А мне мёртвую, пожалуйста... ретрошопинг

Ольга Парусникова
В какой-то момент восьмидесятых годов прошлого века вдруг практически исчезла рыба, то есть любая. А у меня жила кошка и надо было её чем-то кормить.
Прихожу в магазин «Океан». В продаже имеется живой карп. Очередь огромная. Пристраиваюсь в конце. И в ужасе думаю, как же мне быть… Дело в том, что я страшно боюсь живую рыбу. Даже не боюсь, это не то слово… Просто для меня нести домой в сумке живую рыбу, то же самое, что купить хомячка, посадить его в банку с водой, закрыть крышкой и спокойно смотреть, как он там страдает.
Но что делать, кошку-то кормить надо.
Стою в очереди, переживаю…
Рыбы плавают в огромном аквариуме, часть из них уже «уснула»…
Каждый следующий покупатель просит продавщицу:
- Положите мне, пожалуйста, живую рыбку.
Мрачная женщина за прилавком спокойно кладёт на весы мёртвого карпа, не слушая просьб и возражений.
Я немного успокаиваюсь но, когда подходит моя очередь, на всякий случай говорю:
- А мне мёртвую, пожалуйста…
Продавщица подозрительно смотрит на меня и шлёпает на весы живую рыбу.
- Я мёртвую просила…
Она делает вид, что не слышит. Следом за мной стоит пожилая женщина.
- Возьмёте? – спрашиваю я у неё.
- Конечно, - обрадовалась она.
Я не теряю надежду и пытаюсь объяснить попонятнее:
- Понимаете, я живую рыбу боюсь, я её до дому не донесу… дайте мне, пожалуйста, дохлую...
Продавщица, спокойно, без эмоций, снова выкладывает живого карпа. Люди начинают перешёптываться… Я осчастливливаю следующего человека из очереди и, так как мне отступать некуда, снова прошу:
- Дайте мне, пожалуйста, мёртвого карпа.
Очередь замирает… а продавщица, наконец, сдаётся и швыряет на весы дохлую рыбу. Я счастлива, народ смеётся…
До сих пор не знаю, что это было – равнодушие, упрямство, вредность, тупость? Как тогда говорили – не навязчивый русский сервис.