Лунная соната

Валентина Жакович
Как я люблю последние две недели учебного года, когда идет самая главная подготовка  к переводным экзаменам. Когда вся рутинная и ремесленная работа по разбору и выучиванию текста  уже позади и остается последний этап - создание из простого  набора нот настоящей музыки.
 
Самое трудное в нашем деле - это научить ребенка ее понимать.
Причем  не просто  разбираться в технологии, а именно ощутить на уровне подсознания, что  автор  переживал в момент создания произведения, что  он чувствовал, о чем думал... Пережить все то же самое, и потом "руками" передать эти переживания и мысли слушателям...
 
У кого-то это есть от природы. Им повезло. Эти везунчики всегда получают от музыки удовольствие, даже если приходится выучивать самые трудные ноты.
Но есть и другие...
Которым природа не дала музыкальности, но дала усидчивость и терпение, а главное - большое желание понять и научиться ощущать и  переживать музыку.
Именно - ощущать и переживать, потому что я всегда внушаю ученикам, что играют только ремесленники. Настоящий музыкант всегда переживает и проживает музыкальное произведение, пропуская звуки через свои нервы и чувства...
 
У меня их 6 человек. Моих любимых учеников.
 
Среди них Саша.
После того, как она проучилась год, я сделала то, чего не делала ни разу в жизни  - я предложила Сашиной маме забрать девочку из школы и не тратить попусту время. Мама оказалась мудрее меня и сказала
- Пусть хоть на тройки, но Саша будет учиться...
 
Видит Бог, сколько раз я пожалела о том, что не распознала в этом зажатом и вечно испуганном ребенке настоящего музыканта. Такой прокол со мной вышел только один раз. С Сашей.
 
И сколько раз я благодарила Судьбу, что мама не приняла мои слова всерьез и не забрала девочку из школы.
 
Общаться с ней очень трудно.
Саша от природы настолько молчалива и застенчива, что создает впечатление испуганного волчонка...Слова от нее не добьешься.
Но зато все мои слова Саша ловит мгновенно, она внимательна, исполнительна и старательна.
И из под ее пальцев иногда исторгаются такие чувства, которые не всегда могут передать и более талантливые дети...
 
Сейчас Саша разучивает очень серьезное произведение -  "Лунную" сонату Бетховена.
Это уже не детская простенькая пьеска. Это - великое произведение великого музыканта и великого человека...
И отношение к каждому звуку должно быть совершенно особенное - внимательное, чуткое и осмысленное.
 
-Саша! Эту  музыку нельзя играть просто так. - говорю я -Ты обязательно должна почувствовать  энергию, прячущуюся за медленным темпом и скромной, малоподвижной мелодией. Если ты не ощутишь ее, то твои слушатели уснут на первой  же странице. Но если ты сумеешь понять  и передать трагедию, которую пережил автор, почувствуешь всю боль, которую нужно прятать от посторонних и которая только на мгновение прорывается, как крик раненой души, то твои слушатели будут сидеть в напряжении и в ожидании каждого нового звука, а когда  музыка закончится, они с сожалением скажут - Как жаль, что  соната такая короткая, как жаль что она так быстро закончилась, как бы я хотел пережить  ее снова....
 
Саша мгновенно ухватила весь скрытый трагизм этой, на первый взгляд, просто красивой лирической музыки... Но вот заключение ей никак не дается.
-Ну Валентина  Владимировна...Тут же нет никакой мелодии! - возмущается Саша. - Просто шесть раз повторяется "соль-соль-соль" в левой руке. Какие чувства можно выжать из одной ноты?
 
Я обескуражена и первое время не нахожу что сказать. Действительно шесть музыкальных фраз из трех повторяющихся "соль"
 
Потом открываю альбом с картинами великих художников, которым пользуюсь на уроке музыкальной литературы и рассказываю Саше о точке "золотого сечения", о нагнетании напряжения, кульминации и спаде...Конечно, мы и раньше говорили о таких вещах, но сейчас это все подкрепляется картинами,их образами...
Мы вспоминаем и жизнь самого Бетховена -  обрушившуюся на него глухоту в самый расцвет молодости и творческой активности...Мне не хочется давать Саше готовый образ. Мне хочется, чтобы она нашла его сама.
И она находит... Да какой!!!!
 
-Первые "соль-соль-соль" - это робкая просьба  -"Отведи от меня беду, Господи" . Но Господь не отводит...
Вторые "Соль-соль-соль" - это уже просьба настойчивая, страстная...Но и она не помогает...
Третье "соль-соль-соль" - это уже крик о помощи, отчаянный и горький...
Четвертое "Соль-соль-соль" - - это потеря надежды.Человек устал молить о помощи и понимает, что помощи не будет и надо смириться с неизбежным...
Пятое "соль-соль-соль" - это само смирение, но еще с сожалением и обидой...
А последнее "Соль-соль-соль" должно быть светлое. Это настоящее смирение и принятие своей Судьбы...
 
Конечно, Саша все это мне рассказывает своими словами, по детски, но какова суть!
И откуда только в этой совсем юной 13 летней девочке столько жизненной мудрости взялось? Столько понимания настоящей человеческой трагедии и сути человеческого смирения?...
 
Саша садится и еще раз играет "Лунную".
Теперь я уже не могу спокойно сидеть и слушать...Под звуки  старенького, дребезжащего, разбитого пианино разворачивается передо мной  настоящая жизненная трагедия  - и Судьба, которая "стучится  в дверь", и победа Человека над Судьбой и над самим собой...
 
И какая по сути теперь разница, какую оценку получит Саша?
 
Главное - это то, что сейчас произошло на этом уроке...Чудо маленького жизненного открытия!
И имя Бетховена теперь для Саши больше  не будет пустым звуком и музыка эта никогда не пройдет и не забудется...
Но главное, что "Лунная" помогла Саше что-то очень важное в жизни понять...Заставила задуматься о каких-то самых главных, самых правильных  вещах
 
Ах! Как же я все-таки люблю эти последние две недели перед экзаменом.