? Яак Йоала честно и предельно чётко ответил: "Самое главное: песня должна мне понравиться с первого взгляда. Да, как человек. Потому что в песне, как и в жизни, для меня важно первое впечатление. Теперь что важнее? Песня – музыкально-поэтическое произведение. Значит, здесь одинаково важны и текст и мелодия. Они друг без друга не могут жить в этом случае. Необходимо, чтобы стихи были настоящие, чтобы в них мысль и чувства были, чтобы заставляли думать. А не набор слов в рифму.  Без музыки стихи не споешь, понятно. И потому она тоже должна быть настоящей. Ведь музыка – особая форма отражения жизни, ее проблем. Словом, каждая песня – маленькая история из жизни, может быть, даже из моей".

        И люди чувствовали это! Яака Йоалу тепло встречали во всех уголках бывшего СССР. А возвращаясь  с  гастролей он проводил время со своими любимыми - женой и сыном. Но проходил день-другой и он уже мчался на студию звукозаписи. Да и дома постоянно слушал, играл, сочинял, импровизировал. Муслим Магомаев писал о Яаке певце: "Артистическая внешность, броская, именно эстрадная манера пения, без налёта вульгарности, подчас выдаваемой за «эстрадную специфику», без штампов, копирования кого-то и чего-то. Яак Йоала поёт красиво, взволнованно, что называется, на нерве".  / Газета «Советская культура», № 35, 1981.

               В 80-е годы певец много гастролировал, участвовал в праздничных концертах, снялся в нескольких музыкальных фильмах. Например, в фильме-концерте «Звёзды олимпийской регаты». /ЦТ и ETV, 1980; «Jaak Joala. /Eesti televisioon, 1981 и других, а также телепередачах «Утренняя почта», «Голубой огонёк»…. Как тут не вспомнить знаменитую "Лаванду" (муз.В.Матецкого, слова М.Шаброва),написанную для дуэтного пения. Ведь эта песня была впервые исполнена Софией Ротару в дуэте с Яаком Йоала в эфире новогоднего телевизионного «Огонька» в ночь с 1985-го на 1986-й год.  Как же сочетались тембрально безукоризненно чистый  голос Яака и страстное сопрано Софии, ныне признанное "золотым голосом" Украины!

               
   
        Да, не всё шло как по накатанной дорожке. С развалом СССР, как и большинство творческих людей, в одночасье попавших "за границу", Яак Йоала практически прекратил концертные выступления. Но как видно настоящему человеку и мастеру всегда найдётся дело. И после ухода со сцены Яак Йола преподавал по классу гитары в Таллинском музыкальном училище. А умел он не только это и  если он что-то делал, то выкладывался максимально. Обладая недюжинной одарённостью, Йоала виртуозно владел различными музыкальными инструментами. Сохранились записи его исполнения на фортепиано, флейте, гитаре, ударных. В данной связи хочется отметить, что среди прибалтов это нередкое явление.

            В 2000 году заслуженный артист Эстонии Яак Йоала стал одним из учредителей Эстонского союза исполнителей — организации, защищающей авторские права эстонских музыкантов. Являясь членом правления, он несколько лет фактически возглавлял Эстонский союз исполнителей. За плодотворную деятельность на ниве искусства Яак Йоала был награжден в 2010 году знаком за заслуги ордена Белой звезды IV класса.

       Яркий, звонкий и наполненный голос певца будил самые лучшие чувства и мысли, не оттого ли прозван "соловьём"? Ну, а то что "кремлёвским", как его называли с явным скепсисом свояки, то тут я не могу согласиться, хотя не считаю, что это так уж плохо. И всё же я бы уточнила: Яак Йоала был соловьём советской эстрады. Известно, что сам певец любил песню Д.Тухманова и В.Харитонова "Фотографии любимых". Мне же очень близка в его исполнении песня Р. Паулса на слова А. Дементьева "Я рисую". Признаюсь, что она часто звенит в моих ушах и мне хочется всегда думать, что я остаюсь для кого-то по-прежнему самой любимой. Таково влияние подлинного искусства, рождающего истинный романтизм, как в те двадцать лет, когда я впервые услышала этого певца, покорившего сердца миллионов. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ.


                26.09.14